Гайдай — отец Труса, Балбеса и Бывалого

Ничего не имел с проката своих фильмов и при жизни не получил ни одной премии

Комедии, снятые Гайдаем, уже сейчас можно назвать бессмертными. Ушла в вечность эпоха, в которую они рождались, но новое поколение, плохо разбирающееся в реалиях советского времени, с огромным удовольствием наблюдает за приключениями Шурика и напевает песню про зайцев. Автор этого "русского чуда" кинорежиссер Леонид Гайдай — при жизни не имел и десятой доли того признания со стороны киноведов и критиков, которое пришло к нему сегодня.

{Справка "Копейки"
Леонид Иович Гайдай (1923—1993) — выдающийся кинорежиссер, сценарист, актер. Начал снимать кино в пору хрущевской оттепели и продолжал во время застоя, в 60—80-е годы. Тогда уже можно было посмеяться над недостатками Страны Советов, но еще не открыто, а иносказательно. Леонид Гайдай — человек едкого юмора — сделал это в настолько блестящей форме, так искрометно, что только сейчас люди стали по-настоящему осознавать идеологическую издевку, заложенную в, казалось бы, безобидном смехе.
Однако в его комедиях задача высмеять явно уступала задаче рассмешить, поэтому гайдаевские герои приобрели необыкновенное обаяние и были чрезвычайно популярны у зрителя, а фильмы стали чемпионами советского проката.
}
Наивный бессребреник
Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободном Амурской области. Спустя некоторое время семья переселилась в Иркутск и обосновалась в небольшом домике на окраине города, в местечке Глазково. Здесь юный Леня жил, учился и постигал азы профессии. Именно в Иркутске он впервые вышел на сцену — сначала в школьной самодеятельности, затем в клубе железнодорожников.
В начале 1941 года Гайдая приняли в Иркутский областной драмтеатр рабочим сцены, оттуда он и ушел служить в армию. Вскоре после начала Великой Отечественной войны Леонида из Монголии перевели на Калининский фронт и направили в разведку (в школе он учил немецкий язык).
В 1943 году под Москвой Гайдай был тяжело ранен. Из армии его комиссовали. На всю жизнь Леонид Иович остался инвалидом — рана на ноге, которую он отказался ампутировать, часто открывалась и доставляла страдания.
Вернувшись в родной город, Леонид Гайдай решил стать профессиональным актером. В 1947-м окончил театральную студию при Иркутском областном драмтеатре. Два года играл в основном составе ведущие роли — Соленого в "Трех сестрах", Ивана Земнухова в "Молодой гвардии", Винченцо в "Укрощении строптивой", пока однажды старый мудрый режиссер не сказал ему: "Что ты, способный человек, будешь сидеть в этом театре? Ну, в шестьдесят лет тебе присвоят звание — сопьешься, погрязнешь в интригах. Иди учись, получи высшее образование..." Прислушавшись к совету, в 1949 году Гайдай отправился покорять Москву.
Вместо актерского факультета ГИТИСа он окончил режиссерский факультет ВГИКа и впоследствии стал великим комедиографом. Во время учебы познакомился со своей будущей женой — актрисой Ниной Павловной Гребешковой. Снял такие блистательные комедии, как "Деловые люди", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница". "Бриллиантовая рука", "Не может быть", "Иван Васильевич меняет профессию". Стал народным артистом СССР и самым кассовым режиссером советского кино.
Когда развалился Мосфильм, председатель Комитете по кинематографии обратился к режиссерам студии: "Делите все, берите что хотите, но не забывайте, что более двадцати лет вас кормил Гайдай..." Сам же Леонид Иович от успеха своих картин ничего не имел, так же как ни разу не получил ни одной премии, ни одного ценного подарка и, естественно, никаких авторских отчислений за безумные прокаты. На своем последнем проекте "На Дерибасовской хорошая погода..." он заработал меньше, чем его супруга Нина Гребешкова на съемках эпизода в фильме "Орел и решка". Таким был Гайдай — наивным бессребреником.
Трус, Балбес и Бывалый родились в Иркутске
Леонид Гайдай очень любил Иркутск. Он приезжал сюда каждый раз, когда заканчивал свою очередную комедию. По уверению близких ему людей, знаменитая троица — Трус, Балбес и Бывалый — ставшая визитной карточкой многих гайдаевских лент, зародилась именно в Иркутске.
После драматических перипетий с фильмом "Жених с того света" режиссер впал в депрессию. Еще бы: ведь это была его первая большая самостоятельная работа, на которую он возлагал надежды, но из-за слишком едкой сатиры фильм сократили чуть ли не наполовину. Чтобы немного оправиться от такого удара, Леонид Иович приехал в Иркутск. В родном доме он постепенно приходил в себя.
Однажды Гайдай полез на чердак, где отец хранил старенькие довоенные сатирические и юмористические журналы. Он любил их перечитывать и находил много материала для будущих реприз. Именно тогда у него родилась мысль снять немую короткометражку о приключениях пса Барбоса и троицы браконьеров. Материалом послужил стихотворный фельетон из газеты "Правда". Его герои были безликими персонажами. Гайдай решил наделить их характерами и дать клички.
Создавая ленту о приключении с собакой, он сознательно выбрал короткий метр: в случае удачи можно было поставить полнометражный фильм, в случае неудачи с комедиями будет покончено.
Приехав в Москву, Гайдай прибежал к своему покровителю и учителю Ивану Пырьеву, который сообщил ему о запуске сатирического альманаха "Совершенно серьезно": четыре молодых режиссера приступили к съемкам короткометражных новелл. Леонид показал Пырьеву свой сценарий и спросил: "Можно я тоже поучаствую?" Иван Александрович долго всматривался в арифметические записки Гайдая и наконец сказал: "Да, смешно". Несмотря на это денег на фильм не дал, но разрешил взять оператора, художника и обрезки пленки, оставшиеся от съемок.
Юрий Никулин рассказывал, как он впервые встретился с Гайдаем на кинопробах фильма "Пес Барбос и необычайный кросс". Леонид Иович увидел его и спросил: "Вы Никулин из цирка? Ну-ка, повернитесь". Осмотрев артиста, он тихо сказал кому-то из ассистентов: "Считайте, что Балбес у нас уже есть".
"Так началась моя дружба с Гайдаем, — рассказывал Юрий Владимирович. — Работа над фильмом "Пес Барбос" шла легко, доставляла удовлетворение. Было снято огромное количество материала. И Леонид Иович проявил великое мужество, вырезая из картины большущие куски. Он ведь вырезал их с кровью, ибо в каждом из них было много смешного. Казалось, что от вынужденных купюр ломались эпизоды, но требовался лаконизм. Юмор не может быть растянутым. Если длинно, то все идет насмарку".
Четыре сюжета из "Совершенно серьезно" канули в Лету, а "Пес Барбос" уже давно радует нас и, несомненно, будет радовать наших детей и внуков. Именно эта восьмиминутная лента подарила мировому кино блистательную троицу — Труса, Балбеса и Бывалого, которые живут независимо от их создателя, появляются в картинах других режиссеров и в мультфильмах.
Наряду с превосходной троицей Вицин — Никулин — Моргунов, про которых народ стал придумывать анекдоты, не менее удачной режиссерской находкой стал Шурик, образ которого через всю жизнь гордо пронес Александр Демьяненко.
Вообще, Гайдай безошибочно подбирал актеров. Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Михаил Пуговкин, Владимир Этуш... Этот список можно продолжать долго. Наверное, нет хотя бы мало-мальски одаренного комедийным талантом артиста, не снимавшегося у Леонида Иовича.
"Бриллиантовой руки" могло и не быть
В прошлом году одному из лучших гайдаевских фильмов — "Бриллиантовая рука" — исполнилось тридцать пять лет. Без сомнения, это далеко не последний юбилей картины. Но страшно даже подумать, что этой комедии могло и вовсе не быть. А такое запросто случилось бы, если бы авторы сценария решили проконсультироваться с таможенниками.
Оказывается, даже по советским, достаточно строгим, законам можно было беспрепятственно ввезти в страну два с половиной килограмма золота. И не надо было для этого ломать руку. К великому счастью зрителей, авторы узнали об этом уже после окончания съемок.
Картина на экраны все-таки вышла, но повырезали из нее немало. Например, по сценарию Нонна Мордюкова должна была говорить: "Я не удивлюсь, если узнаю, что ваш муж тайно посещает синагогу". Чиновник из кинокомитета потребовал переделать текст: "Пусть уж лучше она говорит: "Посещает тайный дом свиданий".
На что Гайдай заметил: "Я знаю, что в Москве есть синагога. А вот о доме свиданий до сих пор не слышал. Может, вы расскажете?"
Несмотря ни на что фразу заменили, а наряду с ней и многое другое — все, что, по мнению чиновников, было антисоветским.
22 Остапа для "12 стульев"
Во многих интервью Леонид Иович признавался, что "12 стульев" — его любимая картина. Экранизировать произведение Ильфа и Петрова было заветной мечтой режиссера. На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошло аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал "примерить" шарф Бендера.
Наконец на роль великого комбинатора утвердили Александра Белявского, а Кису играл Сергей Филиппов. Гайдай был очень суеверным человеком, поэтому перед стартом съемок попросил своего ассистента разбить о камеру тарелку, на счастье. Но она не разбилась. Съемки не пошли — Киса выглядел гораздо ярче и представительнее Бендера. Сокрушенный неудачей Гайдай решился на замену актера и вместо Белявского пригласил Владимира Высоцкого.
Повторный ритуал битья тарелки, и снова неудача — фаянсовая посудина осталась невредимой. Съемки отменились только начавшись — Высоцкий запил. Гайдай впал было в отчаяние, но случайно узнал, что в одном из провинциальных театров актер Арчил Гомиашвили прекрасно играет Остапа в "Золотом теленке". Леонид Иович утвердил его без раздумий. Заветная тарелочка разбилась!
Не меньшей проблемой, чем выбор актеров, стали поиски "драгоценных" стульев. Съемочная группа обошла все местное население, но нашелся лишь один-единственный подходящий стульчик, и тот хозяйка ни в какую не соглашалась продать. Пришлось делать фотографию и заказывать ценный реквизит в Эмиратах — в СССР мастеров, чтобы изготовить стул, не нашлось.
Центр российского кино имени Гайдая
Иркутск издавна был городом кинематографическим. В Приангарье жили и работали многие яркие представители отечественного кино: Михаил Ромм, Николай Охлопков, Игорь Шешуков, Александр Сокуров, драматург Александр Вампилов, Евгений Евтушенко, Владимир Гуркин и другие. В Иркутске снимались фильмы "Февральский ветер", "Звезда пленительного счастья", "У озера", "Детский сад", "Сны о России", "Одна любовь души моей".
Дабы вернуть городу статус крупного сибирского кинематографического центра, в Иркутске открыли Центр российского кино, которому присвоили имя непревзойденного комедиографа Леонида Иовича Гайдая.

Загрузка...