Иркутская фотография

Как все начиналось

"Фотография (греч.) — искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись, солнопись. Картина, сим способом снятая, — фотографическое изображенье". Так охарактеризовал около полутора веков назад "новое техническое явленье" знаменитый писатель, этнограф и лингвист Владимир Даль. За это время технический прогресс шагнул далеко вперед, и существование фотографии перестало удивлять обывателя. Удивляют сами снимки — люди, события, пейзажи... На потрескавшихся от времени фотографиях остается наша история: дома, которых уже давно нет, прапрабабушки и прапрадедушки в причудливых костюмах. Фотографов вполне можно назвать документальными летописцами, они оставляют потомкам наглядные свидетельства уклада жизни на определенных промежутках времени. Благодаря им мы можем узнать, как выглядел Иркутск более ста лет назад, сколько народу встречало цесаревича Николая, в каких условиях жили каторжане. А началась иркутская фотография с француза Альфреда Давиньона, приехавшего в сибирский город в первой половине XIX века.

Декабристы — запретная тема
1839 год считается годом рождения фотографии. Француз Луи Дагер изобрел первый способ получения фотографических отпечатков. В названии способа сразу стали использовать имя его автора — и назвали его дагерротипией. А заключался он в следующем: на маленькие жестяные пластины наносили тонкий слой серебра, и путем засвечивания таких пластин получались дагерротипические снимки. Уже в конце этого же года первые "странствующие дагерротиписты" появились в Москве. Они арендовали помещения в самых модных и многолюдных торговых районах столицы.
Спустя всего 6 лет изобретение дошло и до Сибири. В 1845 году французский инженер Альфред Давиньон приехал в Иркутскую губернию, чтобы сфотографировать ссыльных декабристов. Декабристы были запрещенной для съемки темой, поэтому официально Давиньон путешествовал в поисках заказов.
Давиньон много ездил по губернии, побывал в Усолье-Сибирском, Мальте, Китое, Оеке, Усть-Уде, Урике, Смоленщине. Декабристы и их семьи позировали дагерротиписту охотно, фотограф запечатлел Трубецкого, Панова, Муханова, Поджио, Волконского и его детей — Нелли и Мишу.
Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, созданное в 1826 году Николаем I после разгрома движения декабристов, запрещало снимать портреты с государственных преступников. О фотографических опытах Давиньона стало известно властям. Вскоре француза арестовали, портреты декабристов отобрали. Однако отдельные снимки родственникам ссыльных удалось спрятать и переправить в Москву. В течение долгих лет они находились у сестры Марии Волконской — Екатерины Орловой, а затем перешли к ее детям и внукам.
Портрет за пять пудов мяса
Сибиряки успели оценить достоинство новых технологий, и вот предприимчивые торговцы стали доставлять в Иркутск необходимое оборудование для открытия фотографических салонов: дагерротипные снаряды, волшебные фонари, альбуминовую и желатиновую бумагу, "фотографические алкоголи" (так называли химикаты в то время).
Новинка заинтересовала иркутян. Как сообщает "Иркутская летопись" от 18 мая 1854 года, даже архиепископ Иркутский — преосвященный Нил — увлекался фотографией: "Стены его келии были обставлены шкапами, где лежали тысячи минералов, в других комнатах помещались книги, а на столах стояли машины: электрическая, гальваническая, дагерротип..."
В 1857 году некто Денисьев открыл в Темниковском переулке постоянное фотографическое заведение. "Студия" работала только в светлое время суток, с 11 часов утра до 3 часов дня, одна карточка стоила от 5 до 7 рублей. Интересно, что фотограф принимал не только наличными, но и продуктами — хлебом, птицей, рыбой. По тем временам 5 рублей считалось крупной суммой. Для сравнения: пуд первосортного хлеба или муки стоил рупь сорок, а пуд мяса — рупь двадцать.
Улица 3-я Солдатская, 39
Постепенно фотография становилась неотъемлемой частью жизни людей — росло количество и фотосалонов, и клиентов. Многие стали увлекаться фотографией ради искусства, снимать природу, архитектуру, события. Появилась даже специальная литература и периодические издания.
Иллюстрированный журнал "Фотографические новости" за 1909 год сообщает: "Количество русских фотографических обществ начинает постепенно увеличиваться. За последнее время открыто еще два новых общества — в Екатеринославе и Иркутске. В Иркутском фотографическом обществе председателем избран Иннокентий Михайлович Портнягин. Правление общества просит другие фотографические общества посылать ему работы своих членов для музея, которые можно обменивать на снимки иркутских фотографов-любителей. Адрес Иркутского фотографического общества: ул. 3-я Солдатская, 39".
Иннокентий Портнягин переехал со своей семьей в Иркутск и открыл фотографическое ателье для обслуживания публики примерно в 1903—1904 годах. Именно Иннокентию Михайловичу принадлежит идея объединения иркутских фотографов-любителей. Портнягин опубликовал материал в газете "Восточное обозрение", где отметил, что уже во многих городах России организуются фотографические общества, а Иркутск, город, в котором "масса любителей фотографии и изобилие художественного материала в окрестностях озера Байкал для фотографических экскурсий, до сих пор не имеет своего фотографического общества". Всем желающим записаться в него Портнягин оставил свой домашний адрес: Главная Иерусалимская ул., д. 17 (сейчас ул. Коммунаров, д. 15).
Фотоработы любой сложности
В октябре 1908 года газета "Сибирь" сообщила об утверждении местной губернской администрацией устава Иркутского фотографического общества. Членами-учредителями стали 10 человек, своими задачами ИФО провозгласило: содействие сближению любителей фотографии на почве совместного изучения дела светописи и связанных с нею наук (химии, физики и других), распространение фотознаний путем устройства лекций, выставок, конкурсов; содействие фотографии изучению истории, археологии и культуры Сибири; учреждение фотомузея и научной библиотеки.
В первый же год существования ИФО иркутские фотографы приняли участие в фотовыставке, организованной по инициативе Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. В выставке участвовало более 2000 снимков природы Азиатского региона и типов его обитателей. Работы иркутян были признаны очень удачными, и они получили один из дипломов выставки за лучшие экспонаты. Особо были отмечены "цветные (раскрашенные) снимки на стекле" Иннокентия Портнягина.
Иркутское фотографическое общество постоянно устраивало общие собрания, заслушивало доклады и сообщения по вопросам светописного дела. Чаще всего выступал перед коллегами Иннокентий Портнягин. Для практических опытов члены ИФО устроили лабораторию в доме на углу набережной Ангары и Большаковского переулка (сейчас — б. Гагарина, 30). В феврале 1910 года лаборатория была уже полностью оборудована и готова к проведению фоторабот любой сложности.
Иркутские фотографы снимали не только портреты горожан. С тех пор любые события в городе и за его пределами просто немыслимы без присутствия человека с фотоаппаратом: ярмарки, приезды чиновников, крестные ходы, строительство домов. Благодаря первым нашим коллегам мы можем составить представление об Иркутске тех времен.
Использованы материалы журнала "Земля иркутская" и статьи И. Козлова.

Метки:
baikalpress_id:  2 434