"Точно, город-герой Ладога..."

Что мы помним о Дороге жизни блокадного Ленинграда?

Есть одна совершенно удивительная черта русского отношения к истории: о ней много говорят и спорят, пока живы участники событий и в лучшем случае — их дети. Дальше интерес пропадает: "Это было очень давно"... Мы живем как раз на переломе поколений, и на наших глазах разворачивается потрясающий по масштабам процесс забывания великого прошлого. Навсегда уходят последние солдаты Великой Отечественной войны. Вместе с ними — память. Они, конечно же, успели рассказать все своим детям. Но те, в заботах о хлебе насущном, многое из услышанного позабыли, как забываются давно прочитанные книги. Внуки и правнуки — тем более.

Собирая материал о знаменитой ленинградской ледовой трассе через Ладожское озеро — Дороге жизни, я не рассчитывал найти какие-то новые подробности или факты. Все давно написано и сказано. Но захотелось выяснить, что знают о главной транспортной артерии блокадного Ленинграда молодые иркутяне, потомки солдат Великой Отечественной. Потратив полдня на опрос школьников и студентов, я набрал немало любопытных высказываний. В тексте они выделены курсивом. Что касается какой-нибудь мудрой морали или глобальных выводов — их не будет. Просто давайте попробуем вместе почитать историю...
Навигация 41-го
8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили город Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада города на Неве. Единственной возможной транспортной коммуникацией, связывающей Ленинград с тылом, если не считать воздушного пути, было Ладожское озеро.

  • — Чем знаменито Ладожское озеро?
    Лицеист:
    — Ну, туризм, наверное. Рыбалка. А что еще?


30 августа 1941 года ГКО (Государственный Комитет Обороны) принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец, в 55 км от Ленинграда, недалеко от станции Ладожское Озеро — конечной на Ириновской железной дороге.

  • Старшеклассница:
    — Дорога жизни? Это когда в Гражданскую войну был голод, тогда построили железную дорогу из Москвы в Петербург и по ней возили продовольствие.


Перевозки возлагались на Ладожскую военную флотилию и Северо-Западное речное пароходство. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная артерия Ленинграда, которую народ назвал Дорогой жизни. Только с 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось перевезти около 26 тысяч тонн продовольствия. За этот же период из Ленинграда водным путем было эвакуировано 33 479 человек.

  • Старшеклассник:
    — Это когда Сталин репрессировал в Сибирь, по дороге жизни шли заключенные.


Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы делали невозможным судоходство. Свирепствовала вражеская авиация, громившая транспорты с людьми и грузами. Но ладожский флот благодаря мастерству и мужеству экипажей совершал плавания в течение всей навигации.
Хлебные обозы
С наступлением ледостава перевозки водным путем прекратились. Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера. После сооружения первой нитки ледовой магистрали 20 ноября с Вагановского спуска у деревни Коккорево спустился на лед первый конно-санный обоз с грузом — 63 тонны муки. Утром 21 ноября обоз прибыл в Осиновец. На следующий день, 22 ноября, за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА. Совершив трудный рейс, колонна вернулась 23 ноября, доставив 33 тонны продуктов. Лед был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2—3 мешка муки.

  • Мальчик лет восьми:
    — Это было во время войны в Ленинграде. Фашисты окружили город, и туда по озеру возили еду на санках и лошадях. И город спасся.


В первых числах декабря лед окреп, и на трассу запустили трехтонные машины ЗИС-5; шоферы ездили, уже не опасаясь провалов льда. Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 тонн грузов, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек.

(Использованы материалы книги А.В.Бурова "Блокада день за днем", Л.: Лениздат, 1979)

  • — Что такое ленинградская блокадная норма хлеба?
    Школьница, 7—8-й класс:
    — Что-то совсем мало. Бабушка рассказывала, кажется, граммов двести на человека, и те давали по талонам. Если талон потерял, то хлеба не будет, помрешь с голоду.


Две нитки — для грузов и людей
С 1 января 1942 года трасса подвоза грузов для Ленинграда стабилизировалась. Дорога стала сложнейшим инженерным сооружением. Ее строители изготавливали дорожные знаки, вехи, переносные щиты, мостики, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи, мастерские, телефонные и телеграфные станции, приспосабливали разнообразные средства маскировки. Дорога жизни состояла из двух кольцевых трасс, каждая из которых имела два отдельных направления. Общая протяженность первой трассы, по которой осуществлялась эвакуация ленинградцев, составляла 87 км. Вторая трасса для перевозки грузов в город была более длинной. Ее протяженность — 111 км.

  • Студентка:
    — Дорога жизни?.. Это что-то из медицины, да?


Ледовая дорога работала до последней возможности. В середине апреля температура воздуха стала подниматься до плюс 15 градусов, и ледовый покров озера начал быстро разрушаться. На поверхности льда накапливалось большое количество воды. В течение целой недели — с 15 по 21 апреля — машины шли по сплошной воде, местами глубиной до 45 см. В последних рейсах грузовики не доходили до берега — и грузы переносили на руках. Дальнейшее движение стало опасным. 21 апреля 1942 года Ладожская ледовая трасса была официально закрыта, но фактически она продолжала работать до 24 апреля, так как некоторые водители, несмотря на приказ о закрытии трассы, шли в рейсы по Ладоге.

  • — Что вы знаете о Ладоге?
    Студент:
    — Может быть, "Лада"? Это модель "Жигулей".
    Его приятель:
    — Да не, ты че! Это же что-то во время войны. Во, Вспомнил — это город-герой так называется. Точно, город-герой Ладога.


Всего за зиму 1941/42 года по ледовой трассе Ленинграду было доставлено 361 109 тонн различных грузов. За этот же период (с 22 января по 15 апреля) из осажденного города эвакуировали более полумиллиона человек.

  • Старшекласник:
    — Какая-какая дорога?! Без понятия... Буду я еще всякой ерундой грузиться!


Как добывали ток
В августе 1942 года началась прокладка по Ладоге линии электропередач. Строителям предстояло протянуть под непрерывными бомбежками и обстрелами 104 км трассы по лесам и болотам и почти 23 км по дну Ладожского озера. С помощью баржи, двигавшейся по Ладожскому озеру, кабель опускался в воду. Все работы велись в ночное время и только в тихую погоду, чтобы не допустить повреждений кабеля. 23 сентября 1942 года Ленинград получил ток с Волховской ГЭС. Значение Ладожской коммуникации невозможно переоценить. Она спасла ленинградцам жизнь, позволила городу выстоять в кольце блокады. Подвиги строителей дороги, экипажей Ладожской флотилии, водителей ледовой трассы и ее защитников бессмертны. Память о них должна жить в каждом русском сердце, сколько бы лет ни прошло с той кровавой поры.

  • Школьник, класс 7—8-й:
    — Как раньше назывался Санкт-Петербург?
    — Не знаю.

Метки:
baikalpress_id:  34 235