Чертова дюжина в номере подлодки

Посвящается 60-летию самой знаменитой торпедной атаки

В ночь с 30 на 31 января 1945 года подводная лодка "С-13" под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско утопила гордость гитлеровской индустрии — океанский лайнер "Вильгельм Густлоф". До сих пор грандиозная трагедия, произошедшая на Балтике в ту январскую ночь и вписанная в историю Военно-морского флота СССР как атака века, овеяна самыми невероятными слухами и версиями.

Дважды ненавистный герой
Имя Александра Ивановича Маринеско долгое время использовалось как инструмент идеологической войны. Причем с обеих сторон невидимого фронта борьбы за умы и сердца миллионов.
В СССР удачливого командира подлодки начальство не жаловало за независимость и свободомыслие. Поэтому откровенно игнорировало и всячески старалось прижать. Достаточно сказать, что за свои военные подвиги командир "Сталинца" С-13 удостоился награды только в 1990 году. Посмертно.
В то же время, почти каждый немец в послевоенной Германии считал советского подводника N 1 военным преступником, отправившим на тот свет тысячи ни в чем не повинных людей.
Две мощнейшие идеологические машины планеты проклинали Маринеско, но каждая по своим причинам.
Избиение младенцев или отстрел волков?
Хронология тех далеких событий восстановлена полностью, с точностью до минут, и сомнений ни у кого не вызывает. Во всяком случае, как теперь кажется, не должна вызывать.
В начале января 1945 года, когда Красная Армия уверенно продвигалась на запад и исход войны был неясен только конченым фанатикам Третьего рейха, немецким командованием была объявлена широкомасштабная операция по эвакуации беженцев из Восточной Пруссии и Польши. В рамках этой операции, получившей кодовое название "Ганнибал", 30 января из порта Готенхафен (так называлась переименованная немцами польская Гдыня) вышел военный караван. Среди многочисленных кораблей эскорта и транспортных судов в составе морского конвоя находился и лайнер "Вильгельм Густлоф".
Океанский гигант водоизмещением 25,5 тысячи тонн, окрашенный в защитный серый цвет и оснащенный зенитными орудиями, той же ночью был потоплен вследствие попадания в борт судна трех торпед, выпущенных советской лодкой "С-13".
Долгое время ни у кого не вызывало сомнений, что подводная атака была проведена по всем правилам боевого искусства. Но потом начались дискуссии вокруг, казалось бы, непреложного факта: кого же все-таки потопил Маринеско? Элиту немецкого подводного флота, как утверждают советские источники, или беженцев, в основном, женщин и детей, как пишут немецкие историки?
Немецкая точность в расчетах
На протяжении десятилетий в нашей стране о гибели "Густлофа" говорили в превосходных тонах, стараясь при этом не вспоминать об авторе этой атаки.
Вместе с лайнером на дно Балтики ушло несколько тысяч немецких подводников, передислоцировавшихся из учебного отряда к месту постоянного базирования. Цифры военных потерь вермахта, по разным оценкам, варьировались от полутора до трех тысяч человек. Постепенно подчищаемые и округляемые западными военными историками цифры изменились до неузнаваемости.
В ФРГ гибель судна всегда преподносилась как величайшее военное преступление: на борту "Густлофа" находилось более 5 тысяч беженцев из Восточной Пруссии. Среди них — женщины и дети. В некоторых немецких источниках называется количество — от 3 до 4 тысяч детей. А от 1,5 тысяч (по минимальной оценке!) корсаров адмирала Деница математики от истории оставили всего около 400 подводников. В результате вырисовалось, что "Густлоф" был невинной овечкой, растерзанной кровожадным русским волком.
Две версии попадания трех торпед
Советская версия основывалась на сообщениях шведских газет 1945 года. По оценкам журналистов Швеции, в то время совсем недружественной по отношению к СССР страны, в результате своей молниеносной атаки Маринеско уничтожил более 3700 высококвалифицированных моряков, которыми без труда можно было бы укомплектовать примерно 80 экипажей подводных лодок. Наши историки утверждают, что по результатам этой операции в Германии был объявлен трехдневный траур, а Гитлер назвал Маринеско своим личным врагом.
В Германии это решительно отрицают.
— Траур по Вильгельму Густлофу действительно был, — признался старший офицер запаса немецкого флота Детлеф Гронау. — Но не по пароходу, а по человеку. В 1936 году Вильгельм Густлоф-человек, лидер швейцарской национал-социалистической партии, был убит студентом-марксистом Давидом Фракфуртером. Надо заметить, что Гитлер возлагал большие финансовые надежды на Густлофа. И фюрер называл своим личным врагом молодого швейцарского террориста, а не советского подводника.
"Густлоф"-пароход, названный в честь швейцарского друга Гитлера, сошел со стапелей в 1938 году и сразу же стал символом морского могущества Третьего рейха. Потеря такого символа несомненно была ощутимой пощечиной персонально фюреру. Более того, по количеству погибших "Густлоф" уверенно занял первую строку в перечне мировых морских катастроф.
Но объявить траур по торпедированному судну Адольф Гитлер просто не решился. Фашистская Германия в последние дни войны испытывала стрессы ежедневно, а весть о гибели суперлайнера могла вызвать неконтролируемую панику среди беженцев из Польши и Восточной Пруссии.
Белая овечка в боевом конвое
— На самом деле на "Густлофе" в Германию следовало около полутора тысяч военных моряков и более четырех с половиной тысяч беженцев, — зачитал выписку из погрузочного реестра Детлеф Гронау. — По разным данным, были еще беженцы, не попавшие в списки. В живых после гибели судна осталось 1239 человек, из них только 419 беженцев. Кто виноват в гибели людей?
На Западе в период холодной войны давали однозначный ответ: русский подводник Александр Маринеско. На самом деле обвинять Маринеско в том, что он торпедировал транспорт противника, абсолютно нелепо. В этом убеждены российские историки. На "Густлофе" не было опознавательных символов Общества Красного Креста. Более того, лайнер был оборудован бортовыми зенитными пулеметами, которые меньше всего вяжутся с обликом мирного белого парохода. И, в конце концов, теплоход шел в составе боевого каравана, а Маринеско сделал то, что постарался бы совершить на его месте любой другой подводник воюющей страны. И сделал блестяще.
Если уж быть честным до конца, то за годы войны подводники Германии потопили более двух с половиной тысяч надводных целей против полутора сотен удачных атак советских подлодок. За каждым попаданием фашистской торпеды стоят чьи-нибудь жизни. Зачастую — людей, не имеющих к войне никакого отношения. В том числе женщин и детей. А практика расстрелов спасавшихся на шлюпках моряков и пассажиров потопленных судов полностью остается на совести нацистских подводников.
Гибель самого большого судна Третьего рейха превзошла по масштабам катастрофы знаменитый "Титаник". Но это нисколько не умаляет подвига экипажа "С-13", рискнувшего атаковать цель под носом у мощного противолодочного эскорта.
Вину за трагедию следует возложить на тех, кто подверг риску жизни беззащитных людей, отправив их в плавание на мобилизованном пароходе, по сути, сделав их частью военного подразделения. Это нисколько не гуманнее живых щитов из женщин и детей, которыми прикрывались от партизан немецкие карательные отряды.
Будем помнить, пока не запретят
Офицер запаса германского флота Детлеф Гронау по-прежнему изучает историю той войны и тешит себя надеждой:
— Сейчас, наверное, рано об этом говорить, слишком много вокруг политических спекуляций. Но придет время, и на месте гибели "Вильгельма Густлофа" будет выставлен памятный бакен. Как символ примирения и поминовения жертв Второй мировой войны. И проходящие мимо корабли и суда независимо от своей национальной принадлежности будут отдавать долг памяти погибшим в январе 1945 года.
Что же касается российской стороны, то пускай на месте покоящегося на морском дне "Густлофа" будет поставлен бакен в память о невинных жертвах роковой январской ночи. Но пусть никто и никогда не считает его памятником утонувшим нацистским корсарам, так и не добравшимся до своих подводных лодок. И пока живо поколение рожденных в СССР, пока наши прозападные историки не переписали под диктовку школьные учебники, в России будут чтить Александра Маринеско как самого знаменитого подводника минувшей войны.
Справка "Копейки"
Александр Иванович Маринеско (1912—1963) — знаменитый советский подводник.
С 13 лет начал выходить в море. С отличием досрочно окончил школу юнг. Без экзаменов был принят в мореходное училище. Окончил курсы высшего командного состава. Командир подводных лодок.
В начале войны "Малютка" Маринеско отправила на дно крупный транспорт противника. Капитана наградили орденом Ленина и перевели на "С-13". В первом походе лодка потопила вражеский корабль. Маринеско получил орден Красного Знамени.
В январе 1945-го едва не угодил под трибунал по нелепому обвинению в сотрудничестве с немецкой разведкой. Однако экипаж отказался идти в море с другим командиром.
30 января 1945 года "С-13" топит суперлайнер "Вильгельм Густлоф" и 10 февраля в этом же походе — вспомогательный крейсер "Генерал Штойбен".
В августе 1945-го Маринеско увольняют из флота с понижением в звании на две ступени. В 1949 году по ложному обвинению он приговорен к 3 годам лишения свободы. Отбывал срок на Колыме вместе с недавними полицаями. Освободившись, работал грузчиком, топографом. Позже устроился на завод "Мезон".
После смерти имя героя-подводника предали забвению. Только в 1990 году Александр Иванович Маринеско был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. Посмертно.

Загрузка...