Орган — музыка гладиаторов

Первый концерт органной музыки в Иркутске состоялся 3 ноября 1978 года

Органная музыка — одно из наиболее ярких художественно-эстетических впечатлений человека. Кто хотя бы раз посетил органный концерт, никогда не забудет ошеломляющего прикосновения к вечности. Грандиозная лавина звуков захватывает, унося все суетное, повседневное. В этих музыкальных образах — беспредельная широта человеческой мысли, величественный, как бы говорящий с вечностью голос.
Здесь мне вспоминается восточная мудрость: сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет. Орган, конечно, надо слышать. Тем более что в Иркутске давно есть такая возможность. В декабре прошлого года органному залу Иркутской филармонии исполнилось 25 лет. Констатацией этого факта ограничусь — подробную информацию об этом можно найти практически во всех печатных изданиях области. Гораздо интереснее богатая история этого величественного инструмента, связанные с ним легенды и предания.

Индийские сановники слушали "варган"
Слово "орган" происходит от латинского organum — орудие, инструмент. В Древнем Риме и Византии так назывались все музыкальные инструменты. Впоследствии это слово приобрело более конкретное значение. Любопытно, что уже тогда, более двух с половиной тысяч лет назад, оно было многозначным.
Мы говорим "органная музыка", но — орган слуха, называем печатное издание органом и обсуждаем звучание органа — музыкального инструмента. Тот же корень — в слове "организованность", в старинной русской фамилии Органов. Многозначность этого слова — традиция не только русского, но и многих западно-европейских языков, в основе которых латынь и древнегреческий.
Предшественники органа неоднократно упоминаются в русских летописях. "Варган", "арган", "орган" — все они, по мнению историков, представляют один и тот же инструмент. Князь Святослав, например, перед битвой с волжскими болгарами (1220 год) "повеле всем вооружатися, и стяги наволочив... и удариша в накры, и в арганы, и в трубы, и в сурны, и в посвистели". Аналогично проводили военные кампании и монголо-татары. Летописные страницы о взятии Киева ордами Батыя в 1240 году свидетельствуют: "Того же лета прииде царь Батый ко граду Киеву со множества воиинствы, и окружи град, и обседе его сила татарская... И не бе слышать в граде друг к другу глаголюша в скрыпании телег, и ревении вельблюд, и во гласе труб и арганов, и от рзания стад коньских, и от клича и вопля многих и бесчисленных человек, и бе исполненна вся земля татар". Присутствие варганов (арганов) отмечено у турецкого войска в известии о взятии Царьграда. А посетивший в 1460—1470 гг. Индию Афанасий Никитин увидел "варганников" в свите высших индийских сановников. Все эти "варганы" — примитивные клавишно-духовые инструменты. Они издавали резкие, ревущие звуки, наводя страх на врагов, легко переносились с места на место и отлично вписывались в обстановку жестоких битв.
Древних греков казнили под водяной орган
Среди предшественников органа — древняя многотрубная флейта Пана, китайский инструмент шен (ченг), похожий на губную гармошку. Наиболее близким его прообразом считается гидравлос — водяной орган, изобретенный талантливым механиком из Александрии Ктесебием.
— Его идея была проста и гениальна, — пишет современный французский историк Жан Перро. — Заметив трудное дыхание музыканта с налитыми кровью глазами, Ктесебий стал нагнетать воздух цилиндрическим насосом и сжимать его оригинальным приспособлением с помощью воды. Современный король инструментов орган по принципу устройства почти не отличается от машины Ктесебия. Завоевавшие Грецию римляне использовали гидравлос для сопровождения цирковых и театральных зрелищ, кровавых игр гладиаторов, состязаниях борцов и атлетов. Гидравлос обладал красивым и очень сильным звуком. Военный устав римлян предписывал участие музыки при совершении казни: здесь тоже использовался гидравлос.
Водяной орган просуществовал до VIII—IX веков, однако задолго до его исчезновения шли поиски технического решения ровной подачи воздуха в звучащие трубы. Так, вместе с мехами, качавшими воздух, инструмент получает меха, регулировавшими его давление. Это устройство придавало ровность и устойчивость более совершенному пневматическому органу.
В период раннего средневековья, строительства многочисленных церквей и монастырей начинается период расцвета органной музыки. Но прошло еще несколько сотен лет, пока из маленького органа — портатива с простыми мехами, примитивной клавиатурой, одним рядом труб и соответственно однообразной звучностью — появился современный король инструментов.
Инструмент-оркестр
Расцвет строительства органов — XVII—XVIII века. В этот период инструмент становится своеобразным оркестром в руках одного исполнителя. Многочисленные "голоса", разные по тембру и высоте, использование их в самых разных сочетаниях делают эту аналогию вполне уместной. Все огромное, величиной с 3—5-этажный дом сооружение, называемое органом, состоит из трех частей: сотен звучащих труб различной величины, сгруппированных определенным образом, механизма управления, а также устройства, нагнетающего воздух, который находится под постоянным давлением. Все это дает богатое и красочное звучание, позволяет осуществлять четкое проведение полифонических голосов — важнейшего элемента "высокого барокко".
Бурное развитие европейской цивилизации отразилось и на формировании органной культуры. Музыку для органа писали композиторы Франции, Италии, Германии, Испании, Польши, Англии. Джироламо Фрескобальди, Франсуа Куперен, Георг Фридрих Гендель, Дитрих Букстехуде, Иоганн Пахельбель, Георг Бем — эти и многие другие выдающиеся органисты и композиторы подготовили период наивысшего расцвета органной музыки, эпоху Иоганна Себастьяна Баха и его современников.
Знаменитая Токката и фуга ре минор — кажется, это первая слушательская ассоциация с именем Баха. Но гениальный немецкий композитор (1685—1750) абсолютно равновелик во всех жанрах созданной им музыки. По данным систематического каталога, составленного немецким ученым Вольфгангом Шмидером, до нашего времени дошли 1080 произведений Баха. И это при том, что под многими номерами — крупные многочастные, порой многочасовые композиции: кантаты, мессы, страсти, оратории, написанные, как правило, на библейские сюжеты. Бах объединяет орган с оркестром, хором, солистами. Специфика органа — всеохватного инструмента-оркестра — рождает в творчестве великого немецкого композитора новый концертный стиль.
Собственно, имя Баха венчает двухсотлетнюю династию немецких музыкантов. И открывает новое поколение композиторов-органистов, в числе которых его собственные сыновья — Карл Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман и другие.
Польский костел строили на пожертвования
Старинный Иркутск — самый восточный город, где установлен орган. Сюда, на правый берег Ангары, в храм Успения Божией Матери четверть века назад из Германии (тогда еще ГДР) привезли десятки ящиков разной величины. Немецкие специалисты фирмы "Александр Шуке" приступили к монтажу органа.
А почти сто лет назад римско-католический приход в Иркутске начал строительство костела. Ссыльные поляки, которые составляли тогда самую многочисленную группу католиков Сибири, считали, что он должен стать символом утраченной родины. Строительство нового каменного храма обошлось в 63 тысячи 163 руб. 84 коп., причем большая часть этих денег была получена от частных лиц. Украина, Прибалтика, Центральная Россия, Сибирь, Дальний Восток — отовсюду шли значительные пожертвования. Разработанный инженером И.Тамулевичем проект утвердил иркутский генерал-губернатор, и концу 1884 года строительство костела завершилось.
В 30-е годы местную римско-католическую общину постигла обычная для тех кровавых лет судьба. Ксендз и его сподвижники были арестованы как враги народа по 58-й статье. Богослужения окончательно прекратились. В здании костела разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники.
Иркутский орган от лучшей немецкой фирмы
Двадцатипятилетняя история иркутского органа тесно связана с именем члена Союза композиторов РФ, солистки областной филармонии Лидии Валентиновны Янковской. Коренная иркутянка, она окончила сразу два факультета Московской консерватории — композиции и органа. Педагогами Янковской были всемирно известные музыканты, в том числе патриарх отечественной органной школы, заслуженный деятель искусств профессор Л.И.Ройзман. Он-то и предложил своей выпускнице поехать на родину.
— Лидочка, если вы согласитесь работать в Иркутске, там будет орган, — сказал Леонид Исаакович.
И хотя она собиралась поступать в аспирантуру при консерватории, тут же согласилась: перспектива начать свою творческую биографию в родном городе, да еще с новым инструментом, была ни с чем не сравнима.
Область тем временем уже вела переговоры с одной из самых известных немецких фирм — "Александр Шуке". Ее выбрал для иркутского органа все тот же профессор Ройзман. Инструменты этой фирмы по звучности и качеству основных механизмов (вандлады, механическая трактура) наиболее близки органам эпохи барокко. Строгие и стилистически выдержанные в звуковом отношении органы от "Александра Шуке" звучат в консерваториях и концертных залах Нижнего Новгорода, Тбилиси, Алма-Аты, Москвы.
Установка органа в Иркутске продолжалась четыре месяца и шла в несколько этапов. Тщательно монтировались три этажа нового инструмента, устанавливались приборы, измеряющие давление воздуха в трубах, температуру в зале и многое другое. Прекрасный концертный орган выполнен в лучших традициях позднего барокко. Его фасад украшен ажурной резьбой по дереву, авторской работой лучших немецких мастеров. К тому же этот орган аутентичен, то есть его звучание с максимальной точностью воспроизводит голоса лучших инструментов баховской эпохи.
Первый органный концерт в Иркутске состоялся 3 ноября 1978 года. Центральные двери бывшего костела открыли настежь — сотни иркутян заполнили площадь перед зданием, чтобы услышать рождение органной музыки на сибирской земле. И над Ангарой, над замершими в ожидании чуда людьми поплыли звуки бессмертной Токкаты и фуги Баха в исполнении Олега Янченко — солиста Московской филармонии и первооткрывателя иркутского органа.
...Там, над обломками эпох,
С улыбкой на губах
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах!

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments