История застолья в лицах и иллюстрациях

Встреча Нового года — главный праздник для 91,2 процента нашего народонаселения утверждает статистика, которая, по мнению классика, знает все. Что позволяет сделать весьма недвусмысленный вывод: Новый год — наш главный государственный праздник. То есть такой день, в котором все население нашей страны находит повод для радости. Непразднующие 8,8 процента могут смело поздравлять своих радостных сограждан на протяжении шести дней — с традиционного 31 декабря по 5 января включительно. Такой подарок преподнесла нам Госдума, продлив новогодние каникулы россиян с двух до пяти дней. Удлинив соответственно и процедуру поздравления празднующих. Вне всякого сомнения, ее центральным эпизодом по-прежнему будет застолье. Потому что ничего, кроме совместного приема пищи и спиртного в знак праздничного единения граждан, человечество не придумало. А раз так, нам остается лишь следовать установленным образцам, развивая и дополняя их кто во что горазд.

Вот это — стол, за ним сидят
Обстановка застолья существенно отличалась в разных культурах. Однако, отбросив национально-традиционный антураж, можно утверждать, что главный атрибут застолья по-европейски — обычный стол (в отличие от большинства народов Азии, привыкших сидеть во время еды на застеленном коврами или циновками полу). У восточных и западных славян вкушение пищи за столом вообще воспринималось как правильное, христианское поведение. Соответственно во многих обрядах, имеющих языческое происхождение полагалось есть прямо на земле, на полу и т.д. "Легенда Христиана" — чешский средневековый памятник конца X — начала XI века, — повествует, что князьям, оставшимся язычниками, не позволялось сидеть за одним столом с князьями, которые уже приняли христианство. Их место было на полу.
Символика стола у восточных славян философски соотнесена с идеей пути, дороги. Стол, как сакральный центр жилища, — и начальная, и конечная точка любого пути. Потому застолье со спиртным — своего рода "езда в незнаемое". Отсюда и хорошо знакомые присказки: "ну, трогай", "вздрогнули", "поехали" и т.п.
Не разрешалось и стучать по столу, который воспринимался как открытая ладонь Бога или Богоматери. "... матерь Божия руку протянула по столу, ладонь на стол приложила. Подала ладонь с хлебом-солью и сказала: "Ешьте, а по столу не бейте".
Застолье по-древлянски
В верованиях и фольклоре восточных славян застолье — своеобразная пауза в обыденной жизни. Поэтому молчание или негромкие сдержанные разговоры за столом воспринимались как признак правильного, благочестивого поведения. "Когда я ем, я глух и нем" — в переводе на язык традиционных представлений означает, что во время еды человек как бы умирает для этого мира, возрождаясь с помощью ритуальных опьяняющих напитков. Наиболее древними из них у индоевропейцев, например, считают мед и вино. Впрочем, традиции "употребления" не только весьма древние, но и очень устойчивые. Так, обычай пить за здоровье, и не только на Руси, отмечен уже в "Повести временных лет". Деловая и решительная княгиня Ольга, желая отомстить древлянам за смерть мужа, устроила тризну на его могиле, заставив врагов пить за их собственную погибель.
"Посем седоша древляне пити, и повеле Ольга отрокам своим служити пред ними... И яко упишася древляне, повеле отрокам своим пити на ня, а сама отъиде кроме, и повеле дружине своей сечи древляны..."
На ком женятся, с теми не едят
Нынешнее праздничное застолье растеряло многие вековые обычаи. Почти забыт, к примеру, ритуал размещения, рассаживания за столом, который издавна выявлял субординацию сотрапезников, диктовал сценарий угощения. "... И за столом у них гостям носили блюда по чинам", вспоминается пушкинский "Евгений Онегин". То есть справа налево, по часовой стрелке — "верх" стола, считая от красного угла с иконами, и вся правая сторона отводились более почетным гостям, левая — остальным.
Любопытно, что большинство традиционных культур предписывало раздельное застолье для мужчин и женщин. С кем вместе едят, на тех не женятся, а на ком женятся, с теми не едят, утверждала народная мудрость. Есть вместе один кусок хлеба разрешалось только мужу с женой или другим близким людям. Считалось, что если женщина доест хлеб за мужчиной, то он будет за ней бегать, а если мужчина за женщиной — наоборот.
В XVI—XVII веках на Руси женщины подавали кушанья на стол, а сами ели позднее. Иностранцы, жившие здесь в допетровскую эпоху, рассказывали: "Женам не дозволяют мужья и обедать с собой, сами обедают одни или с гостями, а жены их — в своих покоях, с горничными, и никто не может входить туда, кроме мальчиков, назначенных для прислуги". Такие порядки соблюдались во всех домах, независимо от сословий, и только петровские преобразования уравняли за столом всех.
Пиротехника от Петра Великого
Новый год по-европейски пришел в Россию с указом царя Петра в 1700 году. Раньше этот любимый народный праздник отмечался в первый день весны. Вишневое деревце украшали свечами, приносили дары богам. С установлением христианства Новый год следовало встречать по-новому — 1 сентября, в предполагаемый день Сотворения мира. Но прорубивший окно в Европу император перекроил и русский календарь праздничных дат. Своим указом он запретил сентябрьский Новый год, а летосчисление приказал вести не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. "Учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... Да генваря в первый день в знак веселия друг друга поздравляти". Здесь же — прообраз современной пиротехники: "Из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы".
В отличие от других петровских указов новогодняя реформа была принята мирно, без традиционной крови и смут. Лишь отдельные ревнители "древляго благочестия" хранили на свой страх и риск старинные новогодние обычаи.
В чьем лесу родилась елочка
Главное новогоднее украшение — нарядная елка — родом из Германии. Древнегерманские племена еще в начале XVI века украшали вечнозеленое деревце сластями и яблоками, предназначенными для духов, живших по народному поверью в пушистых еловых лапах.
Елочная экспансия прокатилась по Европе в начале позапрошлого века. Тогда же "милая немецкая затея" появилась в России, сначала в домах петербургских немцев, позже елочный новогодний обычай переняла петербургская знать. Привычные для нас елочные украшения появились в середине XIX века. Это были игрушки, ленты, разноцветные бумажные гирлянды. "В Петербурге нынче все помешались на елках, — заметил как-то Иван Панаев. — Без них теперь, кажется, и существовать нельзя. Что за праздник, коли нет елки!
"Елка" Кудашевой — Бекмана живет и побеждает
Скромная новогодняя дата промелькнула в декабре 2003 года: ровно 100 лет назад простая учительница Раиса Кудашева напечатала в журнале "Малютка" стихотворение "Елка", начинавшееся просто и незамысловато: "В лесу родилась елочка..." А в 1905 году ученый-агроном Леонид Бекман сочинил для своей маленькой дочки Верочки музыку на "елочные" стихи Раисы Кудашевой. Оба автора творили просто для себя, для радости своих близких. Но знаменитый новогодний хит, похоже, обречен на бессмертие.
Вас приглашает Иосиф Виссарионович
Обычное домашнее застолье пронизано множеством мифологизмов. Собравшийся за столом народ, например, до сих пор поднимает бокалы вверх ("Поднимем бокалы, содвинем их разом", — призывал поэт). Изначальный смысл этого жеста в том, считают историки, чтобы приблизить сосуд с напитком к небу, как бы благодаря богов за щедрость и одновременно оказывая им внимание.
Обычное бытовое пьянство тоже имеет мифологические истоки. Считалось, что пьяный легко становится достоянием злых сил: "В пьяном бес волен". Между тем подобное поведение всегда воспринималось как антихристианское. Так изображает пиры Ивана Грозного Андрей Курбский. Принудительное пьянство характерно и для застолий Петра Великого.
В середине прошлого века "валтасаровы пиры" неожиданно возродились в сталинские времена. Знаменитые ужины у "отца народов" начинались поздно вечером и заканчивались к трем-четырем утра. "Собиралось, скажем, от 8 до 12 человек, — пишет Стас Микоян в статье "Аскетизм" вождя". — Шампанское, коньяк, лучшие грузинские вина, водка лились рекой. Сам хозяин пил немного, отдавая предпочтение сладкому шампанскому и винам типа хванчкары. Но других пить заставлял, исходя из тезиса "что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". Отказ пить воспринимался как желание что-то скрыть. Поэтому никто в конечном счете не отказывался".
Анастас Иванович как главный советский тамада
Новогоднее застолье на Руси — бесконечная тема. Это наш единственный праздник, в котором тесно сплелись древние языческие обычаи и более поздние христианские традиции.
В СССР радостная новогодняя кутерьма началась в 1935 году, с указа Сталина о повсеместном украшении елок. Сразу было налажено производство елочных игрушек, накануне нового 1936 года в Москве и Ленинграде организовали елочные базары с играми, конкурсами и развлечениями. Так оказалась реабилитированной красивая европейская традиция, "выброшенная за ненадобностью вместе с другими буржуазными пережитками" в первые годы советской власти.
Тогда же, в середине 30-х, была отменена карточная система. Новогоднее застолье средней советской семьи оставалось по-прежнему скудным. Но стандартный литерный паек партаппаратчика — 4 кг мяса и столько же колбасы ежемесячно, 1 кг кетовой икры, рыба, сыр, масло, сахар, мука и т.д. — возносило партийно-правительственное застолье на недосягаемую для простых смертных высоту.
"В потреблении напитков нужно переходить от грубых, примитивных вкусов к более тонким, от водки — к виноградному вину с его богатейшим букетом тонов и ароматов" — читаем в пояснительном тексте Книги о вкусной и здоровой пищи образца 1954 года.
"Некоторые думают и говорят о том, что у нас, мол, много водки пьют... — следует далее замечательный комментарий старейшего лидера большевиков А.И.Микояна. — Это в корне неверное представление". Полемизируя с воображаемым оппонентом, Анастас Иванович утверждал: "Теперь веселее стало жить. От хорошей и сытой жизни пьяным не напьешься. Веселее стало жить - значит, и выпить можно, но выпить так, чтобы рассудка не терять и не во вред здоровью".
Так в послевоенные годы минувшего века набирала обороты пропаганда советского образа жизни и соответственно советского застолья.
И много-много радости...
Что стояло на новогодних столах у воинов-победителей? А то, что заносило в страну ветрами политических перемен, ну и, конечно, продукция советского виноделия. Так, в середине 50-х вместе с болгарскими, венгерскими и другими дружественными нам винами, знатоки отмечали Рымникское — румынское красное полусладкое. Любопытно, что на его первых советских этикетках был изображен генералиссимус Суворов, получивший титул графа Рымникского за блестящую победу над турками при Фокшанах и Рымнике в 1789 году. Впоследствии картинка на румынской этикетке стала более нейтральной.
Дружба Страны Советов с Египтом дала: им — Асуанскую ГЭС, нам — вино и крепчайший бальзам Абу Симбел, настоянный, по утверждению знатоков, на 90 травах. А еще знаменитый ром Негра, появившейся позднее.
На территории безграничной тогда страны свободно перемещались армянские вина — айгешат, нектарин, ашакам, грузинские хванчкара, кинзмараули и саперави, азербайджанские кюдзамир, шамахы, астафа, кагор. Старшее поколение хорошо помнит и большую серию ликеров — абрикосовый, апельсиновый, лимонный, малиновый, черно-смородиновый, ванильный, кофейный... Исправно снабжал дорогими марочными винами и коньяком советскую партийно-хозяйственную элиту знаменитый Шустовский винокуренный завод, национализированный в 1920 году. Кое-что из армянской коньячной продукции перепадало и простым гражданам и гражданкам.
Позже советское виноделие не баловало народ напитками с утонченными вкусовыми тонами и ароматами, ориентируя его, например, на портвейн "Три семерки" (попросту — "Три кайлы"), южное крепкое красное (оно же розовое) и вермут (или точнее — вермуть). Темными "противотанковыми" емкостями (знаменитые 0,7 литра) были почему-то забиты все овощные, а позже и кооперативные магазины.
Партийно-правительственный поцелуй
Конец хрущевской оттепели и почти двадцатилетний брежневский застой сформировали классические новогодние традиции в СССР. Организация застолья, например, приобретение разных пищевых дефицитов требовало если не связей в торгово-административных кругах, то по крайней мере крепкой житейской хватки. Сыр, колбаса, шпроты, цитрусовые и шампанское на новогоднем столе вызывали у хозяев дома законную гордость охотников, вернувшихся с трудной, но удачной охоты. Тазики салатов, холодных и горячих закусок были предусмотрительно рассчитаны на многодневную новогоднюю осаду.
Наш любимый народный праздник отличался от европейского своей продолжительностью. И предсказуемостью: даже генсек Брежнев не представлял новогодней ночи без культовой советской "Иронии" с очаровательной Барбарой Брыльской. Хорошее застолье доставляло товарищу Брежневу чувство глубокого удовлетворения, и авторов лучших кремлевских закусок дорогой Леонид Ильич традиционно награждал горячим поцелуем.
Виртуальное застолье от Ельцина и Путина
Смена правительств, финансово-экономические потрясения в стране помогли наконец воплотить в жизнь старый советский анекдот о том времени, когда заказать продукты можно будет по радио, а вот получить заказ — только по телевидению.
Традиции виртуального застолья стали обычным явлением. Посмотрел, к примеру, средний российский гражданин "Смак" Макаревича — и все, сыт по горло. Так виртуальные кумиры создавали образ новой российской действительности.
И только национальный русский напиток, водку, несмотря на все усилия правительств, генсеков, президентов ничто не вытеснило из традиций советского застолья. А сейчас и подавно не вытеснит. От маленькой четвертинки "сучок" послевоенного образца до всевозможных "дипломатов", "советников", "путинок", "гжелок", "истоков", "бостонов" и тому подобной продукции она осталась основным элементом русского (и не только) праздника. Новогоднего в том числе. Главное ведь, как справедливо заметил классик, знать не только что пить, но и где, когда и с кем. Особенно если это наш главный государственный праздник — Новый год.

Метки:
baikalpress_id:  2 196