Каратэ на рояле

Мстислав Ростропович попросил иркутского школьника сочинить необычное музыкальное произведение

Имя юного музыканта Валерия Степанова иркутяне впервые услышали два года назад, когда мальчик победил на конкурсе пианистов, организованном одной из фирм, продающей музыкальные инструменты. За свою победу школьник получил электрический рояль. В Иркутске тогда никто особо не обратил внимания на это имя, заметила Москва. Несколько специализированных учебных заведений приглашали на учебу. Мстислав Ростропович с восторгом слушал музыку сибиряка, а потом заказал написать пьесу с оригинальным названием "Каратэ на рояле".

Вам никогда не заглядывали в душу?

Музыкальная семья Степановых живет в небольшой квартире в микрорайоне Университетском. С порога сразу становится ясно — весь быт здесь подчинен только музыке. В одной комнате располагается два электророяля, компьютер для записи музыки и небольшой диван. В другой — пианино "Красный Октябрь" имитация ударной установки и родительская кровать.

Первый раз Валера подошел к инструменту в шесть лет, отец поддержал желание сына и стал учить его по своей методе. В девять лет мальчик сочинил свое первое серьезное произведение — "Танец пляшущих человечков", пьесу-ассоциацию. Пока мы беседуем, ко мне на колени забрался старый сиамский кот Миклуха, по-хозяйски изучив гостью, устроился вздремнуть.

— А хотите, он сейчас сыграет вас, вот так, с кошечкой на руках?

У электророяля нет колонок, поэтому собственный портрет предложил послушать через наушники.

Валера на минуту задумался, а потом заиграл... Вам никогда не заглядывали в душу? Я услышала музыку самой себя, мое удивление от встречи с уникальным ребенком, спокойствие и мурлыканье кота. Потрясающе, но мальчик моментально уловил и создал образ состояние, эмоции и переживания. Определить жанр этого произведения неспециалисту сложно, это скорее психологический портрет.

Музыку пишет даже на подушке

Валера в этом году окончил музыкальное училище и экстерном сдал экзамены в областной школе искусств. По сольфеджио ему поставили "отлично", а по специальности — пять с плюсом. Успехи музыкантов принято считать по конкурсам, дипломам и званиям. Юный иркутский композитор в конкурсах практически не участвовал, считает это нечестным — не та конкуренция. Три года назад на джазовом фестивале ему доверили сыграть в финале концерта. Сказать, что публика была после его выступления в шоке, — это ничего не сказать. Но этот успех так и остался за дверями концертного зала, Иркутск о нем ничего не узнал.

Любимыми композиторами мальчик называет Равеля, Дебюсси и классиков джаза — Мишеля Петруччани, Оскара Петерсона. Джаз — самая большая любовь юного музыканта, а хобби — барабаны. По словам отца, сын сочиняет почти каждый день, пьес очень много, и только часть записаны в нотах.

— Иногда иду мимо комнаты ночью, а он сидит и играет, благо не слышно. Бабушка-соседка иногда по батареям стучит, но это когда он на барабанах занимается. А этим летом писал музыку на подушке в поезде.

Клавиши — продолжение пальцев

Мы попросили Валеру сыграть на фортепиано первую его пьесу — тот танец, который он написал в девять лет. Тонкие пальцы легли на клавиши, и пространство разломилось, раскололось на мелкие куски. Аккорды выскакивали из-под рук мальчика, бились о стены и осыпались на пол. Когда сумасшествие звуков оборвалось, не хватило воздуха даже что-то сказать.

— Когда играет танец в зале, публика несколько минут молчит, а потом такое начинается!

Денису Мацуеву Валера посвятил пьесу "Сеньор Мишель", загадочный образ — в мелодии сквозит и блюз, и что-то от песен Листа. Говорят, пальцы становятся продолжением клавиш, у Валеры клавиши — это продолжение его рук, музыка струится и бежит с его пальцев, а звук тянется и вибрирует, даже когда мальчик уже поднял руки над клавиатурой и просто водит сверху раскрытой ладонью. Что это? Единение душ музыканта и инструмента. Или они просто одно целое?

— Я не люблю гулять, мне это не интересно. Рисовать умею, но это тоже не то, а в литературе не прочитал еще ни одного произведения, которое захватило бы меня полностью. Я отдыхаю за инструментом.

Играть на фортепиано помогают барабаны

Ударная установка в квартире Степановых собрана из подручных средств, не считая одного барабана и тарелок. Кожаные сиденья от мотоцикла, табуретка. Но ведь это не главное. Запускается запись с композициями известных барабанщиков — Дэйва Уэйкла, Винни Колаюта, Денниса Чемберса. И Валера играет вместе с ними. Сумасшедший ритм, мелькают палочки. Этот нехитрый инструмент во многом помог Валерию старшему в обучении сына. Одно из самых трудных для техники любого музыканта умение, раскоординация движений, приобретается только здесь, на ударной установке. Главное, чтобы каждая рука могла вести свою мелодию независимо от другой. А это, в свою очередь, раскрепощает музыканта на сцене. Валерий старший изначально, сам того не зная, придумал уникальную методику обучения музыке, испробовал на своем старшем сыне; сейчас подрастает пятилетний Альберт, который уже удивляет знакомых музыкантов своей техничностью исполнения сложных аккордов.

Господин случай

В этом году судьба преподнесла юному музыканту подарок. На одном из концертов присутствовал известный музыковед — бывший преподаватель Гнесинского училища Александр Кушнир-Барановский, который опытным глазом сразу определил — ребенка надо показать специалистам в Москве.

С деньгами на билеты помогла областная школа искусств, директор Виталий Рыжаков уже не раз обращался в разные структуры с предложением помочь талантливому ребенку, но, к сожалению, Иркутск отказался признать своего гения. В Москве усилиями Александра Кушнир-Барановского появилась возможность показать Степанова-младшего в разных заведениях, обучающих музыке. Во многих согласились принять Валеру сразу же без экзаменов, все упиралось в неполное образование: надо окончить 9 классов. Предлагали даже купить в подземном переходе аттестат. Но Степановы не согласились. Хождения по российскому музыкальному олимпу привели в Фонд Вишневской — Ростроповича. Маленького иркутского композитора принял сам маэстро.

— Он оказался очень прост в общении, говорит много и быстро. Был очень рад, что Валера тоже занимается каратэ, ведь почти никто не знает, что у Мстислава Леопольдовича черный пояс. Валера играл ему "Танец пляшущих человечков" и "Посвящение". Маэстро так растрогался , что все время говорил:

— Дайте, я расцелую этого мальчика!

А затем захотел сфотографироваться с гостем, хотя в здании фонда висит предупреждение о запрете пользоваться фотокамерами. Маэстро этого не любит.

Каратэ на рояле

Мстислав Ростропович взял со Степановых обещание, что они приедут продолжить обучение в Москве, и попросил Валеру сочинить пьесу "Каратэ на рояле" и посвящение самому маэстро. Так Степанов-младший стал стипендиатом Фонда Ростроповича.

Юного композитора, несмотря на недуг, принял в больнице профессор Московской консерватории Леденев — его называют Шостаковичем нашего времени — и пригласил учиться к себе. На одном из концертов, куда Валеру с отцом привел Александр Кушнир-Барановский, мальчика слушал Александр Градский. Все музыканты сходятся во мнении: ребенок бесспорно талантлив, он уже сейчас может выступать и собирать полные залы не только в России, но и за рубежом, просто необходимо подучиться, не хватает классического образования. Теперь Степановым надо думать о том, как перебираться в Москву всей семьей. Мальчик еще слишком мал, чтобы мог жить в огромном городе один.

Остров Иркутск

Нам очень хотелось услышать мнение специалистов о феномене Валеры Степанова и абсолютным чудом удалось встретиться с Александром Кушнир- Барановским. Он был в Иркутске, привез своих сыновей Давида и Шимона, делающих первые шаги в музыке. Решили опробовать на себе методику Валерия Степанова- старшего. Оказывается, после встречи с юным иркутским композитором и знакомства с некоторыми талантливыми писателями, художниками и музыкантами нашего города у Александра Семеновича родилась идея уникального проекта "Неизвестная Россия. Остров Иркутск", который позволит познакомить с иркутской культурой Москву, Питер и даже заграницу. Валера станет первым звеном в этом ожерелье талантов. Уже готовится цикл концертов Валерия Степанова-младшего с известным иркутским гитаристом Михаилом Соловьевым, играющим уникальную этническую музыку, и классическим джазовым гитаристом Павлом Воробьевым. По поводу Степанова- старшего московский музыковед посетовал, что такой уникальный педагог в Москве уже имел бы собственную студию, а в Иркутске его просто никто не знает.

"У меня нет друзей"

Как любой талантливый человек, Валера талантлив во всем — он отлично учится в школе, о его успехах в музыке там никто не подозревает. Занимается каратэ, с большой гордостью показывал медали, завоеванные на областных соревнованиях, но это увлечение приходится ограничивать — уже ломал большой палец на руке, а руки надо беречь для музыки. Занимал призовые места в областном конкурсе чтецов.

— У меня нет друзей. Им не интересно, чем я занимаюсь, а мне чужды их интересы. Но я не особенно страдаю, самый большой друг — это мой отец.

В свою очередь Валерий-старший на вопрос, тяжело ли растить гения, ответил:

— Я сам не реализовался в музыке, теперь вижу воплощение своей мечты в сыне.

Когда мы собрались уходить от Степановых, Валерий- отец, вдруг сказал фотографу Сергею:

— А давай, Серега, он тебя сыграет, уж очень ты колоритный мужик, необыкновенный!

И опять я была поражена тонким психологизмом игры юного композитора, он лепил музыкальный портрет из звуков как скульптор — вся тревога, жизненные неурядицы, но тонкий лиричный внутренний мир Сергея... Мальчик уловил то, в чем взрослый мужчина не хотел признаваться даже самому себе.

— Моя самая заветная мечта — сыграть в большом концертном зале с оркестром, бигбэндом и хором.

Он обязательно сыграет, и та самая бабушка, которая иногда стучит по трубам, требуя тишины, придет на концерт композитора Валерия Степанова, приехавшего с гастролями в Иркутск.

Метки:
Загрузка...