Нижнеудинск — город у Восточного Саяна

В 1648 году первопроходцам приглянулся высокий берег Уды, долина реки. Места здесь действительно чудесные. Восточный Саян — горная система с непроходимой тайгой, горными реками и озерами кристалльной чистоты, богатая рыбой, промысловым зверем, дичью, ягодами и грибами. И сейчас Нижнеудинск, пожалуй, остается одним из самых благополучных в экологическом отношении мест в Иркутской области. Как говорят местные жители, именно поэтому цены на квартиры в городе почти равнозначны ценам на недвижимость Иркутска. На территории Нижнеудинска нет и не было ни одного химического производства.

Удобный городок

Чем может понравиться Нижнеудинск любому приезжему человеку, так это своей компактностью. По городу можно с легкостью передвигаться, игнорируя автомобильный транспорт. Нет риска затратить слишком много времени на пешие прогулки, потому что в центре Нижнеудинска сосредоточены все необходимые учреждения, да и сам по себе город небольшой, хотя и тесным его не назовешь.

Еще одна характерная особенность Нижнеудинска — обилие автомобилей с желтыми гребешками. Причем легковушки, а всего их в городе триста штук, циркулируют от остановки до остановки. Такса — восемь рублей, легковые автомобили выполняют ту же самую функцию, что и маршрутки.

Мы были в Нижнеудинске в горячую пору — самый садово-огородный сезон. На территории городского рынка видели картину, которая буквально потрясла воображение — длинные ряды рассады, семян, саженцев. Как рассказали бабушки, денег с них за торговые места не берут. А всего на городском муниципальном рынке 400 торговых мест, в этом году будет запущен павильон модульного типа, но работы здесь еще непочатый край.

Каждый пятый — железнодорожник

При въезде в Нижнеудинск прежде всего внимание на себя обращает новый вокзал и соседствующий с ним недавно отстроенный санаторий-профилакторий "Истоки", где поправляют свое здоровье в основном железнодорожники. На железной дороге, которая является градообразующим предприятием, занят каждый пятый горожанин.

На территории Нижнеудинска функционируют локомотивное и вагоноремонтное депо. В депо работает около двух тысяч человек. Строгая дисциплина, великолепно отлаженная работа и приличная зарплата даже для новичков, поступающих на завод после окончания училища, — до 15 тысяч рублей в месяц.

Правда, железка доставляет нижнеудинцам и свои неудобства. Она разделяет город на две части и это создает серьезные проблемы для жителей. Иногда автотранспорту приходится стоять в очередях на восточном и западном переездах по часу. Вывод один — нужны виадуки.

Квартиры здесь в цене

Двухкомнатная квартира продана за 700 тысяч рублей?! Цифра слегка шокировала, поэтому закрались некоторые сомнения. Пришлось направиться в агентство недвижимости, которое находится рядом с городской администрацией. Работники шок усилили:

— Мы решим ваши трудности. Какой суммой располагаете? Можно купить и шалаш за 50 тысяч рублей, и хоромы за 1,5 миллиона. А про двухкомнатную квартиру за 700 тысяч — все правда.

В Нижнеудинске вот-вот начнется строительство нового 40-квартирного дома на улице Пушкина по системе ипотечного кредитования. Как сообщил мэр города Анатолий Ольшевский, это первый опыт строительства местной частной строительной фирмы.

Объединение: благо или унижение?

Город Нижнеудинск и район будут объединяться. И от этого никуда не денешься. В течение последнего времени город и район лихорадило — предстоящее объединение в одно муниципальное образование существенно встряхнуло как элиту, так и рядовых граждан.

Согласно начатой в России реформе местного самоуправления, поменяется статус некоторых муниципальных образований, произойдет их объединение.

Некоторые новые МО станут городскими округами, а некоторые — городскими поселениями. На первый взгляд, разница невелика. Однако если в большинстве территорий области известие об объединении встретили спокойно, то в Нижнеудинске это вылилось в затяжной конфликт. Проходили многолюдные митинги, а депутаты городской думы даже объявляли голодовку.

Согласно закону Иркутской области, который был принят Заксобранием области 9 декабря 2004 года, при объединении с районом Нижнеудинск станет городским поселением. Горожане активно протестуют. Они считают свой город древним и предлагаемые новшества воспринимают как моральное унижение.

Мало детсадов и много ребятишек

Как сообщили в администрации города, прошлый год для Нижнеудинска был наиболее благополучен — бюджет получил 400 миллионов рублей собственных доходов, которые были направлены большей частью на образование, затем на ЖКХ и медицину.

В этом году бюджет города скуден — налоги на прибыль и имущество ушли в область, а подоходный налог снизился по отчислениям с 89 процентов до 30. Поэтому собственных доходов город получит всего лишь около 100 миллионов рублей. Чтобы как-то выкручиваться, власти пользуются финансовыми остатками прошлого года, берут кредиты у ГФУ области.

По словам главы города, в перспективе нужно строить больше жилья, молодые семьи должны участвовать в строительстве. Разработанная областная программа предусматривает три источника финансирования — федеральный, областной и местный.

Как выяснилось, в городе около 400 детишек ждут своей очереди в детский садик. И это при том, что ни один ведомственный садик при развале системы не был закрыт — все стали муниципальными. Если в городе есть дети, значит, все будет хорошо! В прошлом году в 13-м детском садике даже открыли дополнительную группу.

Лучший зефир до Урала

Наверное, рассказ о Нижнеудинске будет неполным, если не упомянуть об известной не только в области, но и за ее пределами кондитерской фабрике "Сибирь". Фабрика исправно отчисляет налоги в местный бюджет и предоставляет рабочие места 200 нижнеудинцам.

Нижнеудинская кондитерская фабрика обанкротилась в 2000 году. Однако новым собственникам удалось возродить предприятие и успешно выпускать конкурентоспособную продукцию. Сегодня "Сибирь" обеспечивает кондитерскими изделиями жителей нашей области, также продукция фабрики поступает во многие города России.

— Работают у нас в четыре смены, — рассказывает Петр Гулько, директор ОАО "Кондитерская фабрика "Сибирь", — в месяц мы выпускаем 400 тонн готовой продукции и не намерены на этом останавливаться. Планируем повысить объемы в полтора раза за счет освоения новых технологий и пополнения ассортимента.

Есть у кондитерской фабрики и свои достижения — первое место по производству зефира в регионе Сибири и Дальнего Востока.

Рабочие места и налоги даст марганец

Промышленность — это лесопромышленный комплекс. Заготовка и переработка древесины. Как говорят сами нижнеудинцы, лес — всему голова. Лесной бизнес здесь — дело крайне престижное. А не "выкосят" ли угодья таким образом под корень? Сергей Худоногов, глава Нижнеудинского района, наши опасения развеял. По его словам, лесопромышленники далеко не выбирают и запланированные лесосеки, а рассчитываются они с учетом сбережения леса и его постоянного восстановления. В районе связывают огромные надежды с добычей марганца. Разработка уже ведется, есть и другие залежи марганца, которые ждут своего часа. В планах района строительство обогатительной фабрики, но это, по словам Сергея Худоногова, будет года через три-четыре. Новое предприятие даст дополнительные рабочие места, двинет экономику вперед, появится налогооблагаемая база. А деньги нужны как воздух: в районе 98 школ, 72 фельдшерских пункта, 12 участковых больниц, 93 клуба и много других объектов. Одних автомобильных дорог ни много ни мало — около 1000 километров.

Пайка хлеба для Тофаларии

Попасть в Тофаларию очень трудно. По крайней мере, так нам показалось после пребывания в Нижнеудинском районе. Улететь не улетишь, а если и улетишь, то не вылетишь, уверяли нас местные жители.

В то же время ОАО "Нижнеудинское авиапредприятие" Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта к перечню выполняемых ранее работ добавило новую услугу — выполнение чартерных рейсов в Тофаларию и Тыву. В основном заказчиками чартерных рейсов выступают группы любителей экстремального туризма.

Тофов сейчас осталось очень немного — всего 652 человека. Это самая малочисленная народность мира, что признано официально. Население занимается охотой, сбором даров природы.

Недавно в областном бюджете появилась отдельная строка на поддержание Тофаларии — 30 миллионов рублей в год.

— Поверьте, без этого люди бы вымерли, — говорит глава района Сергей Худоногов. — Связь с ними существует только с помощью авиации. Разумеется, потребность Тофаларии не 30 миллионов, а порядка 150—200 миллионов в год. В тяжелые годы, когда все развалилось, тофы голодали, перетирали корни на еду, а измученные матери бросали своих ребятишек в вертолеты, которые прилетели обеспечивать всенародные выборы — на политические кампании и в то время всегда транспорт выделялся, и находились деньги. Дети были доведены до блокадной дистрофии. Тофы тогда говорили:

— В Красную книгу занесены животные этого мира, почему же люди вынуждены так страдать?

Сейчас Тофалария снабжается обязательной расчетной нормой хлеба — 400 граммов в день на каждого человека. Обеспечивается работа дизельных электростанций, пусть неполный день, но свет есть. Больные, требующие немедленной госпитализации, имеют возможность вылететь на Большую землю.

Алзамай — сорок колодцев

В городе районного подчинения Алзамае сейчас проживает 7,5 тысячи жителей. За пятнадцать лет население сократилось ровно вдвое. Тогда вся жизнь городка была связана с лесной промышленностью. Алзамайский леспромхоз вел заготовку древесины в Присаянской тайге. Близ Алзамая разрабатывался карьер прекрасного кремневого песка и на его базе работал завод силикатных строительных материалов, который выпускал кирпич, крупнопанельные блоки и облицовочную плитку.

К началу второго тысячелетия от градообразующих предприятий остались только воспоминания и развалины заводских цехов. Люди лишились работы и стали покидать насиженные места. Вскоре возникли очередные проблемы: закрывшиеся предприятия бросили на произвол судьбы городские линии электро- и водоснабжения. Нищий муниципалитет и алзамайцы столкнулись с крупными коммунально—бытовыми трудностями и это только способствовало увеличению количества уезжающих.

В городе стали часто происходить веерные отключения электричества. То авария на подстанции, то поломки в сети — и алзамайцы, особенно в нижней части города, неделями сидят без света и без воды. Ругаются и ждут, пока ремонтники не починят оборудование и не запустят электронасосы на пяти водонапорных башнях.

По словам управделами Алзамайской администрации Татьяны Семеновой, стабилизация в ЖКХ наступила совсем недавно. В прошлом году капитально реконструировали подстанцию и приступили к планомерному ремонту колодцев.

В городе около 40 общественных колодцев, не считая расположенных на частных подворьях. Они выкопаны практически на каждой улице. Чем выше в гору, тем больше глубина скважины. В нижней части Алзамая достататочно углубиться в землю на 7—8 метров, чтобы добраться до воды. В нагорной части необходимо копать гораздо глубже — до 30 метров.

Долгое время колодцы оставались без хозяйского присмотра. Никто их не чистил, не менял гниющие срубы. Только когда алзамайцы столкнулись с проблемами водоснабжения, о них наконец-то по-настоящему вспомнили. При муниципалитете создали ремонтную бригаду во главе с Викторией Ковалевой. Теперь каждый год в Алзамае восстанавливают по четыре колодца. В этом году построили новый, глубиной 28 метров.

Школу построил народ

В Алзамае строят не только колодцы, но и школы. Шесть лет назад сторож и бывший зэк подожгли школу номер 5. Перед этим они вынесли из здания музыкальную аппаратуру и другие дорогостоящие вещи, загрузили их в школьный грузовик и, чтобы скрыть следы кражи, устроили поджог. На пожар сбежались взрослые и дети, что сумели, то спасли. А здание — старое, деревянное — превратилось в головешки.

Преступников вскоре взяли с поличным. Украденное школьное добро вернули владельцу, но это было слабым утешением. Директору школы Галине Серовой предстояло как-то решить судьбу 600 учеников, учителей, да и свою собственную. Денег на строительство новой школы в районном бюджете не было, рассовывать своих воспитанников и коллег по соседним школам было жалко и тогда на педсовете с участием родителей и учеников было принято историческое решение — построить собственными силами новую школу, а занятия проводить в небольшом уцелевшем здании, где занимались начальные классы.

Почти четыре года дети учились в тесноте, в несколько смен, и ни родители, ни ученики не жаловались на ужасные условия. За это время в другую школу перевелись всего лишь двое учащихся.

Прежде всего, инициативу школьного коллектива поддержал глава администрации Алзамая Борис Костромин. Чтобы не тратить большие деньги, он начертил и рассчитал проект новой школы, который с некоторыми замечаниями утвердил районный архитектор. Чуть позже помогла администрация Нижнеудинского района, выделив 200 тысяч рублей на приобретение мебели для 6 школьных классов. Не остались безучастными и местные коммерсанты, они разрабатывали лесную деляну, выделенную школе в виде дотации. Предприниматели бесплатно поставляли пиловочник и брус.

Строительство здания велось хозспособом. Основные средства добывала сама школа. Ей была предоставлена лицензия на проведение курсов для водителей, а школьная мастерская выполняла столярно-плотницкие работы для населения. На заработанные деньги в Иркутске приобретали строительный материал и рассчитывались с бригадами штукатуров, маляров и электриков.

Учителя пожертвовали своими отпусками и каждый из них занимался отделкой своего кабинета. Ну и, конечно, ребятишки старшего возраста не оставались в стороне. Лето для них превратилось в пятую трудовую четверть и они оказывали посильную помощь взрослым.

1 сентября 2004 года в новом и красивом здании школы N 5 начались занятия. Так общими усилиями алзамайцы воплотили задуманное в жизнь.

Евростандарт на сибирском тракте

В 1995 году на Московском тракте на въезде в Алзамай появился типовой вагончик-столовая на четыре места. Поставил его на трассе Петр Жилинскас — прораб алзамайского лесхоза, и назвал свое мини-кафе "У Петра". Меню было нехитрым: суп, котлеты, гарнир и чай. Петр вместе с женой Надеждой и детьми готовил обеды дома. Со временем молва о том, что в сибирской глубинке в маленькой кафешке кормят по-домашнему, разнеслась среди дальнобойщиков. Появились постоянные клиенты, то и дело возникали очереди и Жилинскас понял — надо расширяться. Но вряд ли он предполагал, что вскоре его придорожное предприятие станет известным во многих уголках России и даже Европы.

Вагончик был перенесен на новое место. Постепенно здесь вырос настоящий мотель с кафе, гостиницей, магазином, автомойкой и прочими объектами комфорта. Кафе сияет чистотой, а вкусно приготовленные блюда подаются на французской посуде из матового темного стекла. Петр сообразил, что хотя эта посуда дорого стоит, но не бьется и поэтому давно окупила себя.

В гостинице четыре номера на четыре человека и номер-люкс на двоих. Каждый обшит определенной породой дерева — сосной, березой, кедром, лиственницей. На дверях прикреплены деревянные знаки: трубка — комната для курения, пышногрудая дама — женская душевая, мужичок — душ для мужчин. Затейливая резьба со вкусом выполнена местным умельцем Виктором Гущенко.

Знают о Петре Жилинскасе и за границей. Проезжающие путешественники из Европы, останавливаются, восхищаются увиденным, а потом в разных журналах публикуют восторженные статьи о кемпинге "У Петра". О нем писали во французской и чешской прессе. Однажды в кафе заехал польский журналист и привез с собой журнал, где было написано: "Кемпинг "У Петра" по уровню сервиса соответствует евростандартам, вот только туалет российский".

Обиделся Петр и решил возвести новое сантехническое строение. Теперь туалет расположен в новеньком пристрое и там все, как в европах: жидкое мыло, сушилки, евросантехника, жалюзи на окнах и почти стерильная чистота. Вход в туалет — пять рублей. А кто верен российской традиции, может воспользоваться бесплатным деревянным сооружением, в котором также убираются два раза в день.

Пошла гулять слава о Петре и по российским просторам. Об этом свидетельствуют записи в книгах отзывов. География автографов обширна: Норильск, Владивосток, Санкт-Петербург, Москва, Мирный, Новосибирск, Красноярск. "Лучшая гостиница в Сибири!", "Ну, Петр!!!" , "Сказочный отдых!", даже признание в любви: "Михалыч, люблю вас заочно!".

Работают в кемпинге около ста человек. Устроиться туда на работу считается удачей, зарплата приличная, но и требования повышенные. Планы у Жилинскаса обширные. Прежде всего, по многочисленным просьбам постоянных клиентов, будет построена баня и сауна, а также зимняя гостиница, тренажерный и массажный залы. Не так давно на заброшенном силикатном заводе он открыл цех по производству тротуарной плитки — цветной и фигурной. Плиткой уже начали выкладывать территорию кемпинга. А это значит, что в Алзамае появились новые рабочие места.

Петр Жилинскас известен всему Нижнеудинскому району своей благотворительностью. Он практически содержит алзамайский приют и обеспечивает бесплатным питание 40 школьников из малообеспеченных семей. На каждый праздник Петр приезжает к ребятам с кучей подарков. За щедрость и доброту они называют его дядей Петей.

В Алзамае проживает семья Чугайновых. Родители воспитывают девять детей — своих и приемных — от дошкольного до взрослого возраста. Прокормить-одеть такое большое семейство в наше время без посторонней поддержки — дело практически неподъемное. И Петр пришел на помощь, в прошлом году отправил к недостроенному дому Чугайновых грузовик. В нем были мешки с сахаром, мукой, упаковки с соком, разные консервы, сладости, пакеты с мясным фаршем. Вот такие подарки прислал Петр семье, с которой еще не был знаком.

Справка "Копейки"

Нижнеудинский район находится на западе Иркутской области и граничит с тремя субъектами Российской федерации — Красноярским краем, Республикой Бурятия и Тывой. На территори района проживает 37 тысяч жителей и около 40 тысяч в Нижнеудинске. В районе проживают люди 52 национальностей. Площадь района — 50 тысяч квадратных километров. Промышленность представляет лесопромышленный комплекс. Два предприятия добывают золото, от 200 до 400 килограммов ежегодно. Есть уголь, добывается марганец. Сельскохозяйственный комлекс представлен 16 предприятиями различных форм собственности.

Метки:
baikalpress_id:  33 424
Загрузка...