Тягач "Жигули" с прицепом

Очень полезно порой отправиться в какую-нибудь даль, тысяч за пять километров, чтобы своими глазами все посмотреть. К примеру, на то, как там чувствует себя российский автопром. А то из Восточной Сибири не очень видно, да и японские транспортные средства совсем не разжигают интереса к русским машинам. Но повод ехать в Тольятти оказался подходящим.

Время от времени в Тольятти устраивают показ автотехники — самых свежих и перспективных разработок Волжского автозавода — специально для журналистов. Не лишенные романтики сотрудники заводской пресс-службы назвали сие мероприятие "Весенними встречами на АвтоВАЗе".
И вот на особом полигоне у длинной шеренги вазовских машин встретились коллеги — более 120 журналистов из России, Украины. Был даже кто-то из Европы. Но, представьте, делегатами громадной территории от Урала до Дальнего Востока оказались только мы двое, из Иркутска.
Состоится ли поход на Восток?
В неофициальных беседах с представителями руководящего звена Волжского автозавода мне не раз приходилось слышать про то, что растерял-таки АвтоВАЗ свое былое влияние на огромной территории к востоку. Наш Иркутск — это едва ли не крайняя точка, куда еще распространяются интересы тольяттинского автогиганта.
Удержит ли АвтоВАЗ иркутский рубеж? Этот вопрос я эксклюзивно задал главному конструктору завода Владимиру Губе.
— Мы пойдем и дальше, — оптимистично сообщил Владимир Иванович. — У нас уже появились дилеры, которым мы отгружаем автомобили, и в Хабаровске, и во Владивостоке. Конечно, японская автопромышленность по уровню развития существенно превосходит нас, но мы можем выиграть в другом — в стоимости эксплуатации и обслуживания. Кроме того, нынешнее положение с японским автосеконд-хэндом должно меняться. Это ведь и праворульная проблематика, и статистика дорожно-транспортных происшествий...
Не стал я перебивать убежденного в своей правоте человека, доказывая, что не существует ни "праворульной проблематики", ни тем более упомянутой статистики. Не так давно журнал "За рулем" даже провел специальный тест, пересаживая московских водителей за правый руль. И знаете, ничего страшного не происходило.
В автопоказе участвовал известный российский автомобильный журналист, обозреватель "Российской газеты" Юрий Гейко. Коллега поделился своим взглядом на наше автомобильное будущее.
— Дальний Восток трудно завоевать, — сказал он. — За Иркутском идет уже японское море машин. И я не вижу сейчас предпосылок, чтобы АвтоВАЗ распространял свою экспансию дальше.
Но с другой стороны, по мнению Юрия Гейко, никакой Запад нам не построит завода, в котором новые машины стоили бы по шесть-семь тысяч долларов. Таких иномарок просто не существует.
— Автопром — это локомотив, который тянет за собой массу сопутствующих отраслей, — продолжал автожурналист. — Лишившись нашего автопрома, мы лишимся не только дешевых машин: рухнет треть промышленности, с ним связанной. Я думаю, что пропасть, отделяющая нас от Запада, постепенно будет сокращаться.
После вышеприведенных дискуссий самое время перейти к автомобилям, выставленным на вазовском полигоне. При всей своей внешней узнаваемости каждый из этих образцов таил в себе какую-то конструкторскую хитрость или новинку. Однако присутствовали и те, из кого ноу-хау прямо-таки наружу выпирало.
Гигантомания для лесных человечков
Невозможно было пройти мимо вазовского биг-фута (в переводе — "большая нога". — Авт.) снегоболотохода "Марш-2". Первый "Марш" был "Нивой", поставленной на гигантское шасси. Теперь надстройку сменили, поменяв "Ниву" на минивэн ВАЗ-2120 "Надежда". При сохранившейся уникальной проходимости этого болотохода в нем стало намного просторнее, на радость охотникам, рыболовам и прочим завседатаям тайги.
А рядом с "Маршем-2" припарковалось еще одно транспортное существо, разросшееся, правда, не в высоту, но в длину. Действительно, плох тот автомобиль, который не мечтает стать грузовиком. Перед нами стоял тягач "Жигули" с полуприцепом — ни много ни мало. Конструкторы разрезали "пятерку" пополам и добавили к ней почти четырехметровый кузов, в который входит целая тонна груза. Внушительно получилось.
С полной загрузкой тягач разгоняется до 90 км/ч. Лучший автомобиль для наших дачников, урожай с огорода возить.
Не успевшая состариться
Из моделей, на которые скоро АвтоВАЗ планирует пересадить массы наших автомобилистов, выделим две, как самые реальные.
Первая, конечно, — "Калина". Об этом автомобиле В-класса уже столько сказано. Лет пять тольяттинцы таскали опытные образцы своего нового семейства по различным выставкам в надежде найти инвестора...
И вот дело пошло. Сейчас вовсю в одном из цехов идет монтаж технологического оборудования под конвейер "Калины". Определена дата его запуска — 18 ноября этого года, когда начнется сборка пилотной партии машин. Весь следующий год производство будет наращивать обороты, начав с 25 автомобилей в январе. К декабрю 2005 года эта цифра вырастет до четырех с половиной тысяч. А с начала 2006 года здесь будут штамповать по пять тысяч "Калин" в месяц.
Вообще, ощущения приятные от этого автомобильчика с мягкими, по-корейски, обводами. Кстати, нам показали "Калину" и с новым вазовским движком в 1,6 литра, электроусилителем руля, и даже с немецкой АКПП.
Могильщик "десятки" уже движется
— Когда мы запустим "Калину", — сказал главный конструктор Владимир Губа, — "десятка" на ее фоне будет смотреться несколько старовато. Поэтому автомобиль будет серьезно обновлен.
Речь о следующей достаточно ясной вазовской перспективе — об автомобиле ВАЗ-2170, перед которым поставлена конкретная цель: похоронить "десятое" семейство. "Семидесятая" строится на платформе "десятки", однако это полностью оригинальная модель — с новым дизайном интерьера и экстерьера, моторами в 1,6 литра с приличными нормами токсичности Евро-3. Кстати, это первый в России автомобиль, где подушка безопасности у водителя входит в стандартную комплектацию.
Серийный выпуск ВАЗ-2170 планируют начать в следующем году. Его цену обещают сделать приятной — от 6,5 до восьми тысяч долларов.
В погоне за "Формулой"
В этом году на полигоне обратила на себя внимание целая линейка вазовских спортивных машин: кроссовые, раллийные и абсолютно новый класс — спортпрототипы.
Тольяттинские спортивные энтузиасты давно поставили себе задачу изменить концепцию автомобильного спорта в нашей стране. Пора уже выходить на трассы "Формулы -1", считают они. И первой реактивной ласточкой на пути к этому стал прототип "Лада революшн-2" — по сути первый российский специально построенный спортивный автомобиль, сделанный по всем правилам болида.
"Лада революшн-2" имеет соответствующие характеристики: при весе в 630 кг и мощности 175 л. с. до 100 км/ч ему хватает всего 6,5 секунды.
На базе "Лады революшн-2" уже построено несколько автомобилей. В этом году в конце июля в рамках Национальной гоночной серии впервые будет разыгран четырехэтапный чемпионат России в классе Lada Revolution. В нем примут участие уже 20 вазовских болидов.
Склад вооружений для небольшой армии
Вот, собственно, и все про "Весенние встречи на АвтоВАЗе". Потому как многие из конструкторских идей и разработок, которые показанные нам автомобили несли в себе, имеют характер, скажем так, локальный, внутризаводской. Соответственно не будем тратить на них время.
Но вот на что мы с удовольствием потратили добрую половину следующего дня пребывания в Тольятти — так это технический музей АвтоВАЗа.
Представляете полутемные помещения с заросшими пылью экспонатами? Ни в коем случае! Музей поразил и размахом, и тем, что мы увидели.
На площади в 40 гектаров, где еще несколько лет назад была обычная свалка, сейчас стоит более 400(!) единиц военной техники разных времен. Наверное, это крупнейший подобный музей в России.
Идея создания комплекса принадлежит работникам научно-технического центра АвтоВАЗа. Замысел — собрать вместе все достижения технической и инженерной мысли за последнее столетие. Строительство музея началось пять лет назад и продолжается до сих пор.
Здесь есть все, чтобы вооружить небольшую такую армию, — танки, колесная техника, авиация, артиллерия и даже бронепоезд. Наверное, собрать все это можно было, только имея авторитет крупнейшего автопредприятия. И техника до сих пор поступает из различных регионов страны.
Подлодка пока на запасном пути
Мы долго бродили между рядами боевой техники, понимая, что многого из этой уникальной коллекции никогда не видели: беспилотный самолет-шпион "Стриж", знаменитый ракетный комплекс С-300...
К тому времени, когда ребята из заводского пресс-центра по секрету рассказали, что скоро в музей поставят настоящую подводную лодку, мы уже привыкли удивляться. Сейчас подлодка пришвартована где-то недалеко, на Волге, и ждет морозов. Зимой, говорят, будет транспортировать легче.
...Интересно, а что еще для автомобилистов припасено у АвтоВАЗа на заднем дворе? Увидим, когда вновь окажемся в Тольятти.

Метки:
baikalpress_id:  34 326