Танки на улицах Иркутска

Автомастера из предместья Марата и не предполагали, что строят танк

Суть этой истории в том, что наши умельцы по-прежнему могут все. Только если в прошлые годы это называлось совковым термином "научно-техническое творчество молодежи" и соответствующе поддерживалось, то нынче мастера изобретают и кроят разные механизмы втихую. Нет до них никому дела.

Чуть больше года назад двум жителям иркутского предместья Марата, Вячеславу Рыбникову и его приятелю Василию Гришину, знакомые пригнали некий самодвижущийся механизм.
— Это была такая маленькая зеленая неказистая машинка, — рассказывает Вячеслав. — Гусеницы, двигатель от ГАЗ-69 стоят, тент сверху. Внутри темно, неуютно. Трудно даже объяснить ее назначение.
Из прошлого было известно лишь то, что использовалось транспортное средство пожарными где-то в тайге. Одно не вызывало сомнений: если есть гусеницы — значит, вездеход.
И хотя передвигался вездеход с большой неохотой, тут же решили его испытать. В качестве полигона выбрали лужайку за крайними домами предместья — хоть и слабенькое бездорожье, но этому гусеничному вездеходу должно быть по силам. Однако достаточно быстро древний мотор показал себя во всей красе — он перегрелся и испустил дух.
Это и стало началом процесса конструирования.
Гусеничный конструктор
Итак, Вячеславу и Василию, как говорят в школе, было дано: днище, гусеничная ходовая и трансмиссия. Остальное предстояло попросту придумать.
— Знание устройства многих автомобилей, — говорит Вячеслав, — сильно выручило. Да в детстве любил конструкторы собирать.
Понятно, что маратовские парни росли среди техники и механизмов. А отсутствие специального образования к тридцати годам компенсировал богатый опыт общения с автомобильным железом.
— Каждый новый узел, — продолжает Вячеслав, — рождался в процессе работы. Просто брались какие-то детали, совмещались, подгонялись. Но есть элементы, которые мы полностью разработали сами.
Будущий вездеход конструировался из деталей десятка других автомобилей. В ряду доноров оказались "Тойоты", "Мицубиси", "Исудзу", ну и наши "Жигули", "Москвич" и другие. Кузовом решено было сделать корпус уазика. Почему?
— Он просто по габаритам подошел, — так мастера объясняют свой выбор. — У нас во дворе уазик стоял. Замерили его: в длину такой же, в ширину — тоже.
Поскольку родной бензиновый движок, который еще на "Победу" ставили, мастеров не устраивал сразу, взоры обратили на более подходящий для вездехода дизель, и причем японский. Вскоре в моторный отсек удачно вписался 1C в 1,8 литра от "Тойоты-Короллы".
Но как соединить японский дизель и советскую коробку передач, которую оставили без изменений? Не нужно быть особым специалистом, чтобы понять: это целое дело.
За помощью ребята обратились к знакомым в конструкторское бюро одного из иркутских заводов. Там честно сказали, что только одни чертежи им придется полгода выводить. Вернувшись от профессиональных конструкторов ни с чем, Вячеслав сам нарисовал, а потом выточил и собрал нужное сочленение. Вот вам и восемь классов образования.
К концу работ кроме всего вышеперечисленного вездеход имел гидравлическое управление, оригинальные автоматические системы охлаждения, принудительной вентиляции моторного отсека. Даже трюмный насос установили, в качестве которого использовали насос от печки "Газели". Все это вместе с усиленной герметичностью днища, капота и дверей позволяло теперь идти вброд до метра глубиной.
— Салон и панель приборов мы специально не оформляли, — говорят мастера, — машину ведь предполагается использовать в тайге.
Тем не менее салон мягкий — с передними креслами от микроавтобуса "Таун-Айс" и задними диванами ручной работы. В крыше большой люк — рабочее место охотника.
Тайна шасси хранилась на даче
Когда я в первый раз увидел то, что построили ребята (основные работы тогда уже практически завершились, оставалась покраска), среди вороха своих вопросов к мастерам я выделил один: чем же раньше было это транспортное средство?
— Похоже на вездеход ГАЗ-47, на котором ездили геологи, но тот побольше был. Да и шасси у него какое-то странное.
Мы со Славой присели у катков, и он высказал свои предположения:
— Смотри, передние катки направлены коленьями вперед, то есть это шасси хорошо амортизирует. Значит, предполагалось, что машина сможет через что-то перепрыгивать. У обычных вездеходов конструкция попроще.
Заинтригованный, я долго блуждал в сети Интернет, выискивая хоть какую-то информацию о геологических вездеходах на четырех катках, подобных нашему. Но оказалось, не там искал.
Один из друзей Вячеслава на даче в стопке старых журналов случайно наткнулся на "Моделист-конструктор" за 1986 год и принес его в гараж. Когда мастера журнал открыли, то, увидев разгадку, потеряли дар речи. Их вездеход в прошлой жизни был танком! Ну не совсем танком — десантной артиллерийской самоходной установкой АСУ-57. Впрочем, это тоже не игрушка.
Броневой щит крылатой пехоты
Броневой щит крылатой пехоты — именно так называли боевые самоходные машины АСУ-57, которые стояли на вооружении наших десантных войск в 60-е годы. Самоходки, вооруженные 57-мм орудием, шли в атаку вместе с десантом — из-за облаков. Гусеничные машины приземлялись на специальных платформах, расчехлялись — и в бой.
АСУ-57, по словам военных, отличала особая надежность, живучесть и неуязвимость при попадании снарядов. Кроме огневой поддержки десанта самоходкам ставилась и другая серьезная задача — борьба с танками противника.
АСУ-57 разработали сразу после Великой Отечественной войны на Мытищинском заводе, где параллельно строили вагоны для метрополитена и самосвалы. Военными экспертами эта машина была признана лучшей в мире в своем классе боевых машин. А коллектив конструкторов под руководством известного советского разработчика гусеничной и колесной бронетехники Н.А.Астрова отметили Государственной премией СССР.
Дорог не нужно вообще
После такого открытия все встало на свои места. Построенный на базе самоходной установки вездеход действительно отличается отменной проходимостью. Перебранная и набитая свежей смазкой ходовая в паре с японским дизелем показала себя в болоте, куда мы загнали машину для испытания.
Вездеход легко перебирался через овраг больше метра шириной, проглатывал болотные впадины и кочки. На открытой воде мы с разгона ухнули в яму. Мутная вода поднялась по лобовое стекло, но транспорт зацепился за дно и выгреб.
После ныряния остановились на пригорке, задрав нос. Заработал трюмный насос, который принялся выкачивать воду из моторного отсека наружу. Салон заполнился паром с запахом болота — включилась система принудительной вентиляции. А по проселку вездеход разогнался почти до 50 км/ч.
Нет, до этого момента на подобном транспорте ездить мне еще не доводилось...

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments