Режиссер Наталья Сац

Создатель первого в СССР детского театра, который теперь носит ее имя, родилась в Иркутске

Среди звезд ушедшей эпохи немало тех, кто уже забыт и, кажется, навсегда. Они не выдержали проверки временем. Жизнь выдающегося режиссера, педагога, организатора Натальи Ильиничны Сац была посвящена детскому театру, детям. Начавшись в первые годы минувшего века, она, кажется, продолжается до сих пор, потому что смерть — вовсе не препятствие для настоящей любви. К детям и их радости, к детскому театру, искусству, музыке — всему, что составляло очень непростую жизнь Натальи Ильиничны Сац.

Встреча во французском пансионате

Всегда считавшая себя коренной москвичкой, Наталья Сац тем не менее родилась в Сибири, в Иркутске. "Роман, в результате которого я появилась на свет, произошел в городе Монпелье на юге Франции". Так начинается ее автобиографическая книга "Новеллы моей жизни". Остроумно и как всегда увлекательно Наталья Ильинична рассказывает о встрече генеральской дочери Анны Щастной и бедного студента Московской консерватории Ильи Саца.

Студент честно готовился к экзаменам по классу виолончели, когда вспыхнул голод на Волге. Человек горячего сердца прерывает свои занятия ради спасения людей. Его молодую энергию подмечает Лев Толстой, передает Илье Сацу собранные пожертвования. Сац отправляется на Волгу, организует столовые для голодающих — пять тысяч детей и взрослых возвращены к жизни.

Хорошо? Оказывается, нет. Полиция недовольна горячностью, вольными речами неблагонадежного студента. Родные помогают ему срочно уехать за границу.

И вот уснувший в зелени южный городок, тишина леса, кареглазые коровы с колокольчиками, виноградники на склонах гор. Молодой человек остановился в небольшом пансионе. Но однажды в окне второго этажа он слышит чудесное сопрано, русскую речь. Юноша хватает виолончель и несется вниз — аккомпанировать пленительному голосу.

— Первое, что сблизило нас, — стремление к музыке, — говорила мне много лет спустя моя мама, словно извиняясь за огромное чувство к отцу, которое она пронесла через всю свою жизнь.

Любовь и чахотка

Илье Сацу не суждено было вернуться в консерваторию. Вскоре он оказался в Иркутске, на окраине города. Поселился у чахоточной старухи в полуразвалившейся избе с выбитыми стеклами. Анна тем временем продолжала учиться на медицинском факультете, еженедельно путешествуя ради уроков пения из Монпелье в Италию. Каким-то неведомым путем она узнала о происходящем в Иркутске. И однажды, когда хозяйка уже потеряла всякую надежду получить деньги с больного жильца, на пороге иркутской развалюхи появилась нарядная девушка с заграничными чемоданами...

Короткий иркутский период Ильи Саца вместил многое. Его крошечной дочери Наташе не исполнилось и двух месяцев, когда самым известным музыкальным критиком и фельетонистом "Иркутских ведомостей" стал Илья Аннин. Он же — преподаватель иркутского отделения Императорского музыкального училища, организатор и дирижер огромного хора "Иркутск поет".

Хор собирался совершенно необыкновенный по количеству и составу певцов, — читаем в уже упомянутых "Новеллах". Тут и ссыльные, и власть имущие, местные тузы и беднота. Объединенные энергией молодого дирижера, они репетировали чуть ли не ежедневно. Очевидцы рассказывали, вспоминает Наталья Ильинична, что подмостки, на которых стояло несколько десятков человек, однажды не выдержали. В самом патетическом месте, когда в зале гремело "вырыта заступом яма глубокая", они рухнули вместе с певцами и дирижером. Впрочем, это событие еще больше подняло авторитет отца в Иркутске, замечает автор.

Пройдет совсем немного времени, и Илья Сац с семьей поселится в Москве.

Театр начался со стола

Детство — это Москва, одноэтажный домик в переулке на Пресне. Это мама, младшая сестра Ниночка, папа, музыка и театр. Так начинается рассказ Натальи Ильиничны о своем пути к детскому театру. Она росла рядом с музыкой своего отца — композитора и дирижера театра Станиславского. Рядом со всеми знаменитыми режиссерами, артистами, музыкантами МХАТа. На ее глазах создавался уникальный "Гамлет" в постановке Гордона Крэга, этот английский режиссер был другом семьи Ильи Саца.

Свой первый театр Наталья Ильинична создает в 15 лет. А годом раньше она уже заведует детским отделом театрально-музыкальной секции (Темусека) одного из московских районов.

— Лишних столов в Темусеке не было. А поскольку без стола, как известно, никакой отдел возникнуть не может, мне притащили со двора выброшенную кем-то развалюху, помыли, накрыли листом чистой бумаги. "Детский отдел" — написала я тушью на кусочке картона. Моя будущая работа была очень похожа на эту бумагу. Дети и театр — белое пятно на карте искусства, пути, никем еще не изведанные.

Утренники для детей революции

Первый детский театр начинался с небольших концертов — утренников. Сразу после Октябрьского переворота в стране началась разруха. Ездить в театр было не на чем — не работал транспорт, ходить не в чем — не было обуви. Тогда юная заведующая детским отделом организовала выездные концерты московских знаменитостей.

Утренники, точнее, воскресники Натальи Сац открыли ребятишкам с отдаленных городских окраин неведомый мир: для них пели Надежда Обухова и Антонина Нежданова, танцевала Екатерина Гельцер, а Ольга Озаровская и Мария Блюменталь читали стихи и сказки. Выступали в этих детских концертах и молодой Владимир Дуров со своими четвероногими артистами, знаменитые силачи и клоуны.

— За три года, — вспоминает Наталья Ильинична, — на наших утренниках побывало более двух миллионов юных москвичей!

Несолидность заведующей детским отделом не помешала ей организовать нечто вовсе невиданное: первый детский театр в Москве. И пройдя сквозь частоколы решений, смет, постановлений и прочего, сделать его таким же официально оформленным, как любой профессиональный коллектив.

Сама необходимость театра для детей вызывала тогда немало возражений.

— Не то сейчас время, — говорили многочисленные оппоненты Натальи Ильиничны. — У нас и для взрослых театров средств не хватает.

Споры были резкими, финансисты — многие еще в царском департаменте работали — непримиримыми. Но судьба явно благоволила к создательнице театра для детей. А убежденности в собственной правоте, любви к своему делу у нее всегда было с избытком. Наконец после совсем нешуточных битв с театральными противниками и неожиданного одобрения в Кремле, к сторонникам Натальи Сац примкнул первый нарком просвещения Анатолий Луначарский. Московский театр для детей открылся в июне 1921 года.

В сталинском ГУЛАГе

К концу 20-х годов Наталья Сац — автор нескольких десятков детских театральных спектаклей. Ее постановки стали известны и за границей. Знаменитый дирижер Отто Клемперер, побывав на одном из детских спектаклей Натальи Ильиничны, с удивлением констатировал: "Это по-настоящему хорошо. Вы удивительно музыкальны, среди режиссеров драматического театра такого еще не видел. Вы все пронизываете музыкой, ваше место в опере". И пригласил ее в Кролль-оперу — ставить "Фальстафа" Джузеппе Верди.

Совместная работа с московской Наташей (так называл ее Клемперер) вдохновила знаменитого маэстро, и их творческий дуэт прозвучал еще и в Буэнос-Айресе. Здесь в знаменитом театре Колон она также успешно поставила "Свадьбу Фигаро" Моцарта, дирижировал которой Отто Клемперер.

— Это была самая светлая полоса моей жизни, — вспоминала Наталья Ильинична.

За которой, согласно законам драматургии, последовала темная, даже черная полоса.

— Не знаю, почему в августе 37-го мне было как-то не по себе: душно и тягостно. Казалось бы, создан Центральный детский, поставила "Золотой ключик", молода, счастлива, а ныло где-то внутри без причины и смысла.

"Смысл" поняла через неделю, когда потеряла все — театр, семью, родной город, потеряла внезапно и непонятно...

Муж Натальи Ильиничны, нарком торговли Израиль Яковлевич Вейцер, был репрессирован в начале 37-го. Ей пришлось разделить судьбу и мужа, и миллионов своих соотечественников. Несколько лет она провела в сталинских лагерях. Опыт выживания в нечеловеческих условиях не сломил замечательную женщину.

— Попав в сибирские лагеря, я узнала мир дотоле мне неведомых людей, — воров, бандитов, наводчиц, убийц. Но руль самоуправления не выпустила, внушив себе, что для режиссера возможность познать людей "с черного хода" все же полезна, расширяет диапазон человековедения. Станиславский, Качалов, Москвин, когда создавали спектакль "На дне", ходили по ночлежкам, а у меня на этом распределительном пункте все под рукой.

В тюрьме Наталья Ильинична оказалась не одна — с еще не родившимся ребенком. Но ее малышу не суждено было появиться на свет. Волнения, стрессы, болезни, арест — все это привело ее в лагерную больницу. Там знаменитый режиссер встретила новый, 1938 год.

За детским театром в Алма-Ате последовал детский музыкальный в Москве, театральные постановки в других городах и странах, международное признание, награды, звания...

Марка ее имени

В августе 2003-го Наталье Ильиничне Сац исполнилось 100 лет. Это событие не осталось незамеченным в Иркутске. Поклонники ее творчества собрались в музее истории города.

— Кроме воспоминаний, докладов и прочего, здесь состоялась интересная акция — гашение специальной марки, посвященной этой дате, — рассказал доцент Иркутского педагогического университета Сергей Маркидонов. — Пятьдесят юбилейных конвертов стали настоящими раритетами, они украшают коллекции русских и зарубежных филателистов.

— Наталья Сац — уникальная женщина, — считает Сергей Аркадьевич. — Встречи с ней удивительным образом меняли судьбы людей. Кстати, она всегда очень трепетно относилась к Иркутску, ко всему, что связывало ее с нашим городом. После успешного выступления на Московском международном театральном фестивале в 84-м году я организовал детский музыкальный театр в одной из иркутских школ. И поддержку Натальи Ильиничны ощущаю до сих пор.

Метки:
baikalpress_id:  33 386
Загрузка...