Байкальский парусный спорт

Байкал — озеро. Это научный факт. Но его часто называли морем, и это — исторический факт. На древних картах совершенно однозначно отмечали: "Море Байкал". Были у наших предков на то веские основания. Недаром в одном из дошедших до наших дней древних описаний Байкала отмечено, что "прорва сия зело велика есть, и ежели вдоль ея под парусом пройти, так десять ден плыти надобно". Отметим эту немаловажную деталь — "под парусом". Русские казаки, едва познакомившись с Байкалом, стали строить парусные лодки. С тех пор трудно представить себе Байкал без парусов. Но если для предков парус был всего лишь двигателем, необходимостью, то в XXI веке паруса — это, прежде всего, отдых и спорт.

Купеческий кураж
Когда-то купеческие суда возили под парусами пушнину и золотишко, промышленники доставляли рабочих на дальние северные прииски. О спортивных достижениях и о красоте вряд ли кто думал тогда — было бы судно надежно и добротно сделано, чтобы в шторм не развалилось.
Забегая вперед, отметим, что штормы на Байкале всегда были знатные. Даже видавшие виды океанские моряки начинали креститься, когда хаос крутых, непредсказуемых волн и порывы налетающего с разных сторон ураганного ветра валяли с борта на борт мощные теплоходы.
Но — вернемся к истории. Сибирским купцам, как известно, не чужд был здоровый кураж. Частенько они пересекали озеро-море наперегонки, выжимая своими простенькими прямыми парусами лишние узлы из попутного ветра — баргузина или култука... Наверное, именно так и проходили первые байкальские гонки, хотя сегодня найти документальные свидетельства тому уже не представляется возможным.
Накануне гражданской войны
Обрывочные сведения дошли до нас о спортивных парусных гонках начала прошлого века. Так, в начале 20-х годов в пади Средней, что между Листвянкой и Большими Котами, работал летний бойскаутский детско-юношеский лагерь. Да-да, именно тогда, в преддверии начинающейся в Сибири гражданской войны. И именно бойскаутский, потому что пионерии в ту пору еще не существовало, она была основана, как известно, в 1922 году.
В распоряжении скаутов были шестивесельные гребные ялы и небольшие парусные лодки. Руководил лагерем Алексей Плакидович Демьянович. Насыщенная программа детского отдыха включала в себя и небольшие спортивные парусные переходы, предвестники будущих байкальских регат.
Гонки всерьез
Принято считать, что начало регулярным байкальским парусным соревнованиям было положено в 1979 году. К тому времени в Иркутске уже был небольшой парусный флот, который объединялся созданным на рубеже 60-х годов клубом "ЯКИМ" — сокращенное "Яхт-клуб Иркутского комсомола".
К концу 70-х "ЯКИМ" переживал не лучшие времена: его главная база в заливе Ерши мало подходила для стоянки яхт. Нужны были более защищенные от ветра и более глубокие гавани. Вопрос о строительстве в Иркутске нормального яхт-клуба с каждым годом становился все острее и острее. В 1980—1981 годах почти одновременно начали строиться действующие поныне клубы "Водник" и "Исток". В какой-то мере их появлению способствовала успешно проведенная первая байкальская регата 1979 года.
Под хлопчатобумажными парусами
Маршрут первой официальной байкальской гонки начинался из Иркутска, от бухты Стартовой, где сейчас стоит ледокол "Ангара". Первый этап финишировал у истока Ангары, два следующих прошли по Байкалу. В гонке участвовало десять яхт. До финиша дошло восемь. Победила "Илга", ведомая экипажем Виктора Стрелова.
Нужно отдать должное отваге тех байкальских яхтсменов! В их распоряжении были крохотные, похожие на скорлупки деревянные кораблики. Паруса — хлопчатобумажные, на обладателей лавсановых гротов и стакселей посматривали с уважением и легкой завистью.
Из навигационного оборудования были только магнитные компасы и весьма приблизительные туристические карты. Кто еще не забыл те времена, тот знает, что топографические карты с масштабом 1:500 000 (в 1 см — 5 км) шли под грифом "секретно", а радиосвязью имели право пользоваться только государственные структуры да радиолюбители-коротковолновики, которые все до единого находились "под колпаком"... Так что о лоциях и радиостанциях никто даже не мечтал.
Что же касается хваленого яхтенного комфорта, то это — не про байкальских гонщиков 1979 года! Насквозь сырая одежда, невообразимая теснота в каютах, еда всухомятку... Называйте это как угодно, только не комфортом!
Да, первый спортивный парусный флот Байкала был несовершенным. Но крепким, молодым и дерзким. Кстати, и сегодня экипажи с двадцатипятилетней закалкой не отказывают себе в удовольствии выйти в море, посостязаться на равных с молодежью. Артур Иванович Франго на яхте собственной постройки "Сцилла", Геннадий Борисович Иванов на "Ангаре" — неизменные участники парусных гонок.
Баргузинские хроники
Дальнейшая история байкальских регат такова.
1981 год — гонка от бухты Загли до Чивыркуйского залива и обратно. Участвует 12 яхт.
1983 год — вновь Чивыркуй, количество стартовавших яхт — 15. На дистанцию вышел "Бабр", первая крупная яхта Байкала.
1985 год. Иркутские яхтсмены впервые замахнулись на большой переход от Листвянки до Северобайкальска. Но погода подкачала: стоял мертвый штиль. По берегам в разных местах шли огромные таежные пожары, дым от них застилал озеро, видимость временами ухудшалась до 50 метров. Участники соревнований с трудом пробрались к Чивыркуйскому заливу, там было принято решение прекратить гонку.
1987 год. Листвянка — Чивыркуйский залив.
1988 год. Первая "Байкальская неделя". Она же — первая международная регата на Байкале. На гонки прибыло около двух десятков польских яхтсменов. Практически в каждом экипаже были поляки.
1989 год. Листвянка — Чивыркуйский залив.
1990 год, июль. "Байкальская неделя".
Через Тихий океан
1990 год, сентябрь. "Байкальский марафон". Первая гонка на Байкале в сентябре, в начале сезона штормов. Маршрут: Листвянка — Северобайкальск — Чивыркуйский залив — Листвянка.
Первое боевое крещение 14-метровой яхты "Виктория", построенной иркутским корабелом Юрием Шейкиным. Уже в следующем, 1991-м году, эта яхта, переименованная в "Байкал", приняла участие в переходе на Аляску, посвященном 250-летию открытия Русской Америки. Тогда плавание иркутян завершилось в Новой Зеландии. Таким образом, "Виктория" ("Байкал") стала первой иркутской яхтой, пересекшей Тихий океан, причем как поперек — в северной части, так и вдоль — с севера на юг.
Как созревали амбиции
1991 год. Листвянка — Чивыркуйский залив. Последняя советская гонка, завершившаяся за несколько дней до августовского путча.
1995 год. Листвянка — Чивыркуйский залив.
1996 год, сентябрь. Гонка "600 миль Байкала". В том соревновании участвовали 3 яхты: "Эверест", "Добрыня" и "Лось". Весьма примечательная регата. Яхтой "Лось" управлял экипаж Константина Волкова, будущего президента Байкальского крейсерского клуба. После существенной модернизации яхта получила имя "Морской волк". В экипаже "Добрыни" находились братья-близнецы Сергей и Михаил Дюжаковы, в скором времени заявившие о себе как непревзойденные мастера парусных гонок.
Регата проходила в сложнейших штормовых условиях. Участники вспоминают, что на одном из этапов дул ураганный ветер силой 40 м/с, в порывах достигая 60 м/с. Тем не менее ни одна из трех яхт не сошла с дистанции. По итогам всех четырех этапов победил "Эверест" под управлением экипажа Сергея Марчука.
2001 год. В Иркутске создается Байкальский крейсерский клуб, организаторы которого ставят перед собой весьма амбициозную задачу: придать байкальским парусным соревнованиям международный статус, поднять их престиж на достойный Байкала уровень. В сентябре клуб проводит первый безостановочный "Кубок Байкала — 2001", гонку протяженностью 168 миль. Ее выиграла яхта "Благовест" под командованием Михаила Дюжакова.
2002 год, август. Гонка "Ветры Байкала" по маршруту Листвянка — Чивыркуйский залив — Листвянка. Участвует 4 яхты: "Благовест", "Синильга", "Каролина" и "Мария". Эта регата была отмечена сильнейшим штормом с градом и смерчами, в один из которых угодила яхта "Каролина". Яхтсмены хладнокровно выдержали испытание, сумев уберечь лодку от повреждений. Единственная неприятность — смерч оставил на "Каролине" сантиметровый слой мелкого ледяного крошева.
2003 год — второй "Кубок Байкала — 2003". Его протяженность составила уже 300 миль (555 км) и вплотную приблизилась к мировому рекорду безостановочных парусных гонок на пресной воде. Вновь победил "Благовест", капитан — Владимир Пятаков.
2004 год — небольшая юбилейная гонка "Байкальский парус: четверть века", посвященная 25-летию первой байкальской регаты. Участвует 3 яхты: "Благовест", "Синильга" и только что прибывшая из Японии Silver Glow. Новая яхта показала выдающиеся гоночные качества, завоевав первое место.
"Мы хотим всем рекордам..."
На сентябрь 2005 года Байкальский крейсерский клуб запланировал проведение третьего по счету "Кубка Байкала — 2005". Его протяженность — 504 мили (933,5 км) по генеральному курсу. Таким образом, эта гонка на 171 милю (316,6 км) длиннее знаменитой регаты "Чикаго — Маккино", которая проводится на озере Мичиган и является на сегодняшний день самой протяженной в мире озерной парусной регатой.
"Кубок Байкала — 2005" вполне может отобрать чемпионский титул у одной из самых престижных парусных гонок планеты. Как сообщил президент Байкальского крейсерского клуба Константин Волков, "Кубок Байкала — 2005" номинируется на рекорд Гиннеса как самая протяженная регулярная парусная гонка на пресной воде.
...Яхтинг называют дорогим и элитным спортом. Верно и то и другое. Как и то, что это престижный вид спорта, по развитию которого судят о развитии страны. И если российские яхтсмены все чаще удивляют мир своими достижениями, значит, все не так уж плохо! Будем ждать сентября, чтобы поболеть за наших земляков — участников "Кубка Байкала — 2005".

Метки:
baikalpress_id:  33 327