Битлы иркутские

Окончание. Начало в N 27

Двести ВИА

Наступила весна 1972 года. Пышно расцвел на иркутской земле иноземный цветок. Армия рок-н-ролла с каждым месяцем пополняла свои ряды новобранцами.

Почти при каждой школе существовал свой ВИА, в институтах и университете на каждом факультете было как минимум по ансамблю, а то и два, и три, не говоря уже о ресторанах, Домах культуры и других самых разнообразных учреждениях. Все поголовно торопились обзавестись музыкантами с электроинструментами. Вскоре общее количество ВИА — от дворовых до полупрофессиональных — достигло двухсот.

В 1972 году в Доме моделей на улице Урицкого проходил очередной городской конкурс среди ВИА. Передачу о конкурсе транслировало областное ТВ. Предваряло ее выступление профессора с консерваторским дипломом. Профессор заявил, что сейчас телезрители увидят на экране "так называемых музыкантов", играющих "так называемую рок-музыку". А дальше на полном серьезе продолжил, что для исполнения такой музыки не требуется умения, так как аппаратура заряжается электричеством и сама по себе издает душераздирающие стоны, именуемые рок-музыкой.

Городские конкурсы среди ВИА привлекали к себе огромное внимание. Дворец спорта, актовые залы ИГУ и политехнического института не могли вместить всех желающих. Бешеный ажиотаж и искреннее внимание публики — достойная награда, за обладание которой шла острая конкурентная борьба, порой с применением недозволенных приемов: от психологического давления до прямой диверсии с аппаратурой соперников — все это было, было, было...

На городских конкурсах, как в мелодраме, хватало всего: радости победы и горя поражения, смеха и слез, любви и ненависти. Словом, дела творились нешуточные.

Скандальное "Горение"

Сенсацией 1975 года стала группа "Горение". Билеты на ее концерты раскупались за неделю до начала, а завершались они всегда одинаково — заведенная толпа выносила либо двери из зала, либо музыкантов на руках. Фирменные проигрыши клавишника и лидера группы Анатолия Долотова стали изюминкой сезона.

Задиристые музыканты с явным уклоном в западный рок отказались от комсомольского репертуара и исполняли всемирно известные хиты. Настоящие фаны англо-американского рока великолепно копировали своих кумиров — "битлов", "дипаплов", "зеппелинов".

Кроме уже знакомого нам Игоря Несынова в "Горении" играл Александр Емельянов (Саид) — всеобщий любимец публики. Он мог часами петь под гитару музыку "Битлз". Он был так худ, что даже самые узкие брюки ему приходилось крепить прищепкой к рубахе, иначе они сползали с него во время концерта.

"Горение" постоянно нарывалось на скандал. И он вскоре разразился. В политехе они играли что-то из "Пинк флойда". Неожиданно опустился занавес. Долотов рванулся за кулисы, разобраться с шутниками по-свойски. За кулисами торчал холеный рыжий тип в штатском. Типус заверещал: "Я запрещаю! Не позволю сношаться на сцене — здесь вам не тут!"

Короче, "Горению" пришили аморалку. Обескураженные музыканты и возмущенная публика разбрелись по домам. Ну а дальше был разыгран известный сценарий: провинившихся исключили из комсомола, автоматически — из университета, обрили лбы и отдали на перевоспитание в солдаты.

Спустя многие годы иркутские рок-музыканты старого закала сходятся во мнении, что рок-група "Горение" была самой крутой из всех групп и ее любил весь молодежный Иркутск.

Музыканты от станка

Рок-группа "Посткриптум" (P.S.) особенно близка нам, газетчикам, ибо возникла она в 1976 году на базе областного Дома печати. Создал группу иркутский рок-музыкант Игорь Воронин.

Ему потребовалось всего лишь полгода, чтобы найти, обучить музыкальной грамоте людей, взятых буквально от станка. Результат превзошел все ожидания. В течение пяти лет не сходило с уст любителей современной музыки название рок-оперы P.S. — "Куликовская битва". Причем в подлиннике оно звучало совсем иначе — "Князь Игорь". Народ же переименовал ее на свой лад, закрепив стихийно возникшее название и за самой группой. Так что многие знали P.S. как "Куликово поле".

"Князь Игорь" — серьезная и масштабная вещь собственного сочинения, на час и 15 минут, с элементами видеошоу. Сценическая жизнь рок-оперы длилась недолго, так как ее представление всегда было делом хлопотным и трудоемким. В 1978 году P.S. получил городскую "Золотую лиру". Исполненный отрывок из рок-оперы произвел настолько сильное впечатление, что на следующем конкурсе, памятуя о прошлогодней сенсации, жюри приняло решение — первого места не давать никому.

Звезда нашего бита

Деньги, слава, почести, кругосветные турне, правительственные награды, шумные пресс-конференции — все это досталось другим. Иркутский бит вел скромную, трудовую и неприкаянную жизнь — то подвижника и отшельника, то разгильдяя и веселого гуляки, не завидуя чужому успеху и признанию.

В любой компании есть заводилы и любимцы, родившиеся с задатками, превышающими средний уровень, этакие баловни судьбы, которая порой, после череды удач, ошарашивает своей отвратительной гримасой. Владимир Попов был призван на роль восходящей, но так и не взошедшей звезды иркутского бита.

Незаурядная личность, виртуозный барабанщик с великолепными вокальными данными, он мог петь фальцетом, что не каждому исполнителю дано, а позднее неплохо проявил себя как композитор. Его музыкальные опусы в стиле хард-рока выделялись на общем фоне.

Талант Попова не отличался организованностью и педантичностью, поэтому он переиграл почти во всех иркутских ансамблях. Его все знали, любили и встречали с распростертыми объятиями, и тем не менее он отовсюду уходил по-английски, не прощаясь. Попов был человеком легким на подъем, мог быстро загореться и тут же погаснуть.

Использовать редкий счастливый шанс — обязанность таланта, но Попов отказался от подарка судьбы, когда его пригласили выступать в Москву за ВИА "Поющие гитары". Столичная жизнь для него закончилась через два месяца. Он неплохо начал работать и набирал творческий рост уже на профессиональной сцене, но вдруг все ему надоело, он соскучился по родному Иркутску и вернулся.

Фиаско рок-группы "Звуки времени"

История иркутского бита закончилась летом 1982 года в Листвянке на Байкале. Рок-группе "Звуки времени" по праву выпала честь завершить эту героическую эпоху.

Наши музыканты подумали: а чем мы хуже других — хватит отсиживаться в провинциальной берлоге, пора показать себя всему СССР. В "Звуках времени" собрались старые приятели и опытные музыканты, успевшие поиграть в разных группах и ансамблях. Хам и сильная натура — Евгений Валиулин, рок-н-ролльщик до мозга костей — Игорь Несынов, экспрессивная личность Андрей Долотов, музыкальный эстет Игорь Воронин, фанатик саксофона и мелодист Владимир Шишкин, один из будущих основателей телекомпании "АС Байкал ТВ" Стас Огородников и А.Терещенко.

Рок-группа в 1978 году обосновалась при заводском ДК Шелехова, устроившись туда на работу: кто руководителем кружка кройки и шитья, кто уборщицей, а кто асфальтировщиком-каменщиком 2-го разряда. Репетиции проводили по вечерам, наводя на близлежащую округу ужас громыханием своей разногабаритной аппаратуры, состоявшей из 40 электрогремелок, вопилок и кричалок.

Почти год группа не трогалась с места, занималась подготовкой программы. В диких технических условиях "Звуки времени" сделали студийную запись своего первого и, как оказалось, последнего альбома. Качество записи по тем временам было приличным.

"Звуки времени" с легкостью выиграли музыкальный конкурс "Молодость. Творчество. Современность" и по его условиям получили возможность сняться на Центральном телевидении. Мечта пробиться на всесоюзный уровень, похоже, начинала сбываться. Из Москвы прибыла съемочная группа и увезла "Звуки времени" в Листвянку.

Но надежды на блестящее будущее развеялись в дыму костра, вокруг которого всю ночь пели и плясали нетрезвые кандидаты в кумиры. Товарищам из Москвы непосредственность товарищей из Иркутска не понравилась. Быть может, потому что их не позвали и не угостили? Неизвестно, какие люди принимали решение, но на следующее утро человек с ЦТ объявил суровым дикторским голосом: "Все ребята, вы нам не нужны".

Инцидент вышел боком: не пробившись наверх, группа "Звуки времени" постепенно потеряла интерес к своему будущему и вскоре распалась.

Посткриптум

1982 год можно назвать переломным. Дальше пошла музыка "новой волны", которую исполняли музыканты уже другого поколения. Естественно, автор отдает себе отчет в том, что какие-то вокально-инструментальные коллективы, существовавшие тогда в Иркутске, он упустил из виду. Ибо описать абсолютно полно и максимально подробно такую обширную и бесконечно изменчивую область современной культуры, как рок-музыка, было бы по меньшей мере самонадеянно.

Но автор тешит себя надеждой, что результат попытки охватить взглядом пятнадцатилетие, насыщенное событиями и именами, удовлетворит как читателей, так и участников этих событий, несмотря на то что в отдельных случаях ему приходилось прибегать к некоторой поверхностности изложения.

Загрузка...