Кто утопил государеву яхту?

Иркутские аквалангисты ищут виновного на дне Черного моря

Недавно на дне Черного моря обнаружен парусник, затонувший полтора века назад, во времена Крымской войны. В уникальной подводной экспедиции участвовали и дайверы из иркутского дайв-центра "Свал".

Наверное, мало кого оставят равнодушным тайны морских глубин и затонувших кораблей, ведь там, под толщей воды, покоятся загадки ушедших времен. Есть люди, которые посвящают раскрытию этих тайн всю свою жизнь.
Черное море — прекрасный полигон для подводных исследований археологов, историков. В этих местах проходило немало морских торговых путей, а войны здесь велись не переставая, веками. Соответственно на черноморском дне покоится много интересного.
— В начале этого года наши крымские коллеги, — рассказывает иркутский дайвер Петр Петров, — сообщили нам, что они с корабля с помощью приборов обнаружили затонувший объект и прописали его контуры. Исходя из полученной информации, выяснили, что это судно, затонувшее в 50—60-е годы XIX века.
Однако, чтобы получить более точные данные, необходимо было спуститься на дно на приличную глубину — более восьмидесяти метров. В экспедицию, организованную при поддержке русского подводного журнала "Октопус", пригласили весьма опытных водолазов.
— Подбиралась команда водолазов, которые могли бы совершать погружения на такие глубины и работать там, — продолжает Петр Петров. — Ведь мы спускались в обычном аквалангистском снаряжении, использовались только специальные воздушные смеси.
Лишь с третьей попытки, уже летом, Черное море пустило аквалангистов к затонувшему паруснику. Две первые — в марте и апреле — закончились ничем: непогода и шторма так и не позволили выйти в море.
— Через две минуты после погружения перед нами проступили очертания стоящего на дне судна, его носовая часть. Лучи наших фонарей выхватывали из темноты фрагменты: капитанский мостик, штурвал... Мы поняли, что корабль реально существует, и мы нашли его. Ощущения достаточно интересные, сердце начинает постукивать чаще, — делится впечатлениями от увиденного иркутский дайвер, — но на дне особо думать некогда, потому что время очень ограничено.
Найденный парусник прекрасно сохранился, и это несмотря на то, что он полностью деревянный и пролежал на дне полтора века.
Дайверы исследовали его четыре дня: составляли описание, проводили видеосъемку. А поскольку ни одного предмета с названием судна на нем не обнаружили, на поверхность подняли фрагменты надстройки. Археологи с них сделают слепки, по которым впоследствии можно будет выяснить и кому принадлежал парусник, и причину кораблекрушения.
Пока же имеющаяся у исследователей информация дает возможность предположить, эта 40-метровая парусная шхуна подобна тем, что использовались русской знатью для увеселительных прогулок. В те годы многие приближенные к государеву двору имели свои парусники. Хотя государственная принадлежность шхуны пока еще точно не установлена.
Одной из главных загадок остается и причина гибели этого гражданского судна. Характер повреждений носовой части говорит о том, что пробоина получена либо от тарана, либо от пушечного снаряда.
В общем, по словам дайверов, вопросов сейчас больше, чем ответов. И скорее всего, потребуются дополнительные экспедиции на дно Черного моря.
В сентябре наши дайверы примут участие в еще одной интересной экспедиции. В 1923 году в Красном море у египетского побережья, недалеко от границы с Суданом, затонуло, налетев на риф, английское транспортное судно "Мейдан". Его и будут исследовать аквалангисты.
Кстати, для желающих поддержать готовящуюся подводную экспедицию — телефон иркутского дайв-центра "Свал": 211-748.

Метки:
baikalpress_id:  34 292