Гены под соусом

Почему некоторые продукты выглядят гораздо привлекательнее своих собратьев?

Будем ли мы есть генетически модифицированную пищу? Ответ на этот вопрос для сибирского потребителя покажется неожиданным: уже едим! На полках наших магазинов прочно обосновались соусы, кетчупы, макароны, детское питание и другие продукты, в которых содержатся те самые ГМИ — генетически модифицированные источники. Что же представляет собой генетически модифицированная пища и несет ли она угрозу нашему здоровью?

Помидор мясистый, а яблочко наливное
"Скрестили как-то японцы арбуз с блохой. Разрезаешь арбуз, а из него семечки выпрыгивают". Раньше этот анекдот казался смешным. Теперь стал реальностью. Ученые уже встроили в ДНК помидора ген арктической камбалы. Правда, овощ не машет хвостом и не уплывает от покупателя, зато так же легко переносит холода, как и глубоководная северная рыба. Первое трансгенное растение — табак — создали в 1982 году. С того момента не утихает противостояние защитников и противников генетически модифицированных продуктов.
Сейчас большая часть ГМ-продуктов производится в США. И продаются они там совершенно свободно. На прилавках американских супермаркетов есть место ГМ-помидорам — большим, мясистым, с лаковой кожицей. Они соседствуют с отборным картофелем, который не ест колорадский жук. Морковь с пересаженными генами более сладкая и хрустящая, а яблоки наливные и чудо как блестят. Эти продукты сопровождает обязательная информация об их происхождении. Так что американский житель вправе выбирать — купить ему яблочко обычное, с червоточинкой, или его оппонент (яблочко наливное, блестящее) итог работы биотехнологов.
Есть ли в Иркутске такая еда?
С 2000 года и у россиян появилось право выбора — была введена маркировка ГМ-продуктов. Согласно российскому законодательству, продукция, которая содержит от 5% ГМ-источников должна иметь обязательную маркировку. Многие производители с законом не считаются. По данным Госсанэпиднадзора, немаркированными остаются 38% всех продуктов, содержащих ГМ-составляющие. В крупных городах идет настоящая экспансия биотехнологических продуктов. Иркутск тоже не стоит в стороне. С вопросом, есть ли на прилавках города генетически модифицированные продукты, я обратилась в Иркутский центр госсанэпиднадзора.
Людмила Леонидовна Бакшеева, заведующая отделением гигиены питания, рассказывает, что пока продукты с ГМ-источниками не получили у нас широкого распространения. Но в магазинах все же встречаются.
— Регулярно мы устраиваем плановые проверки торгующих организаций. Смотрим этикетки на наличие маркировки. Отбираем сомнительные продукты без маркировки, в которых возможно наличие ГМ-источников. Чаще всего под подозрение попадают соусы, кетчупы, блюда быстрого приготовления, детское питание, соевые продукты (молоко, сыр, творог). До недавнего времени эти продукты отправляли на экспертизу в Москву, в Институт питания РАМН. Сейчас определить в них содержание ГМ-источников можно у нас.
В этом году при областном центре санэпиднадзора был отработан метод лабораторного контроля — полимеразной цепной реакции. Его суть — обнаружение ГМ ДНК. Теперь проводить оценки содержания ГМ-источников в пищевых продуктах будут в Иркутске.
— ГМ-сырье сейчас активно применяют в производстве продукции, — рассказывает Людмила Леонидовна. — Например, при изготовлении пива используют модифицированные дрожжи. При производстве колбасной продукции — модифицированную сою, ее концентраты. Трансгенную сою и кукурузу добавляют в полуфабрикаты, кулинарные, кондитерские изделия. Поэтому мы проверили все предприятия Иркутска, на которых могло использоваться ГМ-сырье. Экспертиза показала, что ГМ-сырье для изготовления продуктов питания у нас не применяют.
Недавно в Иркутский центр госанэпиднадзора пришло предупреждение из Москвы: модифицированную сою начали выращивать в пяти областях на Украине. И куда впоследствии будут ее экспортировать — неизвестно.
Людмила Леонидовна относится к модифицированным продуктам настороженно:
— Это сложный и открытый вопрос. Но для своей семьи ГМ-продукты я бы не купила.
Смотрите на этикетку
Совет населению в случае с ГМ-продуктами один: обращайте внимание на этикетку: если на ней есть информация о ГМ-составляющих — делайте выводы, стоит вам приобретать этот продукт или нет.
Игорь Борисович Середкин, специалист отделения гигиены питания областного центра санэпиднадзора объясняет, что маркировка продуктов дает потребителю право знать, что он покупает:
— Маркировка не отражает вопросов безопасности, она реализует право на полную информацию о составе продукта. Что касается безопасности, есть перечень ГМ-продуктов, которые допущены к использованию в пищевой промышленности. Они прошли одобрение в Институте питания РАМН. Исследования показали, что все они безопасны для здоровья человека.
Игорь Борисович называет гораздо большей проблемой нашего региона не наличие ГМ-источников в продуктах, а дисбаланс питания — преобладание углеводистой пищи над биологически полноценной:
— Мы очень много едим картошки, макарон, хлеба. И мизерное количество фруктов, овощей, молочных продуктов. При сегодняшней-то насыщенности рынка. Отсюда недостаток в витаминах, микроэлементах. И как следствие — недомогание, болезни.
Конечно, о засилье ГМ-продуктов на наших прилавках пока разговора нет. Их производители столкнулись с консерватизмом покупателей. Потребители настороженно относятся к чудо-растениям и не торопятся переходить на "пищу Франкенштейна". Пока не известно, насколько опасны для человека генетически измененные продукты. Так что до выяснения всех обстоятельств подумайте — употреблять в пищу столь спорную еду или нет.
Справка "Копейки"
Генетически модифицированные организмы — любые одноклеточные или многоклеточные организмы, полученные в результате вмешательства человека в их генетический аппарат. Ученые открыли ферменты, которые позволяют выделять микроскопические участки ДНК, отвечающие за тот или иной наследственный признак организма, расшифровывать гены и вставлять их в другие клетки. В результате новый хозяин гена приобретает необходимые свойства. Методами генной инженерии можно получать новые особи, изменять свойства исходных сортов в желательном для человека направлении. Например, к геному растения прививается ген иных живых существ или других растений, после чего оно становится менее подверженным заболеваниям или приобретает устойчивость к засухе. Генетически модифицированные продукты (ГМП), полученные из таких растений, могут иметь новые полезные для человека свойства (вкус, пищевую ценность, устойчивость к неблагоприятным условиям в процессе хранения и т.п.).
Список компаний, использующих ГМ-ингредиенты: Hershey's, Cadbury (Fruit & Nut), Mars (M&M, Snickers, Twix, Milky Way), безалкогольные напитки от Coca-Cola (Coca-Cola, Sprite), PepsiCo (Pepsi, 7-Up), шоколадный напиток Nesquik компании Nestle, рис Uncle Bens (производитель — Mars), сухие завтраки Kellogg's, супы Campbell, соусы Knorr, чай Lipton, печенье Parmalat, приправы к салату Hellman's, детское питание от компаний Nestle и Abbot Labs (Similac).