Иркутский драматический театр

Более полутора веков назад открылся Иркутский академический драматический театр имени Н.П.Охлопкова. За это время страна претерпела множество переломных моментов — менялся политический строй, происходила переоценка жизненных и нравственных идеалов. Но истинное искусство осталось неподвластным времени.

"Иркутск, 15 ноября... Наконец открылся в Иркутске постоянный театр. Первое представление, состоявшее из пьес "Любовный напиток", "Комедия с дядюшкой", "Андрей Степанович Бука", "Жених нарасхват" и других, было дано в зале Благородного собрания, потому что здание театра (деревянное) еще не выстроено..." — гласит заметка в петербургской газете "Северная пчела", самом распространенном в то время периодическом издании России, от 28 декабря 1850 года. Именно с этого момента ведет свою историю Иркутский академический театр. Но предпосылки его появления возникли гораздо раньше.
В своей книге "Иркутская антреприза" актер театра Виталий Сидорченко пишет: "В Иркутске с конца сороковых годов (XIX века. — Авт.) до самого приезда сюда профессиональной труппы Иосифа Маркевича никаких театральных представлений не было. Но далекий сибирский город уже созрел для открытия в нем настоящего профессионального театра, ибо, как писала газета "Северная пчела", "...театр был величайшим благоговением для жителей Иркутска, не имевших публичных увеселений. Город, где есть библиотека для чтения, должен иметь и театр". Внимая пожеланиям людей и великой тяге народа к искусству, в городе решили открыть драматический театр.
Провинциальный храм Мельпомены
Статус профессионального Иркутский драматический театр приобрел в 1850 году, когда странствующая труппа актеров осталась в городе для постоянной работы. Первым его директором стал поляк Иосиф Маркевич. К моменту приезда в Иркутск он был уже довольно опытным антрепренером. Маркевичу очень понравился сибирский городок, он твердо решил остаться здесь и сделал все возможное, чтобы открыть постоянный театр.
Первые спектакли профессионалы дали в Благородном собрании, так как здание для театра еще не было выстроено. Строительство его завершилось годом позже. Торжественное открытие состоялось 22 сентября 1851 года. В этот вечер актеры сыграли пьесу "Русский человек добро помнит", написанную уроженцем Иркутска Николаем Полевым.
За свою историю театр сменил несколько театральных зданий. Все они были деревянными. Первый сезон в каменном здании, возведенном по проекту главного архитектора дирекции Императорских театров В.А.Шрета, открылся спектаклем "Ревизор" 2 сентября 1897 года. Шедевр зодчества XIX века, здание театра стало уникальным достоянием городской архитектуры. Спустя почти 100 лет, Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года, это строение было отнесено к объектам исторического и культурного наследия.
С первых своих шагов иркутский театр заработал репутацию одного из лучших провинциальных храмов Мельпомены. Именно здесь в 1857 году была впервые поставлена находившаяся под запретом комедия А.Н.Островского "Свои люди — сочтемся". Иркутский театр первым в России осуществил постановку пьесы Островского "Красавец мужчина". Спектакли по произведениям Гоголя, Шекспира, Мольера, Шиллера, Сухово-Кобылина годами не сходили со сцены. С начала ХХ века в репертуаре театра достойное место заняли постановки по пьесам Горького.
В течение 35 лет, с 1930 по 1965 год, театр возглавлял О.А.Волин. Имя этого человека не случайно вошло в театральную энциклопедию. Именно он создал при театре студию, которая в 1962 году была преобразована в училище культуры. Впоследствии из училища вышла целая плеяда замечательных актеров, таких как Эмилия Алексеева, Татьяна Двинская, Борис Деркач, Елена Мазуренко, популярный ныне актер кино Юрий Степанов. Выпускником студии при драматическом театре является также замечательный актер Виктор Пантелеймонович Егунов.
Работу директора О.А.Волин успешно сочетал с преподаванием. За неоценимый вклад в развитие театра ему присвоили звание "Заслуженный деятель искусств".
Немалую толику труда в становление театра внес драматург П.Г.Маляревский, в течение многих лет заведующий литературной частью. Его пьесы переводили на все национальные языки страны и играли не только в провинциальных или столичных, но и в зарубежных театрах. В 1952 году за спектакль "Канун грозы" по пьесе Маляревского, посвященной Ленским событиям 1912 года, автор и группа актеров получили звания лауреатов Сталинской премии СССР.
2 ноября 1967 года Иркутскому драматическому театру было присвоено имя Николая Павловича Охлопкова. Творческая биография этого выдающегося режиссера началась именно на иркутской сцене. В первомайские дни 1921 года Охлопков поставил на городской площади массовое действо "Борьба труда и капитала" и спектакль по пьесе Маяковского "Мистерия-буфф".
Иркутский драматический театр принес мировую славу замечательному драматургу Александру Вампилову. При первой постановке "Старшего сына", в 1969 году, автор пьесы постоянно присутствовал на репетициях актеров, вносил некоторые поправки в текст, и поэтому спектакль можно причислить к авторским. Ныне на базе театра учрежден Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова, который проходит раз в два года. К следующему фестивалю уже готовится новая постановка. Но что это будет за спектакль, пока держится в тайне.
Сейчас в Иркутском драматическом театре играется 26 спектаклей. Такой богатой афишей может похвастаться далеко не каждый храм Мельпомены. Тем более что весь репертуар классический. Потому 31 августа 1999 года приказом министра культуры РФ театру было присвоено заслуженное звание академического.
Хозяин по сути
Начиная с 1986 года театром руководит Анатолий Андреевич Стрельцов, человек очень одаренный и энергичный. В свое время он окончил Ростовское театральное училище, затем Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. С 1981 года занимал пост заместителя директора театра, а спустя пять лет стал директором.
Вот что пишет о нем Светлана Жартун в своей книге "Вчера, сегодня, навсегда...": "В областном драматическом театре имени Охлопкова Анатолий Андреевич Стрельцов хозяин, и не потому что ему принадлежит здание и он, как антрепренер прошлого века, может единолично вершить судьбы многочисленных творческих работников. Стрельцов — хозяин по сути, по отношению к делу, верному служению ему..." В доказательство написанных слов она говорит следующее: "Как удается бюджетнику Стрельцову добиваться стабильности во времена, которые для других оборачиваются тяжелейшими экономическими кризисами, — понять трудно. Нет, он, конечно, может рассказать, как ходил туда-то и разговаривал с тем-то. Но этот рассказ будет производить впечатление странной фантазии, похожей на формулы графа Калиостро. Попробуй повтори подобное — забуксуешь на первом вираже. Кажется, он не прилагает особых усилий — по телефону говорит в свойственной ему ироничной манере, потом вскакивает и бежит... Именно бежит — потому что успеть надо многое".
Им рукоплещет мир
Карта гастролей Иркутского драматического театра необычайно широка. Помимо российских городов и столиц республик бывшего Союза в ней есть такие далекие города, как Санта-Крус, Портленд, Юджин, Гейдельберг, Улан-Батор. Со спектаклями "Из Америки с любовью" и "Вечер" труппа театра гастролировала в штатах Филадельфия и Огайо. Постановки "Мнимый больной" и "Поминальная молитва" были показаны в болгарских городах Варне и Софии. Но на какую бы сцену ни выходили актеры Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова, везде их встречают с радостью и купают в овациях.
Любовь народа невозможно купить, ее можно только заслужить. На недавних гастролях в Узбекистане вместо запланированных двух пришлось дать четыре выступления. Отрадный факт: билеты на постановки театра были распроданы задолго до приезда труппы в Ташкент.
Не меньший успех ожидал актеров Иркутского драматического и на Чеховском фестивале, проходившем в Улан-Баторе. Все представления проходили при полном аншлаге. В знак благодарности и почета иркутских актеров пригласили посетить русскую школу, а затем отобедать в белой юрте, где все угощения включали в себя блюда из баранины. Знаменитый актер Виталий Венгер в одном из интервью местной телекомпании рассказал, что на просьбу подать хлеб хозяева ответили ему: "Зачем хлеб, если есть мясо?" По всей видимости, досыта накормить гостя мясом есть высшая почесть.
Грядет великий юбилей
В этом году Иркутский драматический театр отмечает сразу две знаменательные даты. Первая — пять лет со дня окончания реставрации здания театра, благодаря которому храм искусства стал краше и больше. А вторая (и самая замечательная не только для театра, но и для всей области) — открытие 155-го театрального сезона.
В честь своего 155-летия Иркутский академический драматический театр имени Охлопкова объявил конкурс творческих работ на тему "Юбилей театра". К рассмотрению принимаются поэтические произведения, рассказы, статьи, воспоминания, исторические очерки, произведения живописи, графики и поделки — сувенирные изделия, вышивки и так далее. Итоги конкурса будут оглашены на торжественном юбилейном вечере 27 марта 2005 года.
Но и это еще не все. Сотрудники театра не оставили в стороне тех, для кого, собственно, они и трудятся. В год знаменательного юбилея всенародно любимый театр объявил уникальную акцию - "Его величество Почетный зритель". Если вы не редкий гость в театре, а постоянный его друг, то 20 марта 2005 года сдайте в администраторскую все сохраненные билеты и программки с разных спектаклей. Обладатели наибольшего количества билетов будут приглашены на праздничный вечер, посвященный Международному дню театра и юбилейному театральному сезону.
Справка "Копейки"
Николай Павлович Охлопков (1900—1967) — выдающийся актер, режиссер. Народный артист СССР.
Родился в Иркутске. С 17 лет работал в Иркутском драмтеатре — вначале рабочим сцены, затем актером. Организовал театр под лозунгом: "Молодость, смелость, эксперимент". 1 мая 1921 года в Иркутске на Тихвинской площади (ныне площадь имени Кирова) поставил свое первое массовое представление (затем в театре) — "Мистерия-буфф" Владимира Маяковского.
В 1922 году по комсомольской путевке уехал в Москву учиться и остался там работать. Около 50 лет отдал театру. Долгое время был главным режиссером Московского академического театра им. Маяковского.
Профессор института театрального искусства, член-корреспондент Берлинской академии художеств, член коллегии Министерства культуры. Шесть раз был удостоен Государственной премии СССР, награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями.

Метки:
baikalpress_id:  34 209