Последний связной

В 40-е годы прошлого столетия аэропорт Киренска являлся неотъемлемым звеном воздушной трассы, ведущей в Якутию, а также важным пунктом перегона самолетов союзников на фронт. Чтобы определить сегодняшнее состояние ФГУП "Киренское авиапредприятие", также следует прибегнуть к военной терминологии. Киренск является связным между Большой землей и пятью северными территориями. Последним связным. У авиаторов, придавленных долгами, ушлые предприниматели едва не забрали за копейки винтокрылые машины.

Зачем оспаривать очевидные вещи?
Географическое положение Киренского аэропорта предопределило широкую сферу его деятельности: находясь в середине северных районов, он обслуживает 5 из них, имеет помимо Киренска три приписных аэропорта (Ербогачен, Казачинск, Жигалово) и 14 посадочных площадок, состоящих на балансе предприятия. Между тем воздушные ворота любого райцентра — это прежде всего стратегический объект, со своим штатом работников, оборудованием, метеостанциями и складами ГСМ.
Киренские пилоты выполняют чартерные пассажирские перевозки в самые отдаленные северные населенные пункты области, поднимают в воздух машины по заявке специалистов медицины катастроф, охраны лесов, спасателей и так далее.
Кто был на севере нашей губернии, тот знает, что попасть в отдельные районы, например в Ербогачен, можно только по воздуху да зимой по временной трассе. В Киренск ведет еще водный путь, с недавних пор свою дорогу проторили таксисты. Несмотря на это, летчики были и остаются главными перевозчиками. Казалось бы, живи и радуйся, развивай авиапредприятие, расширяй перечень услуг. Зачем оспаривать то, что очевидно? Но — большое "но".
Бизнес по-русски: берешь бублик, а возврашаешь только дырку от него
Довольно долго Киренское авиапредприятие обслуживало такой гигант, как Нефтегазгеология, имеющий огромное количество буровых по всему Северу. Десять лет назад гигант, не получая должного финансирования, стал скукоживаться. Законсервировал установки, вывел геологоразведочные партии, попутно оставив киренчан на полуголодном пайке.
В течение нескольких сезонов нокаутирующие удары наносила лесоохрана. И лесники, и вертолетчики являются кармашками большого федерального пиджака. Государство, забирая деньги из одного кармана, забывало вовремя положить монетки в другой. Весну и лето кружили летчики над горящей тайгой, сжигая дорогостоящее топливо. Расчет за лесоохранные мероприятия проводился из Федерального бюджета с опозданием в 6—8 месяцев. При галопирующей инфляции, условно говоря, от бублика, взятого в долг, законнному владельцу возвращалась лишь дыра.
Тяжелым грузом в течение семи лет давили пассажирские перевозки. Возмещение расходов билетной выручкой составляло лишь 10—12 процентов. Лишь с 2001 года администрация области стала выделять субсидии на компенсацию убытков от пассажирских перевозок в северные районы.
В результате ФГУП "Киренское авиапредприятие" оказалось не в состоянии закрывать налоговые платежи. Рост пеней, штрафов, арест имущества, введение процедуры банкротства. До мучительной кончины предприятия после тяжелой, продолжительной болезни оставалось совсем немного. Уже были желающие приобрести прошедшие капитальный ремонт вертолеты. Однако нашлись трезвые головы, задавшиеся непростыми вопросами: а что дальше? кто будет обслуживать северные районы? кто доставит к постели больного специалистов медицины катастроф, школьников к родным чумам, геологов, лесников? В октябре "Копейка" уже сообщала о детях Катангского района, ни разу видевших окулиста, педиатра, стоматолога.
Выход из финансового пике
Киренские летчики пытаются выйти из финансового пике. На предприятии сменился руководитель, началась работа по выправлению ситуации. В декабре 2003 г. продлено свидетельство эксплуатанта для авиакомпании. В феврале нынешнего года подтвержден сертификат соответствия на техническое обслуживание воздушных судов для авиационно-технической базы. Восстановлена работоспособность двух вертолетов Ми-8. Оснащение их двигателями с завода позволило прилично увеличить ресурс воздушных судов. В апреле был проведен международный аудит авиационной техники и летно-технического персонала для выполнения полетов по заявкам зарубежных фирм и выигран тендер в Москве на выполнение авиационных работ по охране лесов от пожаров в Иркутской и Читинской областях.
По прогнозам специалистов в области авиационного обслуживания, особенно геологии и нефтедобывающей отрасли, начинается рост объемов работ, что благотворно скажется на пакете заказов для предприятия.
Переговоры с рядом экспедиций и добывающими компаниями вселяют надежду на то, что авиапредприятие сможет преодолеть трудности, не оборвав последнюю нить между северными районами и Большой землей.

Метки:
baikalpress_id:  34 233