Готовь сани летом, а журналистов — с пеленок

Иркутские акулы пера всерьез озаботились подготовкой себе смены. Причем начать решили не со студентов — те уже сделали свой выбор, а со школьников. Три дня в Слюдянке работала 1-я Байкальская школа журналистского мастерства. Десятиклассники из Иркутска, Тайшета, Танхоя и Слюдянки постигали азы профессии.

Погружение в будущее

Идея создания такой школы зародилась несколько лет назад. В начале 2005 года педагог Центра детской и юношеской прессы Галина Попова добилась присвоения Байкальской школе журналистского мастерства статуса авторской программы. Занятия прошли в Слюдянке 23—25 сентября. А первыми преподавателями стали представители Иркутского городского отделения Союза журналистов России — Андрей Фомин, Артур Дан, Антон Баталин и другие известные журналисты-практики.

Вместе со своими учителями, которые предпочитали именовать себя коллегами, старшеклассники с головой погрузились в основы профессии. Лекции, семинары, обзоры, практические занятия и мастер-классы заставили школьников прочувствовать, каково это — быть журналистом.

Одни ребята уже имеют небольшой опыт работы в школьных изданиях, другие пока только мечтают о романтической профессии. Но и для тех, и для других большая журналистика — пока еще что-то далекое и, в общем-то, не совсем ясное. Наверное, поэтому общение с настоящими корреспондентами воспринималось ребятами как что-то особенное.

Необычное вдохновение

Для самих журналистов горящие детские глазенки — бальзам на душу. Немногословные в жизни, но вдохновленные восторгом и неприкрытым восхищением публики мэтры проявляли чудеса ораторского искусства и педагогики. Кто бы мог подумать!

Впрочем, утверждать, что все школьники, поварившись в профессиональной среде, поголовно начнут писать тексты или снимать сюжеты, — слишком оптимистично.

— Но если хоть несколько человек из тридцати поймут, что журналистика — это их дорога в жизни и что они пойдут именно по ней, значит, мы это делали не зря, — говорит Антон Баталин, редактор нескольких изданий и преподаватель ИГУ.

Школьники интересовались всем. Обычно, видя перед собой готовый газетный номер, мало кто задумывался над тем, сколько труда нужно вложить в его создание и сколько этапов проходит даже самая крошечная заметка: ее пишет корреспондент, иллюстрирует фотограф, правит корректор, ставит на полосу верстальщик, кромсает и режет редактор. Последний (как правило, это безжалостный, черствый человек, сухарь, злобный и жестокий тип, эксплуататор... Шутка!) подписывает номер в печать...

Больше всего эмоций у будущих корреспондентов вызвали мастер-классы. Как настоящие журналисты, школьники брали интервью, посещали пресс-конференции, работали в авральном режиме, писали материалы, сдавали свои тексты редактору (см. выше). Конечным результатом их работы стал выпуск настоящей газеты.

С уткой по жизни

Хитом сезона стали обычная желтая резиновая утка, с которой обычно маленькие детишки плюхаются в ванне, разноцветная гимнастическая лента и поролоновые заячьи ушки. Как эти предметы связаны с журналистикой, выпытывала у всех организатор Байкальской школы Галина Попова. Первыми о своих ассоциациях поведали дети, а затем взрослые. Вот тут-то и выяснилось, что фантазии нет предела. Умудренные опытом профессионалы тут же залезли в дебри. Так, Артур Дан напустил на себя праведный гнев и спросил в лоб: "Кто автор этой утки и чьи уши торчат за ней?!" Что с него возьмешь, заработался!

А больше всех аплодисментов получила Таня Бикетова из Нижнеудинска.

— Эта гимнастическая лента разноцветная, и мне кажется, что она символизирует саму журналистику — такую же яркую и непредсказуемую.

Метки:
baikalpress_id:  33 524