Командовать и беспрекословно подчиняться

Учат курсантов Усольской кадетской школы

Первого июня, в День защиты детей, в Усолье-Сибирском состоялось открытие областной кадетской школы-интерната. В присутствии учителей, родителей и высоких гостей 60 курсантов-кадетов приняли торжественную клятву служить Отечеству.
Усольская школа-интернат расположилась в микрорайоне Зеленом, на базе бывшей войсковой части МЧС. Это место напоминает санаторий: парковая зона, уютные корпуса, клуб, столовая, узенькие асфальтированные дорожки. Однако жизнь юных курсантов никак нельзя сравнить с пребыванием на курорте: подъем в семь утра, и ни одной свободной минуты.

Нынешние "дети дворян"
Раньше считалось, что ребенок принадлежит не родителям, а Отечеству. Поэтому дети дворян воспитывались в кадетских корпусах. Даже самых юных, шести лет от роду, воспитывали в такой же строгости, что и старших. Сегодня педагоги Усольской кадетской школы-интерната всеми силами пытаются воскресить вековые культурные традиции и воспитать благородное юношество по тем же законам.
Прием в интернат был начат в январе этого года. Осенью примут еще 100 человек. В кадетской школе — дети со всех уголков нашей области: из Нижнеудинска, Тайшета, Зимы, Белореченска, Заларинского района. Большая часть ребятишек — сироты и дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей. Здесь оказались и дети военных, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Многие узнали о существовании школы случайно, от знакомых и учителей. Большинство сегодняшних курсантов с детства мечтали о военной форме. В школе они не в силу обстоятельств, а по своему желанию стать военными.
Обязательное желание ребенка и состояние его здоровья — главные критерии при наборе. Педагогический коллектив школы-интерната придерживается принципа: любовь к ребенку плюс требования плюс строгость. Учителя считают, что далеко не все ребята станут военными. Для этого нужна внутренняя жилка, стремление командовать и беспрекословно подчиняться.
Днем в кровать? Нельзя!
Учебный день кадетов начинается в семь утра. Шесть дней в неделю — по восемь уроков и факультативные часы. После занятий — заслуженный час отдыха. Потом ученики делают домашние задания. По словам Елены Владимировны Морозовой, заместителя директора по воспитательной работе, день кадетов расписан по минутам:
— Если у ребят получается свободная минутка, они подходят к учителям и говорят: "А у меня работы нет". У нас свое приусадебное хозяйство. Недавно мы посадили картошку. В теплицах уже сняли первый урожай редиса и лука. На территории школы живет конь Карька — общий любимец. Ребята с удовольствием за ним ухаживают, всегда угощают его лакомыми кусочками.
Конечно, многим поначалу было трудно привыкнуть к школьным правилам. Здесь требуют идеального исполнения всех требований. Например, кровать у курсанта должна быть заправлена по всем правилам. Садиться на нее днем нельзя. Многим тяжело давался режим — рано вставать, каждый день делать уроки. Несмотря на то что дети оказались в стрессовой ситуации, адаптация прошла за 2—2,5 месяца.
— В школе постоянно работают психологи, которые проводят тестирование, — продолжает Елена Владимировна. — Представляете, никто из ребят не написал, что хочет покинуть школу, что им здесь не нравится. В одном из последних тестов они пишут, что летом будут скучать по учителям, друзьям и считают престижным здесь учиться.
Что касается педагогического коллектива, мы проводим строгий отбор кадров. Потому что в нашей школе к каждому ребенку нужен особый подход. Сейчас у нас работают 84 педагога.
Письма "на гражданку" — в стихах
Учатся кадеты, как и в обычных школах, по общеобразовательной программе. Но помимо этого в интернате изучают военные дисциплины, обучают парашютному делу, спортивному туризму и верховой езде. Особое внимание уделяется изучению иностранных языков.
— В нашей школе до 20 учеников в классе, — рассказывает преподаватель английского языка Лариса Анатольевна Воронина. — У каждого есть возможность себя проявить. К нам приходят много ребят с высоким уровнем знания иностранных языков и серьезной подготовкой. Есть и те, кто схватывает все на лету и потом переходит в группы "для продолжающих".
Конечно, много ребят с трудной судьбой. Мне их по-матерински жаль. Все учителя должны любить своих воспитанников, но наших — особенно. Мы стараемся восполнить то, чего дети не смогли получить от родителей, близких. Прививаем общечеловеческие ценности, воспитываем чувство отзывчивости, патриотизма. В городе многие дети ничем бы не занимались, гоняли бы по улице. Наша школа старается занять каждую их минуту.
Ни один выходной кадеты не проводят в казарме. Воскресная программа — посещение театра, концертов, выставок, выезды на природу. Частые гости — коллективы Усольского дома детского творчества, воспитанники Иркутской кадетской школы.
Кадеты активно посещают школьную библиотеку. Пишут трогательные письма любимым девушкам "на гражданку", цитируя классиков — Пушкина и Рубцова. Переписываются с родными.
Попкорн и семечки для внука
Для всех родителей посвящение ребят в кадеты — большое и значительное событие.
Бабушка Андрея Зверева, Нина Прокопьевна, смотрит на своего внука со слезами радости:
— Сегодняшний день для меня особый, торжественный. У меня сердце защемило, когда Андрей давал клятву. А он даже глазом не моргнул — такая у него выдержка и выправка. Андрей сам захотел попасть в эту школу, стать военным. Сообщил, когда мы с мужем в Аршане отдыхали. Решил, что это его шанс. Потом ему дали направление из школы.
Я приезжаю сюда в родительские дни. Вожу внуку попкорн из микроволновки, семечки. Он мне все время говорит: "Бабушка, вези на всех". Потом делится с ребятами. Андрей здесь сильно повзрослел. Теперь мы расстаемся уже без слез.
Сами ребята-кадеты охотно рассказывают о себе, делятся впечатлениями и мечтами. Егор Шабалин, ученик седьмого класса, — из Нижнеудинского приюта, директор которого, Виктор Сергеевич Кастрицкий, и направил мальчика в Усольскую школу-интернат. Егор мечтает поступить в военное училище, а потом продолжить службу в танковых войсках.
Восьмиклассник Сережа Андриянов узнал о школе от мамы:
— Я из Заларей. Всегда хотел попасть в военную школу. А тут мама узнала, что в Усолье есть кадетская школа. Так в январе я и оказался здесь. Сначала мне было очень скучно. Но потом друзья появились. Хотя строевые до сих пор надоедают. Особенно когда жарко.
Дима Каминский из села Тыреть в кадетской школе по своему большому желанию. Он очень любит уроки изо. Рисует в основном портреты, отдавая предпочтение военной тематике:
— Я из многодетной семьи. Дома у меня остались два старших брата и мама, которая работает техничкой. Сначала мне было трудно привыкнуть к школе. Но теперь освоился. Недавно у нас была подготовка к прыжкам с парашютом. А прыгать мы будем на военно-полевых сборах. А еще в школе пятиразовое питание...
Разнообразное питание — особая гордость школы-интерната. Продукты работники закупают сами. Каждый день на кадетском столе мясо, супы, фрукты, овощи. Кормят детей пять раз в день.
Учитель истории Инна Владимировна Паникаровская вспоминает:
— Родители наших курсантов первый раз приехали с полными сумками, думали, что их детей плохо кормят. Конечно, узнали, что питание хорошее и стали привозить только самое вкусное. Дети говорят, что они так никогда не ели дома, как их кормят в школе. Мы сами закупаем продукты, стараемся, чтобы стол был полезным и питательным. Многие ребята так наедаются, что пропускают полдник или обед.
Скоро воспитанники Усольской школы-интерната поедут на военно-полевые сборы. Потом — в детские лагеря. Многих на лето заберут родители. В сентябре в школу примут еще 100 учеников. И вновь прибывшие кадеты так же будут продолжать вековые традиции, заложенные своими предшественниками.
{Справка "Копейки"
Зарождение закрытых военно-учебных заведений началось по указу императрицы Анны Иоанновны. В 1732 году в Петербурге было открыто училище для подготовки офицеров в части сухопутной армии. Оно получило название Первого кадетского корпуса. В Москве в 1778 году был основан 1-й Московский кадетский корпус. Эти два старейших заведения были родоначальниками следующих корпусов, которые стали создаваться по всей России.
Наибольшее значение и развитие кадетские заведения получили начиная с 1900 года. Во главе всех военно-учебных заведений встал великий князь Константин Константинович. За свои заботы о кадетах он получил звание "Отец всех кадетов". Князь стремился искоренить в кадетских корпусах казарменно-казенный дух и солдатчину.
Революция и большевизм уничтожили все военные училища и большую часть кадетских корпусов. Судьба оставшихся была трагична и сопровождалась гибелью многих кадетов и юнкеров. Но военная молодежь не сдавалась и принимала активное участие в борьбе против захвата власти большевиками. Первыми против красных в 1917 году выступили кадеты трех московских корпусов. Они несколько дней защищали Москву от захвата большевиков. После поражения кадеты не пожелали сдать оружие и были уничтожены поголовно. В Петрограде в первые дни революции морской кадетский корпус подвергся нападению бунтующий черни и солдат. Директор корпуса, адмирал Карцев, приказал раздать оружие старшим кадетам, и корпус оказал бунтовщикам вооруженное сопротивление.
Впоследствии кадетские корпуса стали постепенно возрождаться. Возрождались их традиции и устои, принципы обучения и воспитания. Кадетские корпуса в России всегда были и остаются ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходят крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные воспитанники. Они преданы Родине и воспитаны в идеях непоколебимой веры в Россию.
}

Метки:
baikalpress_id:  1 307