Оперный месяц в Иркутске

Июльские гастроли Бурятского академического теперь достояние истории. Встречи с мастерами оперы и балета, театральные впечатления плавно трансформируются в жанр рецензии.

Оперный Улан-Удэ привез в Иркутск разнообразный репертуар, русскую и зарубежную классику, интересные современные постановки. Начало гастролей прошло под знаком оперы.
Этот сложный музыкально-драматический жанр в переводе с итальянского — "труд". В самом деле, десятки людей работают над созданием спектакля — от режиссера до осветителей, гримеров, портных и так далее. Его средняя стоимость, по словам директора театра — заслуженного работника культуры Л.Намсараевой, более 700 тысяч рублей. И все же в центре внимания публики оперные солисты. Следить за актерами в разных сценических ситуациях действительно интересно. Одна из молодых звезд, Оксана Хингеева, запомнилась в грандиозной оперной постановке "Борис Годунов" Модеста Мусоргского.
Иркутская область — малая родина певицы.
— Поэтому гастроли в областном центре для меня всегда особенная радость и волнение, — сказала Оксана.
Несмотря на молодость, она уже довольно опытная артистка. В 94-м, после окончания института культуры и искусства (Владивосток), певица вернулась в Улан-Удэ, где начала свою артистическую карьеру. Здесь, в Иркутске, Оксана исполнила партию польской авантюристки Марины Мнишек в опере Мусоргского.
Прекрасный голос, пластика, отличные внешние данные молодой певицы не остались незамеченными.
— У такой очаровательной женщины, наверное, толпы поклонников? — спросила я после спектакля.
— Из них самый главный — мой муж, — засмеялась Оксана. — Если серьезно, я очень благодарна ему за терпение. Моя профессия специфична: страстные любовные сцены, объятия, поцелуи на сцене — неизбежная доля оперной героини.
— А как вы относитесь к критике?
— Прекрасно. Тем более что самый главный критик всегда со мной рядом — это моя десятилетняя дочь Саша. Она способная пианистка, дипломант межрегионального конкурса, учится в республиканской школе для одаренных детей. После спектаклей Саша подробно объясняет мне, что хорошо и что плохо было в моем исполнении. Поневоле будешь любить критику, — улыбается счастливая мама.
Партнер Оксаны, заслуженный артист Бурятии Дамба Занданов (Самозванец), — тоже опытный артист. Он окончил Нижегородскую консерваторию по классу вокала, еще в студенческие годы пел теноровые партии русского и зарубежного репертуара. Дамба — типичный трудоголик. Изматывающие репетиции днем и ведущие партии практически во всех вечерних спектаклях — в таком ритме артист живет уже более десяти лет.
— Нынешний год очень важен для меня еще потому, — отметил Занданов, — что я стал преподавать в нашем училище искусств вокальное мастерство. Результаты прошедшего учебного года радуют: мои студенты успешно сдали экзамены и перешли на следующий курс.
Итальянский без перевода
В числе оперных постановок Бурятского академического иркутяне увидели "Трубадур" Джузеппе Верди. Этот спектакль относится к числу возобновленных, хотя режиссер-постановщик В.Полторак и артисты театра говорили о совершенно ином обличье старой постановки. "Трубадур", согласно общемировой современной тенденции, был исполнен на языке оригинала — итальянском.
Сюжет "Трубадура" — типичная романтическая драма с запутанной интригой и кровавой развязкой. Страшная семейная тайна, роковая месть и, конечно, трагическая любовь (героиня, приняв яд, умирает в объятиях возлюбленного) — после "Трубадура" мутные бразильские сериалы отдыхают.
Режиссер В.Полторак сумел сделать спектакль захватывающим, ярким, по-итальянски темпераментным.
— Мое творческое кредо, — сказал Владимир, — в словах выдающегося музыканта Николая Римского-Корсакова: "Господа режиссеры, поставьте то, что написал автор! Это уже будет оригинал". Немалая доля успеха "Трубадура" — в хорошем актерском ансамбле. Заслуженная артистка России Е.Шараева (Леонора), режиссер В.Полторак (граф ди Луна), народный артист Бурятии Б.Будаев (трубадур Манрико), заслуженная артистка Бурятии Э.Базарсадаева (Азучена) органичны актерски и вокально.
Кроме итальянского со сцены Иркутского музтеатра звучала в минувшем оперном месяце латынь. На этом мертвом языке написан текст оперы-балета "Кармина Бурана" — выдающегося немецкого композитора Карла Орфа (1895—1982), вошедшего в историю мировой культуры как смелый реформатор традиционных жанров. Впрочем, творчество Карла Орфа глубоко почитал известный немецкий меломан Адольф Гитлер. Поэтому великолепная музыка Орфа была до недавнего времени terra incognita на всем российском культурном пространстве. Бурятский театр одним из первых включил в свой репертуар этот театральный шедевр.
— Мы начали эту работу с ощущением недостижимости поставленных художественно-исполнительских задач, — сказал главный хормейстер театра, заслуженный деятель искусств России Борис Ким. — Огромные текстовые куски на латыни, сложнейший вокал — все это предстояло освоить в весьма сжатые сроки.
Иркутская премьера "Кармины" стала настоящим событием в культурной жизни города. Всем, кому посчастливилось увидеть эту потрясающую постановку, запомнились суровая архаика хорового звучания, оригинальное хореографическое решение спектакля (хореограф-постановщик — Георгий Ковтун).
Талант — он и в Австралии талант
И еще один персонаж стал настоящим оперным фаворитом. В сцене народного бунта (третье действие "Бориса Годунова") Самозванец появляется на белой лошади. Это оригинальное решение — давняя традиция бурятского оперного театра. Красавец конь по кличке Пинки принадлежит Иркутскому благотворительному фонду Тихомировых, который занимается реабилитацией детей-инвалидов с помощью верховой езды. У Пинки интересная судьба. Он родился в Австралии, где работал в одном из местных цирков. Потом был подарен российскому цирку-гастролеру, а через несколько лет стал собственностью Иркутского реабилитационного фонда.
Его директор Ольга Вениаминовна Тихомирова рассказывает:
— Пинки — любимец иркутской детворы, хотя у него непростой характер и, как все артисты, он очень нервный и впечатлительный. Иногда он позволяет себе похулиганить, но мы-то знаем, какой он добрый и великодушный.
Пинки с детства предан сцене, не боится ни ярких софитов, ни громкой музыки. С достоинством подчиняется опытному седоку: Дамба Занданов, по его словам, крепко сидит в седле с пятилетнего возраста. А еще, как и положено оперной звезде, Пинки любит фотографироваться. Он чутко прислушивается к музыке и машет в такт ослепительно-белой челкой — кланяется. Ничего не скажешь — талант!
Равнодушных в зале не было
Настоящим подарком иркутским ветеранам стал концерт военной песни в исполнении солистов Бурятского оперного "Была война, была победа". Финансировала концерт Иркутская администрация по инициативе мэра, Владимира Якубовского. Театрализованная программа включила, по замыслу режиссера-постановщика — заслуженного работника культуры Чувашии А.Ильина, немало эпизодов фронтового житья-бытья: от трагического 41-го до всеобщего народного ликования в мае 45-го. Мастерство солистов оперы и балета сделало концертную программу ярким, незабываемым зрелищем. Среди многих известных имен Бурятского академического отмечу выпускника Улан-Баторской консерватории Намхая Мунхзола. У молодого артиста красивый бархатный баритон, хорошая профессиональная подготовка и особое, трепетное отношение к звучащему слову, что обязательно приведет талантливого артиста к вершинам исполнительского мастерства.
"Священная война", "Темная ночь", "В землянке", "Заветный камень" — эти и многие другие песни военных лет не оставили равнодушными собравшихся в зале музтеатра ветеранов.
— Я слушал этот замечательный концерт со слезами на глазах, — сказал инвалид войны Виктор Петрович Долгополов. — Большое спасибо всем, кто устроил для нас такой праздник!

Метки:
baikalpress_id:  1 508