Обгоняя самолет

С недавних пор из Киренска до Иркутска можно добраться на маршрутном такси

Таксистов-маршрутчиков Киренска можно смело заносить в книгу рекордов. Судите сами, расстояние до Иркутска — конечной остановки — более тысячи километров, время в пути — полтора суток. Следует учесть, что Киренск расположен на острове, с большой землей соединен дамбой, и часть дороги пассажиры преодолевают на пароме. Время в пути — полтора суток. Несмотря на проблемы, предприимчивые водители составили конкуренцию самолетам.
Стоимость авиабилета в одну сторону —- 3300 рублей, а на маршрутке за эту же сумму можно обернуться туда и обратно. Наземный путь популярен у студентов, и не только у них. Собираясь на большую землю, киренчане первым делом листают районную газету, где публикуются объявления о дате и времени отправления маршруток.

{"— Это ж сколько они на такси-то прокатывают — от города и обратно? Сколько с километра берут?
— Десять копеек.
— Десять копеек? Десять копеек на тридцать шесть верст — cколько это?
— Ну, тридцать шесть копеек и будет, — сказала старуха.
— Здорово живешь! — воскликнул старик.
— Десять верст — это уже рупь. А тридцать шесть — это три шестьдесят, вот сколь. Три шестьдесят да три шестьдесят — семь двадцать. Семь двадцать — только туда-сюда съездить.
(Василий Шукшин. "Калина красная")}
Пару лет назад одному из киренчан, который часто ездил в Иркутск по делам на собственном авто, пришла в голову светлая мысль — за определенную плату взять на борт пассажиров. Таким образом, поездка оправдалась. Согласно основному закону рынка, спрос рождает предложение, а за ним и конкуренцию. Примерно через полгода на маршруте появились другие машины. Сейчас уже 10 микроавтобусов готовы отправиться в областной центр.
Из Киренска на Большую землю ведут два пути: летний и зимний.
Летом город-остров от Иркутска отделяет 1300 километров. Первый этап: 50 верст по грунтовке до деревни Макарово, далее —- 100 км на пароме до Верхнемарково, а там дорога... заканчивается. 130 тысяч метров пути, по словам Михаила Ляха, водителя междугородней маршрутки, автобус преодолевает за 5—6 часов. Следующие ключевые пункты трассы: Усть-Кут, Железногорск, Братск, Тулун, Иркутск.
Зимой другой экстрим: Киренск — Макарово-Красноярово — Магистральный — Качуг —- Жигалово. При всех минусах зимник короче летнего маршрута на 400 км.
Дебит и кредит междугородных маршрутов
Составляя альтернативный путь, водители придерживались, по крайней мере, двух условий: маршрут должен быть дешевле авиаперелета и окупать себя. У нашего собеседника Михаила Петровича 12-местный микроавтобус. За один рейс туда-обратно машина съедает 240 литров дизтоплива по цене 14,5 руб. за литр. Плюс паром в обе стороны 4800 рублей.
— Стараемся заливать качественное топливо и даже летом льем "зимнюю" солярку, — рассказывает Михаил. — Иногда на трассе бывает возможность купить дешевле, но, во-первых, редко, во-вторых, с пассажирами не будешь стоять долго.
Чтобы оправдать лишь расходы на дорогу, нужно набрать не менее четырех-пяти пассажиров. Бывают и непредвиденные ситуации, поломки вдали от деревень и городов. В таких случаях приходится вызывать из Киренска сменщика.
— Бывает, за один рейс два баллона поменяешь, — рассказывает Михаил. — Все запчасти покупаем только в Иркутске, в Киренске их просто нет. И заправляться стараемся тоже в Иркутске — у нас топливо более низкого качества.
Кроме опасностей технического характера встречаются и другие. Например, бандиты разных мастей. Если водителю повезет, то через Братск, Усть-Кут проскочит бесплатно, а если нет, то такса известна — 600 рублей. Года три назад в Верхнемарково лютовала банда, под ружьями выбивали плату. Сейчас члены группировки находятся в местах заключения, в райончике пока тихо.
Кроме расходов на дорогу и заработка для семьи нужно еще откладывать финансы на возврат ссуды. Большинство водителей маршрутки Киренск — Иркутск брали свои микроавтобусы в кредит. В хорошем состоянии машина стоит примерно 360 тыс. рублей. Так что, вопреки мнению земляков, в деньгах водители пока не купаются. На маршруте работают девять человек. А чем больше маршруток, тем тяжелее собрать пассажиров.
Как не растерять пассажиров
Проехать более тысячи километров тяжело и для водителя, и для пассажиров, поэтому Михаил иногда делает остановки: кому в лесочек, кому просто ноги размять и воздухом подышать. Иногда случаются и казусы. Один раз в лесу чуть пассажира не забыли — мужчина загулялся, все уже сели на свои места. Водитель спрашивает: "Все?" Люди посмотрели друг на друга — вроде все. Только отъехали, кто-то случайно обернулся и увидел в заднее стекло, что по дороге мужик бежит и руками машет.
Каждый рейс занимает примерно одну неделю. Сутки-полтора до Иркутска, здесь — отдых. Водитель прежде всего должен как следует выспаться, чтобы не закемарить за рулем на обратной дороге. Одни останавливаются у родственников, другие в гостинице. Коллеги Михаила пробовали без отдыха ехать обратно на следующий день, но долго такого графика не выдерживали.
Интересна система сбора пассажиров. В киренской газете "Ленские зори" публикуются объявления: "Желающие уехать до Иркутска 9—10 октября, звоните по телефону ". У Михаила дома работает автоответчик. На него будущие попутчики записываются, называя свой адрес. В день отъезда водитель собирает клиентов по домам.
— Мне удобнее всех объехать, чем ждать в назначенном месте, волноваться, что кто-то опаздывает, — объясняет такой порядок Михаил.
Есть у водителей и постоянные клиенты. Михаил, например, старается разговаривать со своими пассажирами и музыку включает, чтобы веселей ехать было. В основном в дороге проблем не бывает, на время поездки среди людей возникает некое братство.
До того как заняться подобным бизнесом, Михаил Лях работал тренером Киренской спортшколы по прыжкам с шестом, а потом — ее директором. Хорошая физическая подготовка помогает ему выдерживать нагрузки в пути. Однако Михаил признается, что по спорту все же скучает.
{При некоторых минусах у киренских маршруток есть одно бесспорное преимущество. Они могут отправиться в дорогу даже в непогоду и таким образом обогнать самолет.}

Загрузка...