Русская матрешка или русская рулетка?

Укрупнение регионов может обернуться укрупнением проблем

Как сообщило информационное агентство "Байкал Инфо", с интересным заявлением выступил не так давно председатель комитета Законодательного собрания Иркутской области по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Геннадий Истомин.

— По моим данным, на федеральном уровне готовится законопроект об укрупнении российских регионов, — сообщил Геннадий Васильевич. — Называются цифры укрупнения: до 28 или до 36 субъектов РФ. Кроме того, законопроект предполагает ликвидацию национальных республик. Я не исключаю возможности, что такое укрупнение действительно произойдет. Весь вопрос в том, какое количество субъектов РФ оставят в проекте закона в итоге.
Вице-спикер областного парламента считает, что для нашего региона логичным было бы создание Прибайкальского края, в состав которого войдут Иркутская и Читинская области, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Республика Бурятия, Агинский Бурятский автономный округ.
...Идея Прибайкальского края витает в воздухе давно. Но этим именем чаще называли Иркутскую область, административно вобравшую в себя Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Теперь же так хотят назвать соединенные вместе Прибайкалье и Забайкалье. Это совсем другое дело.
С просьбой прокомментировать ситуацию редакция обратилась к депутату Законодательного собрания Иркутской области Антону Романову.
— Политика центра заключается не в ликвидации национальных республик, а в упразднении территориально вложенных один в другой субъектов федерации, так называемых матрешек, — считает депутат. — Пример — Иркутская область и Усть-Ордынский округ. Такие образования — нонсенс. В них заложено серьезное нарушение прав граждан в вопросах представительства в Думе и Федеральном собрании. К примеру, Усть-Орда выдвигает 1 депутата от 87 тысяч человек населения, область — 1 от 500 тысяч. Округ имеет двоих представителей в Федеральном Собрании, и область — тоже двух. Так что проблема объединения существует, вопрос в том, как она будет решаться.
Референдум, как в Перми и Красноярске — это долгий и тернистый путь, с непредсказуемым результатом. Здесь громадную роль играет личностный фактор, как поведут себя губернаторы и главы автономий. Другое дело, если в Москве будет принят федеральный закон об изменении количества субъектов федерации или проведен всероссийский референдум по данному вопросу. Тогда результат тоже будет известен заранее. Но, опять-таки, каковы будут политические последствия?
Естественно, крупные национальные образования, такие как Татария или Башкирия, вряд ли подпадут под укрупнение. Но сибирским и дальневосточным регионам, по-видимому, придется испить эту чашу. Однако на мой взгляд, как раз здесь кроется серьезная политическая ошибка. У нас и так огромные территории, которыми уже сейчас управлять непросто. Куда их еще увеличивать!
Представим себе на минуту, что объединились Приморский и Хабаровский края, Магаданская область, Камчатка и Якутия. Что получится? Вполне самодостаточный дальневосточный регион. Со своей промышленностью, транспортом и даже армией. Прибайкальский край, включающий в себя практически всю Восточную Сибирь, — то же самое. А самодостаточность — опасная вещь, она таит в себе угрозу сепаратизма. Вспомните союзные республики бывшего СССР. Где гарантия, что в новых образованиях однажды не придут к власти люди, недовольные политикой центра по отношению к регионам? США и так называемая широкая международная общественность таких деятелей горячо поддержат, можно не сомневаться. Они давно мечтают разодрать Россию по кускам.
Так что, мне кажется, в наших и без того обширных регионах укрупнение возможно только для "матрешек". Но и в этом случае проводить его нужно очень деликатно, не ущемляя национальных интересов.
Депутат Антон Романов тревожится небезосновательно. Законопроекты, к тому же требующие изменения конституции, закладывают в фундамент новых регионов своего рода мину замедленного действия. Ее "взрывчатка" — идея ликвидации национальных республик, внутри которых запросто могут появиться свои ющенки и януковичи с парой джохаров дудаевых впридачу, и вместо одной Чечни Россия может получить несколько.
Одна только бездарно проведенная отмена льгот под туманной вывеской "монетизации" уже привела к массовым выступлениям пенсионеров и ветеранов. Чего тогда можно ожидать от прикрытого дымовой завесой "укрупнения субъектов федерации" посягательства на конституционное право наций на самоопределение? Чего ждать от соединенных вместе регионов-доноров, львиную долю своих доходов перечисляющих в федеральный бюджет?
Время покажет. Будем надеяться, что здравый смысл на сей раз возобладает. Если, конечно, авторы и сторонники некоторых новых законопроектов не имеют своей целью окончательно развалить страну.

Метки:
Загрузка...