Переселение: выход найден?

Представьте себе такую ситуацию: вы остались без жилья. Может, там, где стоял ваш дом, решили разбить парк, может, здесь пройдет нефтепровод, а может, виной всему стихийное бедствие: наводнение или землетрясение — не важно. Важно другое: ответственность за ваше переселение целиком и полностью ложится на государство. Государство, следует отдать ему должное, ответственность эту на себя принимает и выделяет на деньги, чтобы вы могли переехать на новое место жительства. А дальше выходит как в анекдоте.

Да, деньги есть, но не у вас, где они, по здравому размышлению, должны находиться, а у строительной организации, которая обещает построить вам жилье. И не в пункте А, где вы жили, и даже не в пункте Б, где хотели бы жить, а в некоем пункте Х, про который вы и слыхом не слыхивали! А про такие мелочи, что вместо условных 100 тысяч на ваши нужды отпускаются 50, еще 30 обещают дать через полгода, а на оставшиеся 20 выделяется товарный кредит из ночных горшков, мы даже не упоминаем. И это в лучшем случае. В худшем вас заставят выложить эти деньги из своего кармана или, пуще того, обяжут предъявить банковский чек на кругленькую сумму — дескать, кредитная организация МММ берет на себя все расходы по переселению гражданина N на новое место жительства. Так не бывает, скажете вы. И ошибетесь. До недавнего времени в некоторых регионах Российской Федерации действовала сходная социальная программа, целью которой являлось дословно "переселение людей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Согласно ей, жилищные субсидии предоставлялись гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и закрывающихся поселках, инвалидам, пенсионерам и людям, зарегистрированным более года в качестве безработных. Но! Выдавались они в безналичной форме и только путем перечисления средств застройщикам, которые отыскивались когда в Калужской области, когда в Ставропольском крае, когда в Адыгее. Даром что без пресловутых ночных горшков обходилось. Для справки: в Иркутской области в очереди на переселение сейчас стоит более 13,5 тысячи северян с семьями. Свыше 90% из них не хотели бы переезжать в другой регион Российской федерации. Средств, выделяемых за год на жилищные субсидии, хватает не более чем на 100 семей. Без связи, без дорог, порой без тепла ежегодно рискуют остаться люди в заброшенных деревнях и поселках один на один с осенней распутицей и зимними холодами. Где искать выход из сложившейся ситуации? С этим вопросом мы обратились к депутату П.Ю.Зорину, представляющему в Законодательном собраний интересы избирателей севера нашей области.
— Положение действительно непростое. Но в ситуации с переселением, на мой взгляд, следует различать две равноправных составляющих. Нельзя отрывать проблему предоставления жилищных субсидий, которую можно и должно решать с учетом интересов жителей Иркутской области, от проблемы поддержания в должном состоянии сложившейся инфраструктуры северных районов. Ни в коем случае не следует, как иногда делалось раньше, насильно заставлять людей менять свое место жительства, мотивируя это отсутствием перспектив развития того или иного населенного пункта. Каждому, кто не хочет расставаться со своим домом, государство должно обеспечить достойные условия жизни. Тем же, кто твердо решил переселиться, необходимо оказывать целевую поддержку. Другое дело, что на сегодняшний день муниципальный и областной бюджеты не располагают достаточными средствами для того, чтобы в достаточном объеме субсидировать программы переселения. Часть расходов, по моему убеждению, должен взять на себя крупный бизнес. Неоценимую помощь в предоставлении жилищных субсидий жителям Иркутской области могли бы оказать такие гиганты, как РусАл, СУАЛ или Илим Палп. В северных районах центрами социальной поддержки переселенческих программ могли бы стать компании "РУСИА Петролеум" и "Норильский никель", которые, как все мы надеемся, в скором времени начнут разрабатывать Ковыктинское газоконденсатное месторождение и золоторудное месторождение Сухой Лог. Тот же "Норникель" имеет немалый опыт реализации подобного рода проектов. Так, в Красноярском крае и Таймыре за семь лет существования программы по переселению работников и пенсионеров Норильского промышленного района в новые квартиры и дома на Большую землю переехало более 10 000 человек. Органы власти всех уровней, как мне представляется, должны учитывать данный фактор при решении этой проблемы. Акцент следует делать, с одной стороны, на обеспечении условий скорейшего ввода в эксплуатацию перспективных проектов, с другой же — на жестком контроле над тем, как крупные промышленные компании решают вопросы социального развития территорий, на которых они работают. Только так, совместными усилиями власти общественности и бизнеса, мы сможем оперативно решать любые возникающие проблемы, в том числе и проблему переселения, столь важную для северян.

Загрузка...