По маршруту Красной армии

Экспедиция дошла до сопки, где погибла танковая бригада

Прошло уже две недели, как из Иркутска стартовала Вторая международная экспедиция, посвященная 60-летию окончания Второй мировой войны. Ее путь лежит через Монголию и Китай, по местам боевой славы нашей армии, дважды выступившей против японских милитаристов — в 1939 и 1945 годах. В авторейде участвует специальный корреспондент "Копейки".

Догнать, чтобы выразить уважение

Наш автокараван вынырнул из клубов степной пыли восточной окраины Монголии — здесь летом 1939 года на берегах реки Халхин-Гол Красная армия при непосредственном участии монгольских войск дала жару японцам.

Участников экспедиции разместили в благоустроенных казармах солдат-контрактников монгольского полка, которому 31 мая этого года присвоено имя маршала Жукова. Именно с личностью этого полководца связывают перелом в нашу сторону в череде сражений на Халхин-Голе, а затем и полную победу над Квантунской группировкой.

Нашу экспедицию местные жители считают важной военно-патриотической и мемориальной миссией. Соответствуют этому и встречи: даже в самых отдаленных поселках экспедиционеры — дорогие гости. Вчера, к примеру, грузовикам экспедиции перекрыл дорогу уазик с командованием одной из приграничных военных частей. Ее офицеры посчитали необходимым догнать нас и лично выразить уважение. Несколько дней назад в Чойбалсане на сутки перенесли празднование 60-летия Победы и парад войск местного гарнизона, только потому что наш авторейд из-за трудной дороги выбился из графика движения.

А дорога действительно трудная. Скорость движения КАМАЗа и "Урала" соответствует местному бездорожью. 350 километров от Улан-Батора до Чойбалсана колонна шла более десяти часов. Сильная тряска, пыль столбом, от которой не спасают даже респираторы. Однако 19—20-летние студенты, в большей своей части не знающие трудностей армейского быта, держатся на удивление стойко. Особенно девчонки. Несмотря на ухабы, ребята даже умудряются петь под гитару.

Русские приезжают редко

Город Чойбалсан с 40-тысячным населением — бывшая военная база Советской армии. От пребывания наших войск сейчас здесь остались только брошенные казармы и ДОСы — дома офицерского состава. Монгольские военные с теплотой вспоминают те годы и братство по оружию. Участники экспедиции под знаменем 307-го гвардейского стрелкового полка вместе с подразделениями здешнего гарнизона участвовали в параде, возложении венков к памятнику советским и монгольским воинам, погибшим в 1939 году.

Далее наш караван двинулся в поселок Сумбэр, расположенный на реке Халхин-Гол, как раз в том месте, где шли самые кровопролитные бои. Здесь каждая сопка нашпигована металлом. На высотах над живописной степной рекой с обеих сторон погибло более 120 тысяч солдат. О тех событиях напоминают памятники, расположенные с какой-то непривычной частотой.

По словам местных жителей, русские сюда приезжают редко. Гораздо чаще — американцы и японцы. Не так давно делегация Японии установила памятник всем погибшим, три больших креста в виде буквы "х" — в том месте, где проходил последний рубеж обороны войск Квантунской армии. Его называют "Три икса". Большая же часть русских мемориалов — это военная техника тех времен: танки БТ-7 — предшественники знаменитой "тридцатьчетверки".

Высота, политая кровью танкистов

Одна из высот названа именем комбрига Яковлева. Отправленная командованием прямо с марша и без поддержки пехоты на штурм японского укрепрайона, 11-я танковая бригада в тяжелом бою была уничтожена почти полностью. Впоследствии 17 танкистов посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза. Сам же комбриг геройски погиб буквально через неделю, когда в очередном бою он выбрался из танка, чтобы лично поднять в атаку залегшую под плотным огнем пехоту.

Заслуживающую внимания идею озвучил комендант экспедиции подполковник Моторин. По его мнению, на сопках Халхин-Гола еще можно найти БТ-7, чтобы в качестве памятника поставить в Иркутске, ведь в тех боях погибло и немало иркутян. Нужно торопиться, потому как в последнее время поля сражений подчищают китайцы. К примеру, еще в прошлом году одно из существующих кладбище военной техники они вывезли в качестве металлолома.

Наша экспедиция, добравшись до крайней точки монгольского участка маршрута, повернула в сторону российской границы. Наш ждет Забайкальск — и переход в Китай теми дорогами, где в 45-м советские солдаты в кровопролитных боях закончили Вторую мировую войну.

Об этом — во время следующего сеанса связи.

Улан-Батор — Чойбалсан — Халхин-Гол

Метки:
baikalpress_id:  3 754