Иркутская "Глория"

В учебном хоре необстрелянная студенческая молодежь превращается в маститых хоровых исполнителей

Вряд ли сыщется сегодня человек, не отбывавший в детстве всеобщую хоровую повинность. В школе, пионерлагере, различных кружках и студиях мы разучивали шлягеры про солнечный круг, оранжевое небо, школьные годы, "то березку, то рябину" и тому подобные "имеющие большое воспитательное значение, глубокое нравственное содержание" и... что там еще? Любой учитель музыки и пения без труда назовет немало соответствующих педагогических штампов.
— Пела в хоре музыкальной школы города Глазова и девочка Таня. А окончив музыкалку, создала в общеобразовательной школе свой первый вокальный коллектив. К поющим девчонкам вскоре присоединились мальчишки с гитарами. Так появился один из популярных в нашем городе школьный ВИА, — вспоминает заведующая кафедрой пения, доцент, заслуженный работник культуры Татьяна Ивановна Позднякова.

— Музыку мы тогда пели самую что ни на есть новую, современную. Ставили себе непростые исполнительские задачи: очень чисто, к примеру, звучало двух-, трехголосие, осваивали новые, близкие к джазовым, ритмы.
Так юная руководительница школьного ВИА допелась до дирижерско-хорового отделения Ижевского музучилища. Где и начался ее долгий путь к нынешней законодательнице хоровой моды не только Иркутска — многими любимой и многими же непонятой, яркой, удивительной, резкой, ироничной, непостижимой и бесконечно талантливой Татьяне Ивановне Поздняковой, хоровому дирижеру и педагогу.
В хоре только мальчики
Хоровая музыка, хор — эти понятия прочно укоренились в нашей обиходной лексике. Между тем, в своем исконном значении древнегреческий хор (хорос) выступал как полноправный участник сценического действия времен Софокла и Эврипида, воплощая голос народа. Упоминает участие хора левитов в храмовом богослужении и Библия. В художественной культуре Западной Европы хоровое пение появилось в первые века христианства. "Жены ваши в церквах да молчат", — говорил апостол Павел, и эта заповедь строго соблюдалась практически во время всего Средневековья. Женское пение дозволялось в женских монастырях, а церковные хоры состояли только из мальчиков и мужчин.
Многовековой путь развития хорового искусства вызвал его яркий расцвет в концертной жизни и композиторской практике минувшего века. И привел к особо усложненной хоровой стилистике, понимание, тонкое и точное воспроизведение которой стали одними из главных критериев мастерства современного хорового дирижера.
— В Ижевском музучилище тогда царили классические музыкальные приоритеты, — продолжает Татьяна Ивановна. — Выход за пределы бетховенского музыкального языка, мягко говоря, не поощрялся. А меня уже тогда тянуло к современной музыке с ее авангардным стилем и гармонией, что вызывало неудовольствие педагогов.
Впрочем, за что в училище ей нередко попадало, то же самое очень ценили ее консерваторские преподаватели.
— Я всегда с благодарностью и теплотой вспоминаю многих из них, особенно Галину Петровну Рогожникову и Зинаиду Федоровну Ишутину. И еще — Нину Григорьевну Грошикову, большого специалиста в области зарубежной хоровой музыки. Она тоже занималась в свое время у Рогожниковой — замечательного хорового дирижера и педагога, — которая уже в 70-е годы минувшего века пропагандировала и исполняла современную хоровую музыку, часто еще не изданную. Многие авангардные хоровые рукописи какими-то неведомыми нам путями попадали к Галине Петровне. И только спустя много лет все это стало издаваться, появилось в нотных магазинах Москвы, Петербурга, потом и в провинции.
Дирижер дирижеров
В любой российской консерватории есть учебный (или камерный) хор. Уральская, имени М.П.Мусоргского, — не исключение. В студенческом хоровом коллективе всегда звучит все самое-самое современное, передовое, порой необычное, что выходит из-под пера как маститых авторов, так и студентов композиторского факультета консерватории.
— Здесь было необъятное поле деятельности для нас, начинающих дирижеров. А я к тому же возглавляла НСО своего факультета — научное студенческое общество, где писали, защищали работы, спорили о путях развития современной музыки, о Шостаковиче, Орфе, Пуленке, Свиридове, Гаврилине и им подобных. На госэкзамене дирижировала одной из Фресок ("Снятие колоколов") Андрея Петрова и хоровыми миниатюрами Пуленка. Конечно, без предыдущей, очень интенсивной работы по освоению современного музыкального языка я не смогла бы так уверенно чувствовать себя в этом сложнейшем материале.
Так же уверенно ориентируются в стихии современной музыки и многочисленные ученики Татьяны Поздняковой, которые по сути составляют одну школу, одну большую семью. И незримое око — своеобразный, ненавязчивый контроль учителя — сопровождает ее выпускников еще долгие годы.
— Татьяна Ивановна поддерживала мой коллектив с самых первых дней его создания, — рассказывает Елена Марина, руководитель хора "Радуга" Иркутского областного Дома детского и юношеского творчества. — Ее помощь, консультации, просто присутствие на репетициях помогли нам выстоять и пережить немало трудностей творческого роста и расцвета "Радуги". Большую радость доставила нам работа в разных совместных проектах, в том числе в исполнении программ Бернстайна, Пуленка. А в конце минувшего года вместе с ее "Глорией" мы участвовали в исполнении "Реквиема" Кабалевского.
Укротители музыки
Глория — значит "слава". Учебно-концертному коллективу с таким ярким, праздничным названием исполнилось недавно 10 лет. По словам Татьяны Поздняковой, для только созданного учебного хора университета особенно трудным было исполнение "Короткой мессы" Бриттена, в том числе ее 2-я часть — "Глория". Но, укротив эту сложнейшую музыку, студенты музыкально-педагогического факультета поняли: только труд — кратчайший путь к победе и славе. Так родилась "Глория", впервые в Иркутске исполнившая десятки современных партитур русских и зарубежных композиторов — Шимановского, Бриттена, Ермакса, Пуленка, Дарзиня, Бернстайна, Джулия и других.
Сложнейшую кантату современного московского композитора Буцко "Вечерок" хор взял в работу в конце 90-х годов.
— Когда нам раздали партии, — вспоминает выпускница Татьяны Ивановны Юлия Бутько, — все решили: это ни выучить, ни тем более спеть абсолютно невозможно. Но постепенно, с "впеванием" в эту музыку, рос интерес к ней. Мы поняли и полюбили этот "Вечерок".
Кассету с записью кантаты в концертном исполнении передали автору, и в столицу Приангарья вскоре пришло письмо, адресованное бесстрашному студенческому коллективу.
"Дорогие друзья, — писал московский композитор. — То, что возможен такой скачок в человеке вообще и в музыке в частности, я и представить не мог. И ваше исполнение, и вы, каждая в отдельности, есть тому доказательство. Дело в том, что 34 года назад, когда был написан "Вечерок", эта партитура считалась почти неисполнимой по трудности. Один из лучших тогда коллективов — Большой хор радио Москвы, под управлением К.Б.Птицы, мучился почти год, музыку сию осваивая. Вы — поколение XXI века, который, как я вижу, уже наступил. Сохраните этот опыт и передайте его следующим поколениям".
Главное — видеть ноты
Учебно-концертная "Глория" успела засветиться во многих российских и европейских хоровых состязаниях. В том числе и в очень престижном международном видеоконкурсе "Золотой камертон — 2001". 45-минутная кассета иркутян получила очень высокую оценку жюри. А вскоре из Москвы пришло сообщение: хор Иркутского педуниверситета стал лауреатом 2-й премии конкурса.
"Глория" — коллектив не совсем обычный. В том смысле, что он прежде всего студенческий, учебный и в планах его руководителя есть, конечно, и воспитание вокально-хоровых навыков, ансамбля, строя и тому подобное. Тем более что ежегодно состав меняется в среднем на четверть. Пятикурсники, как и положено, сдают госэкзамены и — здравствуй, самостоятельная жизнь! — покидают стены альма-матер.
Замена всякий раз неадекватна: съевших не один пуд хоровой "соли" пятикурсников сменяет совсем необстрелянная зеленая молодежь. Некоторые притом очень приблизительно ориентируются в нотной грамоте — какой уж там Пуленк!
Но каждый раз происходит чудо: похлопав глазами неделю-другую, первокурсники вдруг превращаются в заправских хоровых артистов. И без всяких там скидок, наравне со всеми, учат партии, сдают зачеты, поют концерты.
— Чтобы Позднякова не могла сказать: "Переведу в другой хор!" — выдали мне тайну ребята. — Для нас это самое страшное.
Если условно считать подготовку концертных программ неким производством, то производительность "Глории" очень высока. Это отметил несколько лет назад тот же Юрий Буцко. Четыре выступления в год (из них две-три сольные программы) требуют большого труда не только студентов и руководителя хора. Седьмой год сотрудничает с "Глорией" пианистка, концертмейстер Лада Юрьевна Иванова.
— Очень важно, что она точно схватывает мой замысел и соответственно его озвучивает, — считает Позднякова. — Наш творческий союз сложился удачно: Лада Юрьевна очень значимый участник общего дела. Как говорят музыканты, она видит ноты и знает, что с ними делать.
— Ну хорошо, — сказала я Татьяне Ивановне. — Выучили еще одну программу, спели очередной сольник. Что дальше?
— Многое что, — загадочно улыбнулась создательница "Глории". — Мы, к примеру, давно выросли из обычных концертов в рамках области, несмотря на то что нас многие знают, любят, ждут. Дальнейший курс — на расширение аудитории, в том числе и зарубежной. Я давно уже поставила себе новые задачи, определила новые рубежи. Хотелось бы все намеченное воплотить...
— Татьяна Ивановна не опекала нас, не вела за руку, а вдохновляла и творчески зажигала — точным, умным комментарием сделанного, иронией, шуткой, — вспоминает выпускница класса Поздняковой Елена Сулейманова. — Поступив в университет, я сама напросилась к Поздняковой — много слышала о ее профессионализме. "Чего вы ждете от меня?" — спросила она. И очень внимательно выслушала мои довольно сумбурные тогда планы относительно будущей учебы.
Работать в классе Поздняковой нужно было или очень много (Татьяна Ивановна с удовольствием загружает студентов всех курсов), или уходить. Это постоянное ощущение однажды поднятой планки остается потом на всю жизнь.
Елена Сулейманова — победительница городского конкурса "Учитель искусств года" (январь 2004-го), дипломант творческого состязания педагогов всех школ областного центра в минувшем году.
— Те бойцовские качества, большой творческий багаж, которые я получила в классе Поздняковой, помогли мне в нелегкой конкурсной борьбе, привели к успеху, считает победительница. - "Главное не участие, главное — победа", — поддерживала меня Татьяна Ивановна. И все задуманное получилось.

Метки:
baikalpress_id:  2 321