Медленно, но верно

Уже не для кого не является новостью тот факт, что тарифы на тепло- и электроэнергию вскоре будут меняться. Предпосылок для их роста предостаточно. Во-первых, это реформирование электроэнергетической отрасли, в ходе которого тарифы будут делиться на три составляющих и для каждой составляющей РЭК будет устанавливать предельную величину. Во-вторых, Правительство РФ серьезно подошло к вопросу об отмене перекрестного субсидирования, это когда крупные промышленные предприятия доплачивают за население, то есть на ближайшее время взят курс сократить этот разрыв и как можно скорее уровнять тарифы для промышленных групп потребителей и населения. И, наконец, в-третьих, несмотря на значительный рост уровня инфляции, тарифы на энергоресурсы в Иркутской области на 2005 год не изменились и остались на уровне 2004 года.

Насколько подорожает свет

Безусловно, тарифы на 2006 год не будут выходить за рамки предельных, установленных Федеральной службой по тарифам (ФСТ), и если увеличатся, то в пределах инфляции. В среднем конечный тариф для населения может предусматривать в будущем году рост на 15—20%, учитывая более высокий уровень инфляции в нынешнем году, чем было заявлено правительством. Для населения и бюджетников уровень 20-процентного роста не превышает рекомендованных ФСТ значений роста для предельных тарифов (25%) и обеспечивает реализацию политики сокращения перекрестного субсидирования. В то же время рост среднего тарифа на электрическую энергию для промышленности в среднем может быть еще меньшим. Это объясняется рядом фактором, но прежде всего — стремлением сохранить конкурентные преимущества предприятий региона и сокращением перекрестного субсидирования.

Во что обойдется тепло

На сегодняшний день потребители платят за тепло в среднем 250 рублей за Гкал, в то время как установленные ФСТ границы — от 280,6 до 281,5 руб. за Гкал. Разумеется, такие тарифы установлены с целью снижения социальной напряженности в области, и вряд ли они будут расти темпами, опережающими инфляцию. С другой стороны, для сохранения крупных потребителей необходимо удерживать тарифы на тепло для промышленности на приемлемом уровне. Одним из вариантов будет принятие узловых тарифов, когда, скажем, при намерении крупного градообразующего предприятия наращивать теплопотребление будет возможность устанавливать для него более низкий тариф при одновременном росте объемов производства. Такой подход выгоден и энергетикам, и производственникам.

А как у соседей?

Как известно, тарифы в Иркутской области самые низкие по России. Этот факт объясним сравнительно малозатратной выработкой электроэнергии, особенно в периоды многоводья, а также благодаря большим мощностям ГЭС. Взять, к примеру, близлежащие регионы. Читинскую область, где действующие тарифы колеблются от 80 копеек до 1 рубля, или Бурятию, где тарифы на электроэнергию приравниваются к 70 коп. за 1кВт/ч. А за горячую воду население Бурятии платит в два раза больше, чем жители Иркутской области, — 510 рублей за 1 Гкал. Но более корректно будет сравнение с Красноярским краем. Как у них, так и в Иркутской области, стоимость тепла для промышленных потребителей составляет 283,8 руб./Гкал, но вот разница в тарифах между бюджетными потребителями очень заметна: 234 руб. в Иркутской области и 373,5 руб. в Красноярском крае.

Влияют ли перепродавцы на тарифы

Перепродавцов энергоресурсов также можно рассматривать как дополнительный фактор, способствующий росту тарифов. Потому как все свои затраты они включают в тариф, что ограничивает возможности Иркутскэнерго по сокращению издержек при передаче электроэнергии потребителям. Прежде всего это касается населения, предприятий бюджетной сферы, кооперативов, небольших производств. А ведь именно при передаче электроэнергии на низком напряжении и формируются значительные затраты, определяющие конечную цену для потребителя. В связи с этим ведется работа по объединению распределительных сетей в области, по созданию эффективно работающей транспортной структуры.

Медленно, но верно

Как бы то ни было, в конечном итоге решение останется за региональной энергетической комиссией. Можно не сомневаться в том, что перекрестное субсидирование населения и бюджетных организаций на 2006 год будет сохранено и будет постепенно уменьшаться в течение трех-пяти лет — в зависимости от решения, которое примет Правительство России. Но все же стоит понимать, что ликвидация перекрестного субсидирования неизбежна (как вариант — при введении социальной нормы, когда за определенный объем потребления мы будем платить минимальную сумму). И с поправкой на растущую стоимость материалов, услуг, уровень оплаты труда и т.д. корректировка в соответствии с инфляцией неизбежна. Хорошо, что у нас она пройдет куда менее болезненно, чем в других регионах.

Метки:
baikalpress_id:  33 459