Жители Чуны сверяют часы по автобусам

В Чуне самое удивительное явление — это общественный транспорт. Здесь нет комфортабельных машин из Юго-Восточной Азии, нет турецких "мерседесов". На линию выходят видавшие виды ЛАЗы, ЛиАЗы и пазики. Многие из них отъездили уже по два десятка лет и более. Казалось бы, при таком автопарке и сервис должен быть соответствующим. Но — как бы не так!

Директор Чунского МУАТП Александр Евстафьевич Мешков — депутат районной думы. Человек в поселке более чем уважаемый. С его приходом к руководству автопредприятием жители Чуны и окрестностей забыли, что такое подолгу стоять на автобусной остановке. Есть строгий график, и он выдерживается неукоснительно. В любую погоду.

— Иначе нам не будут доверять, на том и стоим, — не без гордости заявляет директор. — Невыход автобуса на линию — это для нас ЧП. Всегда есть резервная машина, всегда наготове бригады слесарей.

Как же это удается, когда стон стоит по всей Руси великой: "Денег нет! Нам никто не платит! Мы в убытке!" Как? Почему чунские водители перед выходом в рейс сверяют часы, словно летчики перед вылетом? Почему техника, которая в иных местах давно пущена на металлолом, находится здесь в отличном состоянии?

— По моему глубокому убеждению, транспорт в принципе не может быть убыточным, — объясняет Александр Мешков. — Я ведь с чего начинал? Почти все автобусы на приколе. Запчастей нет. Даже забора нет. Есть только долги. Последние водители разбегались, никто работать не хотел. Я собрал людей, поделился планами, объяснил задачи. Мне поверили. Начали работать. Первым делом рассчитались с долгами по зарплате. Стали ремонтировать автобусы. Наладили дисциплину, и главным в этом стало жесткое соблюдение графика. Пассажир платит деньги, он должен твердо знать, что в назначенное время транспорт будет.

До последнего времени все шло нормально. Но недавние реформы нас сильно подкосили. Отмена льгот ударила очень больно. Если раньше городской транспорт считался планово убыточным, и были хоть какие-то государственные дотации на перевозку льготников, то теперь их вообще нет. Зарабатывайте сами.

Что ж, отлично! По идее, должно быть так: в транспорте платят все. А купленный билет потом меняй на деньги по месту выдачи льготы — в собесе, в милиции, в армии и так далее. Но ведь фактически-то льготы остались! Закон ввели, народ стал протестовать, тогда льготы поделили на федеральные и местные, сейчас разбираются, кто и как будет за них платить. Время идет, а мы продолжаем возить льготников бесплатно.

Изначально ведь не было такого понятия, как единый проездной для льготников. И в бюджет под эти проездные ничего не заложено. Говорят о компенсации в 150 рублей. Но при наших расстояниях реальная стоимость единого проездного доходит до 900 рублей! Нам говорят: "Потом решим, пока так возите". А мы, между прочим, цены не поднимаем уже третий год. И не можем поднять. Вы посмотрите, как народ живет!

Еще проблема: проездные — это кипа бумаг. Чтобы продать льготный билет, нужно проверить документы и заполнить два реестра на каждого пассажира. Кто этим будет заниматься? Кондуктор? Смешно!

Вот и получается нонсенс: убыточный транспорт. Частники чувствуют себя в этой ситуации как рыба в воде. Они тоже знают наш график движения и стараются идти на две—три минуты впереди автобуса, чтобы собрать пассажиров. Естественно, в маршрутки садятся как раз те, кто платит за проезд. А у кого проезд бесплатный или льготный — к нам. Это к вопросу о наших доходах...

Я пытался договориться с маршрутчиками, чтобы они ввели свой график и возили своих пассажиров. Но это все равно что уговаривать муху не садиться на варенье... Вот когда сильный мороз или очень плохая погода — тогда другое дело. Кроме нас, никто на линию не выходит.

Запомнилась такая картинка. На остановке среди прочих стоит пожилой мужчина со стареньким транзисторным приемником "Альпинист". Из динамика хрипло доносится: "Передаем сигналы точного времени. Начало шестого сигнала соответствует 12 часам московского времени". Сами сигналы уже не слышно из-за шума подошедшего автобуса. Да, неплохие часики у жителей Чуны!

Метки:
baikalpress_id:  3 019