Пособие по выживанию первокурсника в Иркутске

В большом городе научись говорить "нет"

Армия вчерашних школьников готовится покорять Иркутск в лице его многочисленных вузов, колледжей, училищ. Приезд в незнакомый город для многих из абитуриентов настоящий стресс. Перемена места жительства. Новые знакомства. Новые жизненные ситуации. Многочисленные соблазны, которые называют социально-негативными явлениями — пагубные для здоровья привычки, сексуальные приключения, танцы до упаду в ночных клубах. Легко ли устоять, не поддаться искушению? Как помочь молодому неопытному провинциалу не погрязнуть в пучине сомнительных удовольствий? На эти и другие вопросы отвечает психолог-консультант, кандидат психологических наук, преподаватель Иркутского государственного педагогического университета Марина Владимировна Паромонова.

— Марина Владимировна, давайте попробуем рассказать будущим абитуриентам, а также их родителям о том, какие ловушки подстерегают вчерашних школьников на пути к заветному студенческому билету с точки зрения специалиста-психолога?

— Думаю, что нужно начать с рекомендаций для родителей. Бывают родители авторитарные, которые стараются держать под жестким контролем поведение своего ребенка, контролируют его везде — и в учебе, и в развлечениях. Для ребенка из такой семьи приезд в незнакомый город и отсутствие контроля (а жить без контроля он просто не может) означает возможность попробовать все, что до этого было запретным. Не всегда молодой человек с еще не сформировавшейся до конца волевой сферой способен устоять перед тем соблазнами, которые на него обрушиваются. Подверженность влиянию других людей может привести к тому, что личность не просто деформируется, но и деградирует. Поэтому я бы рекомендовала авторитарным родителям пересмотреть свое отношение к поведению ребенка, попробовать начать давать свободу действий несколько раньше, чтобы он мог иметь возможность принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность. Что касается советов и предостережений для выпускника школы, то необходимо понимать, что за все надо в жизни платить. За удовольствия приходится платить вдвойне. Прежде чем пытаться применить абсолютно все к себе, надо подумать. Иногда молодые люди говорят: я должен попробовать все, а потом принять решение — нужно мне это или не нужно, а на чужих ошибках не научишься. Но я думаю, что ситуация с алкоголем, с беспорядочными половыми контактами, с бесконечными бурными развлечениями — не тот случай, когда можно на себя примерять эту "одежду". Вполне достаточно обратиться к средствам массовой информации, возможно, понаблюдать за своими невоздержанными сверстниками или юношами и девушками чуть старше, сориентироваться на мнение родителей или старших друзей и родственников, которые гораздо больше в жизни видели и могут дать правильный, рациональный совет. Да, надо развлекаться и общаться, налаживать контакты, но они должны быть рассудочны, а не эмоциональны и, главное, должны быть под волевым контролем. Если уж я пошел на дискотеку, то должен четко понимать — зачем я туда иду, чем я там буду заниматься и во сколько должен вернуться.

— Какие еще типы детско-родительских отношений, кроме названных авторитарных, способствуют возникновению поведенческих нарушений у молодых людей в ситуации бесконтрольности, свободы?

— Либеральный или попустительский тип отношений. Когда изначально ребенку было все дозволено и родители снисходительно относились ко всем поступкам своего дитяти, в том числе и отрицательным. И таких родителей в настоящее время немало. Им просто некогда обращать пристальное внимание на своего ребенка — они заняты зарабатыванием денег, либо у них совсем другие интересы и проблемы. И в то же время имеет большое значение генетическая предрасположенность. Сегодня не является новостью то, что склонность к алкоголизму — продукт не только социального происхождения, но и часто генетически унаследован. Я сама жила в общежитии в течение 9 лет, приехав из небольшого города. По моим наблюдениям, среди определенной части абитуриентов в то время царил своеобразный культ алкоголя и секса. Например, девочки-отличницы в первый же вечер пребывания в общаге напивались и вели себя весьма разнузданно.

— А может, и не надо в таком случае жить в общежитии? Можно же снять квартиру, комнату, гостиницу...

— Родители действительно очень часто боятся общежития и говорят: давайте мы снимем квартиру. Это не выход из ситуации. Проблема в данном случае не в общежитии и не в окружении, а в голове. Какая модель поведения заложена, таким оно в результате и будет. Если у человека сформирована устойчивая поведенческая модель, как себя вести в той или иной сложившейся ситуации, и он отличает социально- одобряемый тип поведения от социально-неодобряемого, то никакие соблазны не приведут к нравственному падению. Можно, например, находиться в компании пьяных людей и при этом быть совершенно трезвым. То есть родителям нужно формировать (и это, конечно, не в последние дни перед отъездом молодого человека из дома) умение адаптироваться в среде, при этом не преступая рамки социально дозволенного, и одновременно прививать умение принимать решения и нести ответственность за них. Чем раньше вы начнете доверять своему ребенку, предоставлять самостоятельность в решении важных жизненных вопросов, выполнении своих обязанностей, тем меньше у вас будет оснований беспокоиться за его судьбу в будущем. И безусловно, если ваш ребенок будет знать, что вы его понимаете, что умеете помогать и прощать, тогда риск, что, оставшись без родительского глаза, он бросится во все тяжкие, существенно снижается.

— Простые, открытые рубахи-парни и девочки часто не в силах отказать навязчивым предложениям более продвинутых сверстников. Не секрет, что первая затяжка табаком, ведущая в дальнейшем к устойчивой никотиновой зависимости, глоток пива за компанию, как шаг на пути к алкоголизму, проба какого-либо наркотика с еще более страшными последствиями бывают сделаны не только из любопытства, но и (в половине всех случаев) под давлением ровесников, представителей одной социальной среды. Так почему же молодые люди, которые ранее не обнаруживали склонности к асоциальному поведению, уступают таким провокационным предложениям?

— Модели поведения, характерные для молодежной среды, существуют. Очень часто они противоречат социальным нормам, как бы олицетворяя собой подростковый протест против "правильности". Если в определенном кругу принято курить, то у молодого человека действительно может сложиться иллюзия, что если он не будет поступать так же, то его не примут в этот круг. А туда очень хочется попасть. И возвращаясь к началу разговора, стоит напомнить, что если у молодого человека сформированы определенные представления о жизни и чувство ответственности за сделанный выбор и он понимает, что не табак и алкоголь определяют значимость, определенный статус человека в студенческой среде, то он не будет подвержен этим социальным порокам.

— А какие качества, умения, по вашему мнению, помогают молодому человеку войти в коллектив и стать интересным для сверстников?

— Знания, информированность, умение выслушать и предложить помощь, коммуникабельность. И здесь не нужно бояться показаться "ботаником", "зубрилой". Поверьте, что в настоящее время умение учиться весьма ценится в студенческой среде. А если вам не чуждо чувство взаимопомощи, вы веселы и общительны — можете быть уверены, люди вас примут. И еще один очень важный совет родителям: прежде чем подать документы в то или иное учебное учреждение, познакомьтесь с ним сами. Узнайте, какие отношения между администрацией и студентами, чем живут студенты кроме учебы, какой контроль и какие предупредительные меры против нарушений дисциплины приняты в этом заведении. Будьте в курсе не только содержания будущей специальности вашего чада, но и морального климата в коллективе, его традиций. А молодому человеку хочется сказать, что жизнь завершается не завтра, не нужно очертя голову бросаться как в омут и за короткое время попробовать все недоступные или запрещенные ранее плоды. Помните, что основная цель вашего приезда в большой город не развлечения. Всему, как говорится, свое время. Устоять перед соблазнами трудно и взрослому состоявшемуся человеку. И здесь ключевое значение имеет умение твердо сказать "нет".

— Может ли человек научиться говорить "нет"? Можно ли сформировать это умение с помощью специалистов или самостоятельно?

— Учиться никогда не поздно, в том числе и моделям поведения. Делается это, как правило, в социально-психологическом тренинге, когда жизненные ситуации разыгрываются группой и решаются с различных позиций. Хорошо, если в вашей родной школе эту работу проводил психолог. Можно, конечно, и книжку хорошую почитать, но это будет знание на уровне информации, а отработка навыков поведения и реагирования на экстремальную ситуацию возможна только на практике — в тренинге. Если вы оценили ситуацию и решили, что вам этого не надо, то сразу же, долго не раздумывая, ответьте отказом, и тогда тот человек, который вам предлагает, например, попить пива перед экзаменом или попробовать наркотик, нормально отреагирует на твердый и решительный отказ, никогда больше не подойдет к вам с подобным предложением.

— А если что-то уже случилось, если молодой человек попал в беду, к кому он может обратиться за помощью?

— В помощи, в консультации вам не откажут в деканате факультета, на который вы поступаете. Также в городе работают психологические службы и телефоны доверия. Последний вариант может быть более предпочтителен для людей робких. По телефону специалисты окажут экстренную квалифицированную помощь и посоветуют, к кому можно обратиться уже напрямую. В любом случае стоит помнить, что жизнь на совершении ошибки не заканчивается. Так или иначе, вы приобретаете определенный жизненный опыт и становитесь взрослее, решая возникшие проблемы.

P.S. Если вы попали в беду, не можете сами сориентироваться в критической ситуации, то на этот случай предусмотрен телефон доверия. Запишите номера: 24-00-07, 24-00-09. Работает специальная линия для женщин (девушек), попавших в беду: 51-19-66.

Метки:
baikalpress_id:  33 399
Загрузка...