Четыреста метров по воздуху

Ангарский мотоспорт набирает высоту и обороты

Кто-то, возможно, и удивится, но для опытного мотокроссмена полет — состояние естественное. На соревнованиях мирового уровня за счет постоянных прыжков мотоциклисты до трети трассы преодолевают по воздуху. Причем на высоте трех и более метров.

Уже четвертый раз в Ангарске проходят соревнования по мотокроссу на кубок Байкало-Ангаского фонда развития спорта (БАФОРС). И если учесть, что трасса длиной в 1200 метров в пойме реки Китой строилась с учетом международных требований, то треть ее — как раз четыреста метров — мотоциклисты точно находились в воздухе. А необходимый набор препятствий — спуски, подъемы, гребенка и обязательные для этого вида мотогонок трамплины — не давали расслабляться.
На нынешний мотокросс в Ангарск собралось более полусотни спортсменов со всей России — от Челябинска до Читы. К сожалению, не приехали заявленные кроссмены из Европы и Мексики, участвовавшие в прошлогоднем ангарском состязании. Как сообщили организаторы мототурнира, кто-то из них не вовремя получил травму, и визы остались неоформленными. Но статус международного мотокросс на кубок БАФОРС не потерял: наши соседи монголы традиционно выставили свою команду.
Наверное, одно из главных впечатлений от прошедшего мотокросса следующее. Сейчас уже можно говорить, что мотоспорт в Иркутской области после почти десятилетнего затишья вновь набирает обороты. Если в прошлом году за кубок БАФОРС из наших сражались только ангарчане, то в этот раз на трассу выехали уже и мотоциклисты из Братска, Вихоревки, Шелехова.
— Когда мы четыре года назад проводили кубок в первый раз, — улыбается президент БАФОРС Давид Татулашвили, — из наших было всего два мотоциклиста. А теперь уже восемь спортсменов Иркутской области проходят квалификацию и реально соревнуются с именитыми гонщиками из России.
Одним из самых перспективных называют 13-летнего ангарчанина Андрея Ружникова. С шести лет он на мотоцикле, ну а результаты... В этом году на российских соревнованиях Андрей занял восьмое место. Специалисты говорят, что на следующий год равных ему уже не будет.
В нынешнем кубке БАФОРС Андрей Ружников выступал в классе мотоциклов с объемом двигателя в 80 кубических сантиметров и с большим отрывом и под рев болельщиков победил в обоих заездах. Вторым финишировал Антон Воронин из Челябинска. В тройке лидеров стабильно шел и парень из Монголии Эрдэнэбилэг-младший.
А у финишной черты всю гонку его прождал, заметно волнуясь, отец. Эрдэнэбилэг-старший очень известный в Монголии мотокроссмен. Во второй половине 90-х на монгольском этапе супермарафона Париж — Пекин он получил тяжелейшую травму и с тех пор передвигается в инвалидной коляске.
Иркутские мотоциклисты, хорошо знающие Эрдэнэбилэга по прошлым соревнованиям, рассказывали, как случилась трагедия. На песчаном участке пустыни Гоби, где проходила трасса, Эрдэнэбилэг врезался в бархан и, перелетев через руль, сломал позвоночник. Более часа спасатели на вертолете искали его среди песков... Затем был целый год лечения в лучших клиниках Японии, но безрезультатно.
Рассказывают, что не так давно Эрдэнэбилэг, плюнув на свои обездвиженные ноги, все же участвовал в гонках! Это было монгольское ралли на уазиках. Гонщику специально сконструировали ручное управление, и он победил.
В следующем классе мотоциклов с объемом двигателя в 125 кубических сантиметров вышел на трассу известный иркутский мотогонщик — двухкратный чемпион мира и Европы по спидвею Юрий Поликарпов. Когда соревнования по спидвею, раньше регулярно проводимые в Иркутске на стадионе "Труд", приказали долго жить, Юрий уехал в Приморье и выступал за Дальний Восток. Теперь именитый спортсмен вернулся в Усолье-Сибирское. И корреспондент "Копейки" не удержался, чтобы не задать чемпиону мира свои вопросы.
— Юрий, похоже на то, что вы силы бережете перед зимним сезоном? — намекнул я на то, что в прошедших заездах в лидеры Поликарпов не рвался.
— А я тренируюсь, — ответил он. — Кросс — это школа для спидвея...
В прошлом ледовом сезоне мастер спорта международного класса Юрий Поликарпов выступил неудачно — десятое место в общем зачете. Подвела и техника, которая, естественно, играет немалую роль в мотоспорте: у гонщика сломалось пять моторов. Но чемпион вполне серьезно собирается вернуть утраченные позиции. Тем более ходят слухи, что ближайшие сборы спидвеистов вполне могут состояться в Ангарске.
В этом году во время мотокросса весьма остро обнаружилась борьба за призы Байкало-Ангаского фонда развития спорта. И ведь было за что биться: 600 тысяч рублей призового фонда. Десяток спортсменов, поставив на удачу, участвовали на разных мотоциклах сразу в двух классах — 125 и 250 куб.см. Хоть и тяжело, как признался корреспонденту "Копейки" лидер мотокросса челябинец Виталий Тонков, пересаживаться с мотоцикла на мотоцикл, но и шансы на победу увеличиваются вдвое.
Как и в прошлом году, Тонков победил в обоих классах. Однако знатоками мотокросса было отмечено, что победа далась ему намного сложнее, чем в прошлом году. Нынче продолжительную дуэль ему навязал Сергей Голубев из Сарапула. На пятки челябинцу основательно наступал и ангарчанин Вячеслав Дементьев. В последнем заезде Дементьев некоторое время даже вел гонку, но падение не позволило ему долететь до финиша первым. Однако толпы ангарчан, шумно болевших за земляка, остались довольны: можем ведь, и уж в следующем году первого места не отдадим.
{Четвертый традиционный мотокросс на кубок БАФОРС
Класс 80 куб.см.
1. Ружников Андрей (Ангарск)
2. Воронин Антон (Челябинск)
3. Эрдэнэбилэг Халиунболд (Монголия)
Класс 125 куб.см.
1. Тонков Виталий (Челябинск)
2. Голубев Сергей (Сарапул)
3. Орлов Михаил (Красноярск)
Класс 250 куб.см.
1. Тонков Виталий (Челябинск)
2. Голубев Сергей (Сарапул)
3. Земсков Евгений (Челябинск)}

Метки:
baikalpress_id:  1 342