Листвянка течет и пахнет...

Потоки нечистот уходят в Байкал и грозят экологической катастрофой

Листвянка — культовое место отдыха иркутян и гостей города, настоящая туристическая Мекка местного масштаба. Иностранная речь звучит здесь едва ли не чаще, чем русская. Неудивительно, что этот лакомый кусочек байкальского берега облагораживается заметно быстрее, чем любой другой. Как грибы растут новые гостиницы и кафе, и внешне Листвянка уже начинает приобретать некоторые черты респектабельности. Но мало кто задумывается, что за лоском новостроек и дворцов скрывается огромная зловонная мина замедленного действия. Фекальные емкости переполняются все чаще, а единственный канализационный коллектор изношен до предела.

"Сколько там гущины скопилось"

Типовой листвянский запах — запах копченой рыбы. К нему, особенно летом, частенько примешивается амбре спрятанных на задворках помоек и текущих где-то по окраинам дворов отходов канализации. Запашок от последних то ослабевает, то усиливается, в зависимости от того, насколько переполнилась фекальная цистерна на улице Гудина.

Эта бетонная емкость объемом примерно 100 кубометров была установлена лет тридцать назад для сбора канализационных стоков с двух панельных пятиэтажек. Проектировщики и строители емкости рассчитывали ее на типовой для 70-х годов расход воды. Лет 20 их расчет оправдывался. А потом, когда жители комфортабельного жилья со всеми удобствами стали использовать его под гостиницы, цистерна начала переполняться с устрашающей регулярностью. Зимой на улице Гудина образуется желтоватая наледь, по которой весело катаются местные ребятишки. А летом, какой бы сухой ни была погода, эта улица всегда мокрая. То подсыхая, то разливаясь с новой силой, по ней струится небольшой ручеек с характерным запахом.

— Неделями все бегит и бегит!, — жалуется баба Катя, жительница одного из домов. — И когда только ету систерну почистют? Хто его знает, сколько там гущины за 30 лет скопилося!

Сизифов труд

Между тем емкость выкачивают до 20(!) раз за день. Трехтонная автоцистерна, выпущенная не то на закате социализма, не то на заре демократии, пашет на износ, но не поспевает за потоками канализационных стоков. Машинешка старенькая, разбитая. Нахлебавшись зловонной жижи, она отвозит ее, выкачивает в сборный коллектор и возвращается за новой порцией. По пути этот агрегат щедро поливает улицы Листвянки через раздолбанный, не закрывающийся до конца кран.

Главный инженер Южно-Байкальского МУП КХ Валерий Обухов говорит, что решить проблему могла бы автоцистерна большей емкости — скажем, на основе КамАЗа. Обещали поставить такую технику еще к 1 августа, но до сих пор ничего нет. Кто обещал, инженер назвать наотрез отказался.

Из разговоров с местными жителями удалось выяснить, что на сельском сходе некая дама-предприниматель по фамилии Морозова заявила, что приобретенные ею новые автоцистерны уже работают, так что, видимо, обещание исходило от нее. Только КамАЗов на улице Гудина на видели.

Труба замедленного действия

Канализацию Листвянки разрабатывали в далекие 70-е годы. И что бы ни говорили о пороках застоя, разработчики и строители той поры свое дело знали хорошо. Очистные сооружения Листвянки, несмотря на свой тридцатилетний возраст, по-прежнему сбрасывают в Ангару чистую воду. Но и эта станция работает на пределе своих возможностей. Пятикилометровая напорная труба, подводящая стоки от двух насосных станций, изношена донельзя. А нагрузка на нее все увеличивается.

— Местные жители сдают свои благоустроенные квартиры туристам. Естественно, расход воды резко увеличивается. На столько же возрастает и объем сточных вод, — рассказывает Валерий Обухов. — Добавьте к этому, что многие занимаются рыбной торговлей. Кстати, большая часть засоров канализации в домах — это рыбья требуха. Так что решать проблему нужно всем вместе. Мы делаем все, что от нас зависит. Но и самим жильцам нужно задуматься.

Цена вопроса

По словам Валерия Обухова, автоцистерна КамАЗ имеет втрое большую емкость, чем имеющаяся. Вместо 20 рейсов в день КамАЗу достаточно будет делать 6—7. Стоимость одной такой машины около миллиона рублей.

Напорный канализационный трубопровод нуждается уже не в ремонте, а в полной замене, причем немедленной. Цена нового — примерно 6 тыс. рублей за метр. Умножаем на 5 км, получаем 30 млн рублей.

Примерно столько же, наверное, понадобится на запуск второй очереди очистных сооружений. Итого, грубо, для обеспечения Листвянки на ближайшие лет 20—30 нормальной канализацией нужно вложить около 60 млн рублей.

Вопрос: где их взять? С одной стороны, предпринимателям, качающим туристические доллары, как говорится, сам Бог велел делиться. Дамы и господа, вы сами это нюхаете и клиенты ваши — тоже! Неужели не стыдно?

Но с другой — государство не должно оставаться в стороне от листвянских проблем. Все-таки Байкал — мировое наследие. Наверное, можно наскрести в государевых сусеках пару миллионов американских долларов, чтобы те же самые американцы на берегу самого чистого в мире озера не шлепали босоножками по, пардон, дерьму. Ну и нам, аборигенам, полегче будет.

Загрузка...