"Варяг" — ракетный крейсер

На корабле с легендарным именем служили наши земляки

9 февраля исполнится 101 год со дня подвига крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец", принявших неравный бой с японской эскадрой. Для русских моряков они навсегда остались образцом мужества и стойкости.
Почти полвека имя "Варяг" носят лучшие крейсеры Тихоокеанского флота. В Иркутской области найдется немало людей, служивших на ракетном "Варяге". 9 февраля — их главный праздник.

На дне у Лендалфута
История часто бывает несправедливой к героям. "Варяг" — тому ярчайшее подтверждение. Ему бы сейчас стоять на вечной стоянке во Владивостоке, собирая тысячи туристов. Расцвечиваться флагами по праздникам, давать салюты... Но ничего этого нет.
Поднятый со дна крейсер был восстановлен японцами, получил имя "Сойя" и проходил под флагом Страны восходящего солнца до 1916 года. В знак уважения к подвигу "Варяга" адмирал Уриу распорядился не сбивать с борта плиту с русским названием корабля. Во время Первой мировой войны "Варяг" был выкуплен Россией и возвращен на родину. Его сразу же направили в эскадру Ледовитого океана, в далекий Романов-на-Мурмане, нынешний Мурманск.
Старому герою был необходим капитальный ремонт. По договору с Англией "Варяг" отбыл на ливерпульские верфи. Там его разоружили, сняли броню. Ремонт продвигался ни шатко ни валко. После революции Советская Россия отказалась платить по царским долгам, и легендарный крейсер не стал исключением. Про него просто забыли. Англичане отправили корабль в Германию — на переплавку. Однако по пути разыгрался сильнейший шторм, "Варяга" швырнуло на камни. Снять его не смогли. Сейчас останки крейсера покоятся на дне неподалеку от британского Лендалфута...
С тех пор Россия так и не смогла построить другого "Варяга". В советское время дважды закладывали на верфях крейсер с таким названием, и оба раза начатое строительство заканчивалось в плавильных печах. Может, судьба такая. А может, то протестует мятежный дух преданного и забытого героя? Не дает России построить другого такого, пока не будут подняты с морского дна останки флотской легенды, и погибшему кораблю не воздадут подобающие почести...
Но России всегда будет нужен "Варяг". Для каждого поколения — свой. Его именем нарекают лучшие крейсеры Тихоокеанского флота, и неважно, что на их закладных плитах были начертаны другие названия. Команды крейсеров заслуженно считают себя варяжцами и с трепетом хранят память о великом предке...
Патриотическая забастовка
После полувекового забвения руководство страны решило вернуть геройское имя в наш флот. В 1954 году в СССР с размахом отметили 50-летие подвига крейсера. Оставшиеся участники боя были награждены медалями "За отвагу". Из наших земляков до этого дня дожил только Георгий Иванович Ячменев, проживавший в Оеке.
Командование ВМФ распорядилось присвоить имя "Варяг" одному из новых крейсеров. Но печально знаменитая хрущевская авантюра с сокращением вооруженных сил не дала закончить постройку советского "Варяга". Прямо со стапелей его отправили на слом. Есть сведения, что рабочие верфи отказывались резать "Варяга" и устроили настоящую забастовку. Это в то еще время!
Убийца кораблей
В 1960 году в СССР началось строительство ракетных эсминцев, позже переведенных в разряд ракетных крейсеров. Головным кораблем проекта стал "Грозный", вступивший в строй в 1962 году. Старшее поколение знает этот корабль по фильму "Нейтральные воды", его снимали на борту "Грозного".
Изначально предполагалось создать 10 таких крейсеров, но море увидели только 4: "Грозный", "Адмирал Головко", "Адмирал Фокин" и "Варяг", урожденный эсминец "Сообразительный". 7 апреля 1963 года он был спущен на воду, а 10 января 1965 года в Кронштадте над кораблем был впервые поднят Военно-морской флаг СССР. 9 февраля этого же года, в день 61-й годовщины битвы у Чемульпо, нареченный "Варяг" официально отметил свой первый день рождения.
О боевых свойствах нового крейсера лучше всего говорило короткое натовское определение — "убийца кораблей". Наши вероятные противники прекрасно понимали, с какой мощью им придется столкнуться в случае чего. Ведущий американский военно-морской эксперт Нортон Полмер вынужден был признать: "Появление крейсеров этого типа стало выдающимся достижением русских".
Флотское сердце
Бывший командир отделения рулевых гвардейского ракетного крейсера "Варяг", гвардии главный корабельный старшина запаса Виктор Васильевич Вертянкин так описывает свое первое впечатление от корабля:
— Помню свое удивление, когда впервые ступил на палубу "Варяга". Ожидал увидеть огромный корабль, а тут — какой-то малыш. Но его отличало необыкновенное изящество, если этот термин уместен для боевого корабля. Сильное впечатление производила архитектура крейсера — пирамидальные мачты-надстройки, начиненные боевыми постами и увешанные антеннами, две дымовые трубы...
Он имел стремительный вид даже на стоянке. На него заглядывались с берега. Невозможно было равнодушно пройти мимо. Да и сейчас, глядя на старые фотографии, я вижу — красивей "Варяга" корабля нет! Может быть, это субъективно, ведь сказал же кто-то из моряков, что ни одно флотское сердце не сможет забыть родной корабль.
Советский океан
Из Кронштадта ракетный "Варяг" отправился во Владивосток. Но не долгим кругосветным путем, как его прославленный предок, а по гораздо более короткой трассе Севморпути, до сих пор нервирующей наших недругов. На ней словно начертано: "Только для русских! Посторонним вход запрещен!" Да, чужие здесь не ходят — кишка тонка.
"Варяг" и его брат-близнец "Адмирал Фокин" прошли в сопровождении ледоколов вдоль северных берегов СССР и 5 октября 1965 года прибыли в порт приписки Владивосток. Плавание во льдах не прошло даром, понадобился ремонт. После него крейсер ошвартовался у пирса в бухте Абрек. Там формировалась 175-я бригада ракетных кораблей 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота. Ее главной ударной силой стали "Варяг" и "Адмирал Фокин".
За 25 лет крейсер совершил несколько дальних походов. В конце 60-х — к берегам Филиппинских островов. В 1971—72 годах — в Индийский океан.
Кто не знает — в те годы это была зона оперативных действий Тихоокеанского флота. Там постоянно находилась 8-я оперативная эскадра, удерживая наших нынешних друзей — американцев — от неосторожных движений. Насколько важной была океанская служба владивостокских крейсеров, говорит такой факт: во время индийского похода на "Варяге" побывал с официальным визитом шах Ирана Реза Пехлеви.
В 1972-м "Варяг" сходил в район Гавайских островов.
— Что мы там делали, какие задачи выполняли — я до сих пор не знаю, — вспоминает Виктор Вертянкин. — Возможно, наш поход был связан с операцией "Дженифер" по подъему американцами нашей затонувшей подлодки "К-129". Кто знает? Шума в эфире было много. Перехватили сообщение американцев, что, мол, русский "Варяг" вышел в океан для испытания ядерного оружия. А мы спустились на юг, нащупали эхолотом банку Рамапо, зачем-то стали там на якорь... Конечно, все понимали, что действия крейсера имеют какой-то неизвестный нам смысл. Но мы и не пытались разгадать его. Нам оставались только вахты, изнуряющая качка да нехитрые развлечения: наблюдать за летучими рыбками и дельфинами. Правда, еще были американские самолеты-разведчики "Орион" сверху и фрегаты — на горизонте. Корабли США часто сменяли друг друга, постоянно отслеживая наш путь.
К 1976 году крейсер оставил за кормой 145 тысяч миль. Подошло время ремонта. Целых 4 года "Дальзавод" чинил и модернизировал корабль. Командиром "Варяга" тогда был капитан второго ранга Юрий Дерябин, запомнившийся морякам своей требовательностью. Распекая нерадивых, он обычно говорил: "Этот матрос служит Пентагону!" Не было ничего страшней, чем удостоиться такой оценки.
В 1980 году над "Варягом" вновь взвился вымпел — флаг, означающий, что корабль находится в кампании. В 1981 году под флагом первого заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Н.Я.Ясакова крейсер посетил вьетнамский порт Дананг с визитом вежливости.
Сибирские варяжцы
Новый "Варяг" не посрамил гордого имени. Ходовой мостик крейсера украшали знаки за победы на стрельбах. В каюте боевой славы было тесно от призов.
За четверть века безупречной службы на корабле отслужило несколько тысяч парней со всего Союза. Немало ребят было из Тулы, где когда-то жил командир непобежденного крейсера Всеволод Федорович Руднев.
Иркутская область также посылала своих сыновей для службы на "Варяге". Крепко сплелась с ним судьба села Кимильтей, родины Героя Советского Союза вице-адмирала Владимира Николаевича Алексеева. Адмирал способствовал тому, чтобы самых лучших мальчишек отправляли служить именно на "Варяг". Варяжскую школу прошло около четырех десятков парней из Кимильтея.
Не дождетесь!
До обидного мало было отмерено этому "Варягу". Всего четверть века. 19 апреля 1990 года крейсер исключили из списков ВМФ "в связи с разоружением и сдачей для демонтажа и реализации". 21 мая 1991 года расформировали экипаж. Вскоре неподалеку от Находки крейсер закончил свое существование под газовыми резаками "Вторчермета".
Из четырех кораблей своей серии он прожил меньше всех. Ракетный "Варяг" не перенес уничтожения страны, которой служил. Так же, как его великий предок, не переживший падения старой России.
Чуть позже на самостийной Украине местные дельцы разодрали на металлолом недостроенный авианесущий крейсер "Варяг". Последний советский авианосец долго сопротивлялся, сверхпрочная броня с трудом поддавалась всепожирающим струям ацетиленового пламени.
Но еще не придумали такой горелки, чтобы выжечь из нас имя "Варяг"! В 1996 году славянская вязь украсила борта еще одного российского крейсера. "Варягом" нарекли бывшую "Червону Украину". Сейчас это самый мощный корабль Тихоокеанского флота.
Год назад новый "Варяг" посетил корейский порт Инчхон, в прошлом — Чемульпо. Там, на месте легендарного боя русских кораблей, ровно через сто лет были отданы воинские почести героям. Моряки говорят: "Пока есть Россия, у нее всегда будет "Варяг".

Загрузка...