Иркутск принимает большое кино

Более двухсот кинолент из 25 стран мира посмотрят иркутские зрители

В тринадцатый раз собирает "Золотой витязь" свою кинематографическую рать. С каждым годом его девиз — "За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека" — множит эти ряды.
В течение 12 минувших лет "Витязь" побывал в Москве, Смоленске, Тамбове, Тирасполе, Минске, Киеве, Севастополе, Калуге, югославском городе Нови-Сад. Лауреатами его премий были многие корифеи отечественного и мирового кино: Сергей Бондарчук, Анджей Вайда, Отар Иоселиани, Ежи Гоффман, Кшиштоф Занусси, Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Александр Сокуров, Георгий Жженов, Нонна Мордюкова, Татьяна Доронина...

Еще несколько штрихов к портрету "Витязя". На его базе создана национальная киностудия детских и юношеских фильмов "Русский богатырь". А родившееся на одном из минувших фестивалей Международное объединение кинематографистов славянских и православных народов (МОКСПН), отметил президент кинофорума народный артист России Николай Бурляев, насчитывает сегодня 12 000 членов из 15 стран.
В пестроте городов и стран, блеске кинематографических имен важно увидеть главное: "Золотой витязь" — мир большого кино. На целых десять дней обосновавшегося здесь, в Иркутске, и подарившее всем почитателям "важнейшего из искусств" немало радостных встреч и открытий.
"Скажите, пани Барбара..."
Сегодня в этом имени звучит легкая ностальгическая нотка. А в баснословные 80-е на хрупкую и очень талантливую польскую актрису обрушилась лавина зрительской любви и всенародно-советской популярности. Впрочем, отношение к культовой советской "Иронии..." пани Брыльской не менее иронично:
— Я не понимаю, как можно столько лет мучить людей одним и тем же фильмом, — сказала она на пресс-конференции в Иркутске. — У нас в Польше если фильм идет более двух раз — это уже событие. А здесь столько лет подряд... Не понимаю.
Строгое лицо с тонкими чертами, гладкая прическа, элегантный брючный костюм — очаровательная пани Барбара целый час была под прицелом наших глаз и кинофотообъективов. Разговор, само собой, начался с ее роли Нади.
— В Польше этот фильм тоже видели, — сказала актриса. — Но особого успеха он не имел. Та коллизия, на которой построен сюжет "Иронии", — вся эта история с баней, самолетом, путаницей городов и квартир у нас просто невозможна. Здесь не ходят в баню, тем более под Новый год, нет таких жилищных проблем, нет многого, что составляет сюжетную основу фильма и что совершенно чуждо польскому менталитету. За эту роль я получила Госпремию СССР. Приятно, конечно, но для меня успех моей работы и фильма в целом до сих пор загадка, которую уже, наверное, не разгадать.
Действительно, ни одна роль Барбары, начиная с дебюта в историческом фильме "Фараон", сразу номинированном на "Оскар", не имела такого ошеломляющего успеха. Хотя многие фильмы с пани Брыльской в главной роли становились своеобразными кинохитами.
Отвечая на вопросы о своей актерской судьбе, пани Брыльска сказала:
— Многие польские актрисы мечтали попасть в Голливуд. Я — нет. Америка и все с ней связанное никогда не были моей мечтой. Для меня хватало работы и в Польше.
Сейчас актриса, по ее словам, на заслуженном отдыхе. Очень любит свой деревенский дом, много времени уделяет семье, сыну.
— Я всегда любила природу, и теперь, когда свободного времени стало больше, обожаю сидеть в своей деревне, возиться с землей, сажать цветы. Меня мало интересует современное польское кино, еще меньше — политика.
На "Золотом витязе" Барбара не впервые. Теперь она вице-президент МОКСПН. Этот фестиваль уникален, считает она, здесь замечательная атмосфера, теплые, дружеские отношения между людьми.
— Искоренение зла, несправедливости, высокие духовные идеалы — все это очень близко моему сердцу. Поэтому я с удовольствием участвую в работе нынешнего кинофорума, — сказала Барбара Брыльска.
И подарила на прощание хорошо знакомую улыбку. Дзякуем, пани!
Владимир Грамматиков и все-все-все
Не поверю, что найдутся люди, не помиравшие со смеху над проделками героев "Усатого няня", или чуть позже — искрометной картины "Шла собака по роялю". Этот светлый, радостный, к тому же насквозь пронизанный музыкой мир сотворил худощавый и очень подвижный человек с запоминающейся фамилией.
На иркутский кинофорум режиссер привез свою новую работу — десятисерийную "Сибирочку". В конкурсном просмотре были показаны две последние серии, где происходит сюжетная развязка и судьба главных героинь — двух молодых девушек — благополучно устраивается.
Автор мелодраматической повести, взятой за основу сюжета картины, — известная в не таком уж далеком прошлом русская писательница Лидия Чарская.
— Много лет она и ее суперпопулярные когда-то книги были в забвении, — сказал Грамматиков на встрече со зрителями. — Лет десять назад Чарскую впервые опубликовал Новосибирск, затем Иркутск. Сейчас ее книги возвращаются к нам, в том числе и в кинематографическом варианте.
Возвращается в кинотеатры и зритель. Этот процесс, с точки зрения режиссера, сегодня общероссийская тенденция. Однако нужно еще много времени, сил и, конечно, средств, чтобы отечественное кинопроизводство не было столь убыточным.
— Как вы думаете, сколько в среднем стоит современный российский (не исторический) фильм? — неожиданно обратился он к залу.
И сам же ответил:
— Не менее 850—900 тысяч долларов. Кинопроизводство у нас нерентабельно, хотя здесь, в огромной России, это абсурд. К сожалению, кинотеатрами владеют теперь частные лица, а не государство. Они сами решают, как распорядиться этими средствами. Поэтому шансов, что прокатные деньги вернутся в отечественное кино, пока немного.
Ежи Гоффман и его боги
Встречи накануне просмотров — копилка фестивальных впечатлений. Адвокат Вячеслав Липин успел посмотреть уже несколько фестивальных лент.
— Очень сильное, хотя и тяжелое впечатление произвел на меня фильм-легенда "Когда солнце было богом", — сказал мой собеседник. — Кровь, насилие, жестокость — не все зрители выдержали такое, некоторые уходили с просмотра. Тем не менее я считаю этот фильм замечательного польского режиссера Ежи Гоффмана ярким событием нынешнего кинофорума.
Не менее значительным событием стал приезд мастера в Иркутск.
Пан Гоффман, без сомнения, один из основоположников польского кино. Его фильмография включает несколько десятков документальных лент, которые во многом подготовили пришествие "Солидарности". Польские документалисты смело заглянули за благополучный фасад современной действительности, обнаружив то, с чем не могли мириться.
В коротких, 10—15-минутных, лентах Гоффмана и Скужевского образца 50—60-х годов прошлого века — детская беспризорность, алкоголизм, азарт тоталитарной страсти и многое другое, что принято называть социальными язвами общества.
Вообще, острота социального зрения мастера оттачивалась, по-моему, в сибирской ссылке, куда семья поляков-спецпереселенцев попала в начале 1940 года. Ежи Гоффману исполнилось тогда 8 лет.
— Меня привезли в Сибирь ребенком, — рассказал режиссер на пресс-конференции в Иркутске. — А вернулся я на Большую землю спустя пять лет, уже вполне сложившимся мужчиной. Годы, проведенные в Сибири, принесли мне познания в обычных для того времени мужских делах. Я узнал, что такое карты, нож, самогон, первая женщина. Вместе с матерью не разгибался на поле, чтобы обеспечить семью картошкой. Немало зла видели поляки от советской власти. Но еще больше добра — от простых советских людей. Пять лет сибирской ссылки и столько же учебы во ВГИКе — два этих русских университета дали мне отличное знание языка и моей профессии.
А еще — умение видеть и сочувствовать человеческому горю, страстно любить жизнь во всех ее проявлениях. Все это — в хорошо знакомой нам картине "Знахарь" (1981 год), экранизации исторических романов нобелевского лауреата, замечательного польского писателя Генрика Сенкевича, чьи книги Гоффман прочитал еще в сибирской ссылке.
На иркутский кинофорум Ежи Гоффман привез одну из своих недавних работ — фильм-легенду "Когда солнце было богом". Девятый век нашей эры, множество натуралистических подробностей польского язычества. Войны, реки крови, жестокость, предательство и, конечно, всепобеждающая любовь — все это в исполнении хорошего актерского ансамбля доставит зрителю немало сильных эмоций. Фильм поставлен по мотивам одноименного исторического романа Йозефа Кращевского, старым польским легендам и сказкам.
В ожидании Мела Гибсона
Фильмы "Золотого витязя" во многом определяют лицо национальных киноискусств. Таков, на мой взгляд, отличный российский фильм "Егерь" режиссера Александра Цацуева. История бывшего спецназовца, поселившегося в глухой тайге, рассказана динамично, страстно и оттого захватывающе интересно. "Егерь" относится к так называемым малобюджетным картинам. Тем важнее, по-моему, умение режиссера захватить зал, заставить зрителя забыть обо всем, сопереживая происходящему на экране.
И еще одного события никак не миновать в небольшом фестивальном обзоре: фильма "Страсти Христовы" и приезда в Иркутск его режиссера Мела Гибсона. Впрочем, если день и час показа этой нашумевшей ленты были известны задолго и наверняка, то о предполагаемом приезде ее автора этого не скажешь никак. Версии явления американского режиссера Иркутску порхают здесь уже который день. Ну а пока — небольшой творческий портрет нашего предполагаемого гостя.
Мел Колумсилл Гибсон родился в Нью-Йорке в 1956 году. Он был шестым из одиннадцати детей в этой большой семье. Когда Мелу исполнилось 12 лет, отец неожиданно выиграл приз — 21 тысячу долларов — и перевез семью в Австралию, чтобы спасти сыновей от вьетнамской войны. Там состоялся актерский дебют Мела — сначала в театре, а потом в кино. Известность пришла к нему после главной роли в фильме Джорджа Миллера "Безумный Макс" (1979 год).
В 93-м Гибсон снимается в фильме "Смертельное оружие". В этот период появляются его первые режиссерские работы: "Человек без лица", "Храброе сердце", принесшее автору "Оскар" за режиссуру, и престижный "Золотой глобус".
Двухчасовые "Страсти" Мел Гибсон закончил в начале 2004 года. Фильм с русскими субтитрами звучит на арамейском языке и латыни. В роли Иисуса — Джеймс Кэвизел, Понтия Пилата сыграл болгарский артист Христо Наумов. Его прибытия на кинофорум также ждут в Иркутске со дня на день.

Метки:
baikalpress_id:  34 340