От добра добра не ищут

Сергей Попов считает, что Усть-Ордынский округ должен оставаться в вертикали российской власти

Нужна ли в России вертикаль власти? Этим вопросом сегодня задаются не только политики, но и население нашей страны. Очень часто можно услышать мнение, что вертикаль власти противоречит принципам демократического государственного устройства. Однако после событий в Беслане уже мало кто питает иллюзии на предмет настоящей угрозы для демократии. В минувшее воскресенье ответ на вопрос — нужна ли нам вертикаль власти — дали жители Иркутской области. Был избран новый состав Законодательного собрания, при этом половина депутатского корпуса сформирована по партийным спискам. "Единая Россия" — партия, на которую президент опирается при формировании вертикали власти — в очередной раз получила серьезную поддержку у простых людей. Стало быть, Иркутская губерния — за вертикаль.
14 ноября идея президента будет подвергнута очередному испытанию — на выборах главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Партия "Единая Россия" выдвинула своего кандидата на этот пост — действующего главу округа Валерия Малеева. О том, чем был продиктован этот выбор и какие цели ставит перед собой партия, мы сегодня разговариваем с Сергеем Александровичем Поповым — депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, членом фракции политической партии "Единая Россия", председателем комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. Сергея Александровича в Усть-Ордынском округе хорошо знают: он представлял интересы автономии в Совете Федерации и после избрания в Госдуму по-прежнему продолжает оказывать поддержку родному округу. Поэтому особенно важно именно из уст такого человека получить ответы на наши вопросы.
— Партия "Единая Россия" пользуется высоким доверием в Усть-Ордынском округе, что было продемонстрировано и на выборах в Государственную думу в декабре 2003 года, и в марте 2004-го — на президентских выборах. Как вам кажется, каковы корни такого доверия?
— Мы, депутаты от Усть-Ордынского округа, чрезвычайно признательны и благодарны нашим избирателям за эту поддержку. Люди, которые живут в округе, хорошо знают цену словам, и сразу видят, кто умеет работать, а кто — только говорить.
— Складывается такое ощущение, что в "Единой России" ни на секунду не задумывались о том, кого поддержать на выборах главы администрации Усть-Ордынского округа. Во всяком случае, о том, что самая влиятельная политическая сила страны выступает за Валерия Малеева, стало известно еще в июле, задолго до официального старта избирательной кампании. Чем был продиктован этот выбор?
— Для такого выбора есть несколько причин. О поддержке кандидатуры Валерия Малеева было принято официальное решение Генерального совета партии. Но прежде мы очень подробно рассматривали ситуацию в округе, после чего и было решено поддержать Валерия Геннадьевича. Этот вопрос обсуждался не только на Генеральном совете, но и на Бюро Высшего совета: вопрос рассматривали такие люди, как Борис Грызлов, Сергей Шойгу, Минтимер Шаймиев, Юрий Лужков и другие очень уважаемые в нашей стране люди. Они все лично знакомы с Валерием Малеевым и считают его грамотным, серьезным руководителем. Он создавал партию вместе с нами — еще когда возникало "Единство", стоявшее у истоков "Единой России". Поэтому для нас другой кандидатуры и быть не может.
— Ходят упорные слухи, что "Единая Россия" не просто поддерживает Малеева, но и финансирует его избирательную кампанию.
— Когда партия на самом высоком уровне принимает решение о поддержке, то рассматривается весь механизм этой поддержки: не только моральной, но и организационной, финансовой и так далее. Любые выборы — это сложная комплексная задача. Но я еще раз хочу сказать — на выборах финансовый вопрос — не основной.
— А какой основной?
— Стратегия. Действующему губернатору на выборах намного сложнее, чем его соперникам. Те, кто идут на новенького, всегда выступают с позиции оппозиции — все не так, все плохо, вот мы сейчас придем, сделаем все правильно, и сразу будет лучше. Хотя бы гипотетически посмотреть, какими ресурсами кто из них располагает. На самом деле — никакими. Потому что без поддержки партии и федерального центра в Усть-Ордынском округе ничего не сделать. Уж мы-то с вами об этом знаем.
— Насколько партийная вертикаль помогает главам регионов и другим ответственным чинам в текущей работе?
— Я думаю, серьезно помогает. Вот хотя бы рассмотрим Усть-Ордынский округ: здесь у нас в окружной думе сформирована фракция "Единой России" — фракция парламентского большинства. Также в "Единой России" состоят многие главы муниципальных образований, руководители предприятий, врачи, учителя, сельскохозяйственные труженики. Люди тянутся к "Единой России", это понятно: "Единая Россия" — партия президента, которая взяла на себя бремя ответственности за решение всех самых сложных проблем. Мы не боимся этой ответственности. Мы все вместе ставим перед собой одну задачу — улучшения жизни в стране. И каждый решает эту задачу на своем уровне, но согласуя с общей политикой партии и президента.
— В связи с этим вопрос: как вы оцениваете реализацию президентских реформ на территории Усть-Ордынского округа? В частности, реформу местного самоуправления и монетизации льгот.
— По монетизации льгот пока говорить рано — законы только готовятся. Что же касается реформы местного самоуправления, как бы к ней не относились, в Усть-Ордынском округе она уже дает свои позитивные результаты. Валерий Малеев приступил к этой реформе раньше, чем в других субъектах Федерации, и показал пример, как эту задачу можно и нужно решать. Хотя были допущены некоторые тактические ошибки, недостаточно проработка правовая база. Но то, что эта система создана и функционирует, — это большой плюс. И могу объяснить почему. В полном объеме закон заработает с 1 января 2006 года. На 80% — с 1 января 2005 года. Мы сейчас анализируем ситуацию в регионах и видим, что многие к этому еще не готовы. И сейчас на субъекты Федерации сваливается одномоментное решение многих задач: проведение собственно реформы местного самоуправления, организация выборов, создание условий для работы новых муниципальных органов. Нужно привести в соответствие всю региональную систему, чтобы каждое звено власти знало свои задачи, чтобы жители имели информацию о том, по какому вопросу обращаться в муниципалитет, а по какому — в администрацию региона. И на фоне этой сложнейшей реформы регионам также необходимо решать задачи по монетизации льгот. Как будут решаться все эти задачи одновременно, я с трудом представляю. Неизбежно начнется неразбериха, проблемы. А в Усть-Ордынском округе уже провели реформу местного самоуправления и тем самым избавили себя от аврального реформирования.
— По всей видимости, преобразования системы управления в России не заканчиваются административной реформой и реформой местного самоуправления. Какие новые ориентиры могут появиться в этой сфере в ближайшей перспективе?
— Прогнозы — дело неблагодарное, однако можно отметить некоторые тенденции. В свете последних инициатив Президента, который выступил с серьезными мерами по укреплению системы безопасности в стране, особая тема — максимальное привлечение общественности к решению государственных задач. При Федеральном собрании будет создана большая Общественная палата, куда войдут представители различных гражданских институтов. Я думаю, что такие общественные палаты должны быть созданы и в субъектах РФ. Кто будет представлен в них, и как они будут работать — решать регионам. Создание общественной палаты вписывается в политику Президента по укреплению демократии в России и в то же время должно повысить антитеррористическую безопасность страны.
— В российской политике не стихает дискуссия: как поступать с дотационными территориями — бросить их на произвол судьбы, чтобы сами выбирались и не тянули на дно богатые регионы, или же усреднять бюджетную обеспеченность граждан независимо от того, где они живут. Какой точки зрения придерживаетесь лично вы?
— Конечно, оптимальным было бы, чтобы все регионы были самодостаточными. Но на сегодняшний момент сделать это невозможно! Что можно сделать? Можно изменить соотношение и пропорцию по доходной части, увеличить долю собственных доходов. Для этого нужно развивать собственные ресурсы и делать упор на те сегменты, которые могут принести доход. В частности, в нашем округе надо развивать в целом бизнес. Нужно привлекать инвесторов для строительства предприятий глубокой переработки. Чтобы округ не сырье вывозил, а переработанную продукцию. Я три года назад смотрел, как начали строиться лесопилки — это частный, но очень показательный пример. Может быть, действительно хватит продавать стволы? Может быть, уже пора продавать готовую продукцию? Почему в округе сегодня не построить завод по производству кирпича, железобетонных изделий? Такие предприятия будут востребованными — в автономии объемы строительства год от года повышаются. Есть проекты, которые могли бы быстро дать отдачу. Безусловно, собственных средств у округа может не хватить, нужно привлекать инвесторов. Кроме того, нужно развивать малый бизнес в сфере услуг. Причем это — и новые рабочие места, и повышение зарплат, и увеличение бюджетных поступлений.
— Основная отрасль экономики Усть-Ордынского округа — сельское хозяйство. Возможно ли ликвидировать диспаритет цен?
— Мы живем в рыночной экономике, поэтому разговоры о ликвидации диспаритета цен — не более чем популизм. Если сравнивать производство сельхозпродукции у нас и в других странах, то себестоимость у нас, несомненно, выше. В Усть-Орде среднегодовая температура — 0, -1, и то, что два года округ производил по тонне зерна на человека — это достижение. Ведь в свое время, в 80-х годах, одна из идей строительства коммунизма была — добиться производства зерна в объеме тонна на человека. Без всякого коммунизма справились! К тому же в таких климатических условиях! Но себестоимость у нас всегда будет выше, издержки — тоже, поэтому, с моей точки зрения, если мы будем ориентироваться только на продажу сельхозпродукции как сырья, улучшения ситуации в отрасли мы не дождемся. Только за счет переработки сельхозпродукции и продажи готовой продукции мы сможем выровнять перекос цен. Нужны инвестиции в новые предприятия — мясоперерабатывающие, молочные. Там создается основная доля прибыли, а не в продаже сырья.
— Сергей Александрович, вы являетесь признанным лоббистом интересов Усть-Ордынского округа. Как осуществляется сама эта процедура лоббирования?
— На самом деле существуют разные пути решения задач. Но начинается все с подготовки первичной документации в субъектах Федерации. Для того чтобы построить любую школу, нужно грамотно подготовить технико-экономическое обоснование, проектно-сметную документацию, причем не с точки зрения требований округа, а с точки зрения федерального центра. Дальше идет работа с Министерством образования — чтобы эти школы были включены в план министерства, чтобы мы с министерством просчитали этапы строительства, чтобы по каждому году строительства был правильно составлен отчет, чтобы было видно, правильно ли реализуются деньги. На пальцах ничего не объяснишь — нужно, чтобы были документы. Когда такие документы готовы, идет разговор о проблемах финансирования. Наша задача — проверка готовности документов и определение объемов финансирования. Здесь у каждого депутата свои возможности и свое влияние.
— Бюджетная обеспеченность в Усть-Ордынском округе выше, чем во многих субъектах Федерации, в той же Иркутской области. Однако сейчас ведется много разговоров о том, что такое положение дел может измениться. Существуют ли хоть какие-то перспективы на сохранение бюджетной обеспеченности в округе?
— На самом деле это сложная задача. Рассчитывать только на федеральный бюджет сложно, поскольку приняты новые законы, которые устанавливают новую систему ответственности между федеральным, региональным и местным уровнем власти. Сейчас местный уровень власти получил свои полномочия и должен организовать соответствующее бюджетное обеспечение для реализации этих полномочий. Что же касается помощи из федерального центра, то все полномочия, которые он взял на себя, он обязательно выполнит. Сложнее с реализацией региональных и местных полномочий. Я хотел бы отметить: для округа большой плюс, что главой администрации является Малеев, поскольку Валерия Геннадьевича хорошо знают в правительстве, в Госдуме, и ему гораздо проще решать многие проблемы. Достаточно сказать, что по вопросам бюджетной обеспеченности он много времени посвящает работе в Минфине. Точно так же он по специальной программе работает с Министерством сельского хозяйства. Без такой работы ничего не получится.

Метки:
baikalpress_id:  1 845