Тюлькин флот

Выкладывая до 1000 долларов за круиз по Байкалу, туристы не подозревают, что доверяют свою жизнь "пиратам"

С открытием навигации у водной милиции началась жаркая пора. Теперь пассажирские суда, которые отправляются бороздить просторы Байкала, проходят тщательный осмотр. Сотрудники милиции на водном транспорте проверяют у судовладельцев документы, наличие рации, спасательных плотов и жилетов. Эти меры нужны, чтобы обеспечить безопасность пассажиров. Последний рейд оказался неутешителен: ни у одного из проверенных судов не оказалось необходимых документов.

Оно все-таки тонет
На Байкале всегда многолюдно. Желающих прокатиться на катере или яхте хоть отбавляй. Большинство — иностранцы, которые готовы платить тысячу долларов за час аренды судна. Круизный бизнес процветает. Вот только далеко не все судовладельцы имеют лицензию и документацию. Следовательно, они не могут обеспечить безопасность своих пассажиров. Бывалые капитаны до сих пор вспоминают печальную судьбу судна "Шокальский". Попав в волну, оно затонуло, не дойдя до Малого моря. Погибли люди. В прошлом году из-за нарушений правил безопасности утонул капитан судна "Морозов". Катер "Ковчег" выбросило на мель штормом. Произошло это тоже из-за несоблюдения безопасности. Подобных примеров много. Но почему-то они не учат владельцев судов, которые до сих пор считают нормы и требования делом десятым.
Чтобы бороться с таким произволом, в прошлом году в структуре Восточно-Сибирского УВД на транспорте были созданы подразделения водной милиции: шесть линейных пунктов. Под их контроль попали все речные порты и причалы Иркутской области и Бурятии. В минувшее воскресенье сотрудники провели очередной рейд на одном из причалов Листвянки.
На борту — дорогие иностранцы
К причалу НИИ биологии Иркутского университета пришвартовалось несколько судов. Одно из них вот-вот готовится "уйти в море". На борту — иностранцы и две девушки-переводчицы. Среди туристов — сотрудники водной милиции. В Листвянку они приехали на работу. Капитанов попросили предъявить судовые документы, лицензии на право перевозочной деятельности. Всего проверили три судна. Ни у одного необходимой документации не оказалось. Сотрудники составили два протокола административного нарушения. У судна "Сапфир" не оказалось регистровых документов, у "Тихого" — свидетельства на право собственности, следовательно, и права на перевозку пассажиров.
— Теплоход должен иметь обязательные документы: свидетельство на право собственности, на годность плавания, лицензию на перевозочную деятельность, санитарное свидетельство, — рассказывает инспектор Байкало-Селенгинского линейного отдела Анатолий Исакович Жук. — Самая серьезная проблема — частные суда. Большая их часть работает нелегально. Лицензий у них нет. Естественно, перевозчики-нелегалы не отчисляют налогов. Хотя прибыль имеют колоссальную. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, мы налагаем на них штраф — от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Но для частников эта сумма мизерна. Например, в прошлом году была такса — 300 долларов в сутки. В день обычное судно делает несколько круизных рейсов. С группы туристов берут минимум 1000 рублей.
Судно — на прикол
Когда-то флот Иркутской области обеспечивал строительство Байкало-Амурской магистрали. После того как забили золотой костыль, флот остался невостребованным и постепенно перешел в частные руки. Предприимчивые владельцы быстро нашли ему применение. Организовали на Байкале туристический бизнес. Но не учли одного: перестроенные грузовые суда не отвечают требованиям пассажирских перевозок. Плюс к этому большинство частников не имеет документов.
Начальник Байкало-Селенгинского линейного отдела Сергей Владимирович Соломонов считает, что выход из этой ситуации — появление штрафплощадки для водного транспорта:
— В прошлом году "Ковчег" выбросило на берег. У катера даже рации не было. Искали его через Бурятскую рыбоохрану. Частные владельцы нарушают санитарные, пожарные нормы. Судно набирает по 30 туристов, когда рассчитано на 12 человек. Перед отправлением в рейс судовладелец должен давать план-задание, капитан — проверять техническую часть. Эти требования вообще не соблюдаются.
На иркутском участке — 83 единицы частного флота. У большинства нет лицензии на перевозку пассажиров. Тех, кто ее получил, можно пересчитать по пальцам. Владельцы судов зарабатывают большие деньги. Поэтому штрафы для них недейственны. Меры наказания нужно ужесточать.
"Полиция! Капут!"
Сотрудники водной милиции считают организацию штрафплощадки верным и действенным методом, аналогом ГАИ. УВД на транспорте будут осуществлять меры наказания и ставить оштрафованные суда в специальное место с ограниченным доступом. Штрафплощадку планируют содержать за счет владельцев задержанных судов.
Несмотря на очевидные нарушения правил и отсутствие документов, капитаны судов не согласны с требованиями водной милиции.
Они устроили на пирсе настоящий бунт:
— Хозяевам до нас по барабану, а нам нужно кормить семьи.
По мнению капитанов, тяжба между водной милицией и судовладельцами может затянуться на "сто лет", а штрафы помогут в том случае, если хозяев наказывать на миллион. Удивленному неразберихой иностранцу один из капитанов демонстрировал подобие петли на шее и говорил: "Полиция! Капут!" Перепуганный пассажир тут же удалился.
Наемный капитан Дмитрий Яковлев имеет плавательский стаж с 1989 года. В этом году в его компетенции судно "Сапфир", которое не отвечает требованиям водной милиции.
— В моей практике не было несчастных случаев. Я гарантирую безопасность пассажиров стажем своей работы, спасательными плотиками и жилетами. Никакие лицензии не помогут в непредвиденной ситуации. Лицензии — это лоббирование чьих-то интересов. На самом деле все зависит от человеческого фактора. Сейчас у нас девять контролирующих органов, и соблюсти все их требования просто невозможно. Моя задача — возить пассажиров от точки до точки.
Конечно, я знаю историю судна "Шокальский". Но это единственный несчастный случай за всю историю Байкала. На "Сапфире" 12 спасательных жилетов и плот. Соответственно больше 12 пассажиров я на борт не беру. Цель у всех туристов одна — погулять. Природа сейчас мало кого интересует. Поэтому я не рискую. Многое зависит от судовладельца. Говорит: "Не нравится — уходи!" Уйду я, но на мое место придут другие.
Пиратов нужно остановить...
Говорит инспектор Анатолий Исакович:
— На Байкале нужно наводить порядок. У флота много отходов. Катера возят туристов по всему Байкалу. Плавают в заповедные места. Никто не знает, что они там делают, что после себя оставляют и бросают за борт. На теплоходе "Нептун" мы регулярно выезжаем на патрулирование по озеру Байкал. На днях планируем выехать в рейс в южную и среднюю части Байкала.
Начальник линейного пункта водной милиции Сергей Григорьевич Самохин, утверждает, что судовладельцы работают на русский авось:
— Водной милиции пока только год. За такой период привести все в норму сложно. У нас есть план взаимодействия с российским Речным регистром, санэпидемстанцией. В ближайшее время планируется создание штрафплощадки. Мы предпринимаем все меры, чтобы обеспечить безопасность пассажиров во время круизов, контролируем грузоперевозки. Следим за экологической безопасностью — пресекаем нарушения, связанные с охраной окружающей среды.
Рейд в Листвянку показал, что катера и яхты не только не имеют надлежащих документов, но и не соблюдают элементарные нормы безопасности, санитарии. Пассажиры, которые без всяких колебаний отправляются в круиз, об этом даже не подозревают. Особенно иностранцы, которые платят бешеные деньги за экскурсию по Байкалу и считают утлые суденышки непотопляемыми. Владельцы "Сапфира" и "Тихого" понесут денежные штрафы. Пока это все карательные меры, которые может применить водная милиция. Что будет дальше? Поживем — увидим.

Метки:
baikalpress_id:  34 328
Загрузка...