Иркутская филармония

В нынешнем году ей исполнилось 65 лет

Распространенные во многих странах музыкальные учреждения — концертные организации и симфонические оркестры — называются просто: филармония, что в переводе с греческого означает "любить гармонию". Иначе — красоту, цельность, стройность музыкальных композиций и созвучий.
Скептик пожмет плечами: сплошная архаика. Где они, эти любители красоты и гармонии? Многократно проверено — оба зала Иркутской филармонии полнехоньки практически ежедневно. Кто бы ни выступал — заезжий скрипач, дирижер, пианист или местные (очень, кстати, профессионально крепкие) музыканты. Анализируя этот феномен, прихожу к выводу: агрессия поп-культуры и интерес к филармонической музыке прямо пропорциональны. И наверное, не только здесь, в Иркутске.

Расцвет во время застоя
Иркутская филармония была открыта весной 1939 года. Организацией выступлений концертных бригад на территории Сибири и Дальнего Востока занимались тогда сотрудники областного отдела искусств. Они же составили административно-творческий костяк нового учреждения культуры. Спустя 12 лет филармония разместилась в зале бывшего Дворянского собрания (теперь пересечение улиц Ленина и Дзержинского). Построенное по проекту талантливого иркутского архитектора В.А.Рассушина, оно естественно вписалось в контекст новой музыкальной культуры — социалистической лишь по форме и традиционно русской по содержанию.
Советская тоталитарная эпоха способствовала расцвету академической музыки высочайшего уровня. Этот парадокс давно отмечен не только профессиональными музыковедами. Так, любой тирании нужны воспевающие прелести режима трубадуры. Другое дело, что и как могли сказать композиторы советского периода между строк. То есть между нот, конечно...
Зачем радиокомитету оркестры
На сцене Иркутской филармонии выступали многие выдающиеся музыканты. Самые преданные слушатели помнят послевоенные концерты Святослава Рихтера, Владимира Ашкенази, Виктора Третьякова, Даниила Шафрана — всех, кто давно уже история русской музыки минувшего века. Не менее яркие страницы филармонической истории связаны с созданием симфонического оркестра. Этому непростому делу предшествовала идея расформирования двух штатных коллективов Иркутского радиокомитета — народного и симфонического оркестров. Сказано — сделано. В мае 1953-го десятки профессиональных музыкантов оказались без работы. Выживали кто как умел, играли в ресторанах, кино- и драматических театрах (тогда очень ценилась живая музыка). Между тем известный иркутский музыкант и дирижер Василий Патрушев репетировал концертные программы с энтузиастами симфонической музыки.
— Мы выступали раз в неделю, по понедельникам, — вспоминает старейший иркутский кларнетист Георгий Бе???чевин. — Дирижировал Василий Алексеевич Патрушев, он же руководил прекрасным хором мединститута. В 1956 году, объединив два этих коллектива, Василий Алексеевич осуществил постановку оперы Чайковского "Евгений Онегин" на сцене театра драмы им. Охлопкова. Сольные партии — Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги, Гремина — исполняли студенты-медики, солисты хора Патрушева. Успех был просто потрясающим!
Главный дирижер поющей медицины
В 1957 году Иркутск встречал Дмитрия Борисовича Кабалевского. Знаменитый композитор, он же член Верховного Совета СССР, приехал в столицу Восточной Сибири на гастроли. Упустить такой случай было нельзя, и Патрушев попросил столичного гостя похлопотать о создании штатного симфонического оркестра в Иркутске. Тот, понятно, не отказал, и через год в филармонии появилось несколько десятков штатных исполнительских единиц. Вопреки ожиданиям, дирижером нового музыкального коллектива был назначен ленинградец Игорь Соколов. Василий Алексеевич Патрушев остался художественным руководителем филармониии. Но, проработав с "варягом" несколько месяцев, не выдержал, уволился по собственному желанию и вместе супругой, отличной пианисткой и концертмейстером Ираидой Харлампиевной, продолжал работать в хоре медицинского института.
Смерть со скрипкой в руках
Тем временем в Иркутский симфонический объявили конкурсный набор. Местные музыканты были в основном талантливые самоучки. Многие не имели даже среднего профессионального образования — в войну учиться было негде да и некогда — и от конкурса, естественно, отказались. Так начался новый концертный сезон.
Однако сверху намекнули: штаты утверждены, средства отпущены, пора бы начать репетировать. И руководители филармонии, вспомнив, что консерваторский диплом за музыканта работать не будет, пригласили бездипломных. Так в оркестр пришел прекрасный валторнист Ваховский, исполнявший многие сольные партии. Выпускники консерватории скромно аккомпанировали талантливому самоучке.
Не имел консерваторского образования и великолепный скрипач, концертмейстер оркестра Леонид Мессман. Этот факт стал поводом для многочисленных коллективных "проработок" музыканта, унизительных прослушиваний перед администрацией и партийной организацией филармонии. Однажды, играя сложную программу для очередной комиссии, Мессман не выдержал. Остановилось сердце, скрипка выпала из рук. "Мгновенная смерть", — констатировали медики.
История с консерваторией
К началу 60-х в Иркутске уже работало немало прекрасных музыкантов. Окончив с золотой медалью Московскую консерваторию, сюда приехала талантливая пианистка и педагог Любовь Николаевна Семенцова, годом позже — ее младшая сокурсница Людмила Пантелеймоновна Холодилова. Любочка и Людочка — так называли этот неразлучный музыкально-педагогический дуэт иркутяне. Всегда полные залы собирали лекции заслуженного работника культуры Владимира Сухиненко и его молодых коллег — Ирины Харке???евич, Лидии Пухнаревич, Елены Савинцевой. В начале 70-х отличный скрипач, выпускник Ереванской консерватории Лев Ашотович Касабов создал еще один филармонический коллектив — камерный оркестр. Еще через несколько лет в Иркутске появился самый восточный в мире орган, и молодая органистка и композитор Лидия Янковская стала первооткрывательницей сибирских органных концертов.
"В центре Восточной Сибири, городе Иркутске, будет открыта консерватория", — сообщала газета "Правда" в начале 60-х.
Делегация из Министерства культуры уже вела переговоры с первым секретарем Иркутского обкома КПСС Банниковым. Из столичных музыкальных вузов в областной центр съезжались преподаватели — поднимать сибирскую культуру, обучать талантливую молодежь.
Но местные партийные руководители распорядились по-своему. Иркутск город стратегический, а тут понаедут всякие нежелательные элементы, рассудили областные вожди. Да и расходы немалые — помещение, инструменты, жилье для профессуры... Словом, нам консерватория не нужна. Такое решение обкома возмутило не только творческую интеллигенцию. В Москву полетели письма, жалобы, туда же в поисках справедливости отправились ходоки. А консерваторскую инициативу между тем быстро перехватил Красноярск, где вскоре открыли институт искусств. "Как же вы прозевали консерваторию?" — до сих пор удивляются красноярцы.
Дню Победы посвящается
65 лет исполнилось в нынешнем году Иркутской филармонии. В ее истории кроме трагических немало и светлых страниц. К концу XX века здесь появилось много интересных творческих коллективов, исполняющих музыку академического направления. Среди наиболее известных — молодежный камерный хор (художественный руководитель Белла Семенова, впоследствии эмигрировавшая в Израиль, теперь хор возглавляет Вера Щукина), ансамбль солистов под руководством Владимира Карпенко, возрождающий забытую и редко звучащую музыку. Фортепианный квинтет Юрия Кологреева, дуэт "Концертино", ансамбль русских народных инструментов Бориса Бигбова, солисты филармонии Наталья Головина, Михаил Клейн, Борис Изаксон, Александр Чудновский, Майдар Аюуш и симфонический оркестр, недавно получивший статус губернаторского, исколесили за эти годы немало городов и стран.
— В нынешнем сезоне особое внимание мы уделяем ветеранам, — говорит директор и художественный руководитель Иркутской филармонии кандидат искусствоведения Марина Николаевна Токарская. — Для них подготовлен цикл концертных программ из наиболее памятной и любимой пожилыми людьми музыки. Накануне 60-летия Великой Победы эти концерты смогут посетить тысячи жителей нашей области — для солистов Иркутской филармонии уже расписан плотный график гастрольных маршрутов.
Недавно состоялся общественный просмотр одной из таких программ. Пригласительные билеты распространяли через городской и областной советы ветеранов, за 10—15 минут до начала концерта все места были заняты. Звучали мелодии Цфасмана, Строка, Милютина, Дунаевского, в музыке ушедшей эпохи ветераны узнавали свою молодость и все, что с ней связано. Выступали солисты Иркутской областной филармонии.

Метки:
baikalpress_id:  32 836