Здесь никогда не говорят — "слепой"...

Иркутской школе-интернату для детей с нарушениями зрения исполнилось 110 лет

Редко услышишь, когда ученики называют свою школу родным домом, а учителей — дружной семьей. Такое действительно возможно. В апреле иркутской школе-интернату N 8 исполнилось 110 лет. Это одно из старейших учебных заведений в нашей области для детей с глубоким нарушением зрения.
Слова "слепой" здесь не говорят никогда. "В будущее — с надеждой" — такими словами встречает школа каждого, кто переступает ее порог. Здесь учат верить в свои силы и надеяться только на лучшее. Среди выпускников — доктора и кандидаты наук, педагоги и врачи, спортсмены и музыканты.

Человеколюбивые общества
Иркутская школа-интернат сильна традициями и более чем вековой историей, которую знает наизусть каждый ученик.
{Справка "Копейки"
По переписи населения 1886 года, в Иркутске 12% слепых занималось нищенством, 3% было иждивенцами благотворительных учреждений, 70% находилось на попечении родителей, и только 10% имело средства к существованию.
Раньше сочувствие к людям, лишенным зрения выражалось, только в сострадании. Но шли годы, и стало понятно: чтобы незрячие люди могли занять достойное место в жизни общества, они должны быть образованны, способны к труду и сильны духом. Для заботы о слепых в Москве и Санкт-Петербурге создали благотворительные общества. Самые крупные из них — Императорское человеколюбивое общество, Мариинское попечительство о слепых, Московское общество воспитания и обучения детей с плохим зрением.
Из архивной справки: "Совет Иркутского отделения Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых постановил открыть училище имени Н.С.Хаминова для обучения и воспитания слепых детей". Иркутский купец Хаминов передал в пользование училищу усадьбу по улице Троицкой (ныне 5-й Армии. — Авт.). В усадьбе находилось два каменных, несколько деревянных домов, баня и двухэтажный амбар.
Училище для слепых детей было открыто 21 августа 1894 года. Известна фамилия первой учительницы — Александра Петровна Попова. В первые годы среди воспитанников было порядка 15 учеников из неимущих семей. Они содержались на пожертвования купцов и промышленников.
По правилам приема, учащиеся должны были отвечать следующим требованиям: полная слепота на два глаза, возраст от 7 до 13 лет, отсутствие, кроме слепоты, других дефектов, способность к обучению. Тогда весь процесс обучения сводился к тому, чтобы сделать ребенка мелким ремесленником и и дать ему возможность зарабатывать на жизнь.
}
Слепых учили письму и плести корзины
После 1917 года воспитание слепых взяло на себя государство. Дети были зачислены на полное государственное обеспечение. Впервые в истории незрячие получили равные со зрячими права на труд и образование. Училище обучало письму, чтению, давало элементарные знания по географии, истории, знакомило с навыками простейших ремесел.
Программа обучения состояла из трех ступеней: подготовительный класс с двухлетним курсом, три школьных класса и ремесленное отделение. В подготовительном классе приучали к самообслуживанию, знакомили с предметами внешнего мира, учили правильной речи. В школьных классах изучали общеобразовательные дисциплины, Закон Божий, краткий катехизис, письмо и чтение по системе Брайля.
В ремесленном отделении воспитанников учили плести корзины, сиденья для кресел; вязанию, щеточному делу, игре на музыкальных инструментах. Но после окончания училища трудоустройством выпускников никто не занимался.
В 1923 году училище перенесли в дом по улице Степана Разина. Там открыли столярную и щеточную мастерскую — делали столы, стулья, табуретки, кухонную утварь. С 1924-го до конца 1950-х годов училище имело свою дачу около деревни Мельниково, на реке Кае. Там дети отдыхали, заготавливали впрок продукты. В Великую Отечественную воспитанники как могли помогали фронту: выступали с концертами, готовили подарки. После войны ученики, которых стало значительно больше, оканчивали в училище семилетку.
В конце пятидесятых задумали строить школу в предместье Марата, на Нестеровской горе. 1963 учебный год начался для педагогов и их воспитанников в новом здании.
Книги те же, только шрифт покрупнее
Прошли годы. Традиции, заложенные предыдущими поколениями, продолжаются и развиваются. Сейчас в школе-интернате 163 ученика. Это дети со всей Иркутской области — из Саянска, Братска, Байкальска. И даже из Улан-Удэ. Большая часть — незрячие или с остаточным зрением.
Иркутская школа — единственная в Восточной Сибири, где слабовидящие дети получают комплексное образование, рассчитанное на 12 лет. Расписание уроков ничем не отличается от расписания в массовых школах. Вот только сами уроки проходят с обязательной разминкой для глаз и рук:
— Дети попадают в школу по направлению врачей медико-педагогических комиссий, — говорит Изольда Ивановна Верхозина, заместитель директора. — У многих патологии с рождения, некоторые теряют зрение из-за перенесенных болезней, часты случаи бытовых травм. В школе учатся ребята со всей области. Конечно, у родителей нет возможности забирать их домой каждый день. Да и проезд дорогой. Поэтому дети ночуют в школе.
На первом этаже у нас классные кабинеты, столовая и мастерские. На втором — актовый и спортивный залы, на третьем — спальня. Некоторые ученики остаются в школе даже на выходные.
Примерно 20% наших школьников совсем незрячие. Они занимаются по системе Луи Брайля — рельефному шеститочию. Остальные учатся по книгам с увеличенным шрифтом. Раньше их выпускали гораздо больше. Теперь в библиотеке учебников не хватает, особенно по Брайлю.
Помимо основных предметов ребята с удовольствием занимаются музыкой, спортом; лепят, рисуют, шьют мягкие игрушки. Посещают кружки и особенно любят занятия в компьютерном классе. В школе есть клуб по интересам общения. Гости клуба — в прошлом выпускники школы, в настоящем — люди разных профессий. Они рассказывают детям об их правах, адаптации к условиям современной жизни, учат не бояться жизненных трудностей и стремиться к победам.
По нотам и на слух
С большим нетерпением ребята ждут субботы: в этот день — музыкальное занятие у Сергея Шайдурова. Он руководит ансамблем баянистов, который считается гордостью, визитной карточкой школы. Все музыканты — дети с остаточным зрением.
Сергей Сергеевич рассказывает:
— В ансамбле семь мальчишек. Они играют по нотам и на слух. У нас разные инструменты — ударные, бас-гитара, аккордеон. Мы исполняем увертюры к опере "Кармен" Бизе, "Казачий перепляс" Виктора Темнова. В основном в нашем репертуаре классическая и народная музыка. Хотя ребята с удовольствием играют Belle, битловскую Yesterday и композиции из фильма "Бригада".
Мы выступаем в госпиталях, домах инвалидов, участвуем в ежегодном фестивале среди коррекционных школ "Это мы можем". На последнем выступлении нам подарили синтезатор, который теперь нас очень выручает. Готовимся к поездке в Красноярск на фестиваль "Салют Победы", посвященный 9 мая. (мы разговаривали с Сергеем Сергеевичем до Дня Победы. — Авт.). Дети очень любят гастролировать. Последний раз мы останавливались в Усольском лицее. Там ребята вдоволь пообщались со своими сверстниками.
Увидеть мир цветным
Кружок мягкой игрушки у детей ведет Мария Спиридоновна Курбака, которая 22 года проработала в школе. Игрушки, созданные на ее уроках, — настоящие шедевры прикладного искусства. На выставке детских работ Правобережного округа ребячье творение "Праздник у мартышек" заняло первое место. Надо сказать, что работа была долгая и кропотливая — 10 ребят "сшили" настоящий обезьяний праздник! Мартышки в юбочках, с гитарами наперевес, длинноногие жирафы, упитанные бегемоты... В итоге мягкая композиция вышла на областной фестиваль.
В день 110-летия школы работала выставка-ярмарка детских работ. По словам Вадима Робертовича, учителя труда, поделки ребята мастерили с начала года. Трудились с большой охотой и упорством. На уроках домоводства и труда вышивали салфетки, из соленого теста лепили замысловатые картины, делали резные гравюры и разделочные доски. Картина "Как в сказке" сделана целиком из бисера. Ее авторы — ученики 6 "А" класса. Сказка у них своя, особенная. Это яркое, безоблачное небо, птицы и зеленый ковер травы...
Помимо кружков и секций ученики школы посещают областной центр технического творчества, где проходят занятия по информатике, программированию. В Центре образования молодежи старшеклассников готовят к разным специальностям.
Обед на восемь рублей
Есть у школы-интерната и свои насущные проблемы. Одна из вечных — постоянная нехватка денег. Помимо того, что в библиотеке уже давно недостаточно книг и учебников по системе Брайля, классы требуют капитального ремонта, а незрячие дети вынуждены сами убирать школьную территорию.
Отдельная проблема — питание. Государство выделяет на него всего тридцать рублей ежедневно. На детей-сирот приходится чуть больше. А теперь представьте, что на эти деньги учеников нужно накормить четыре раза в день. Выходит, что на завтрак (обед, ужин) приходится порядка семи-восьми рублей. Эта сумма ничтожно мала. По словам преподавателей, хотелось бы, чтобы детское питание было более разнообразным, ведь часть детей — сироты, которые едят только в школе. Правда, об этом в праздник не принято говорить...
Я не педагог, я — мама
На концерте, посвященном 110-летию школы, выпускники встречали своих учителей оглушительными аплодисментами. Не нужно слов. Знать, что бывшие ученики многого добились — высшая похвала для учителя. Самый большой подарок для него — счастливая жизнь воспитанников.
В школе-интернате работает сильный педагогический коллектив, педагоги — отличники народного образования, ветераны труда. Всю свою жизнь они посвятили детям, отдавали и отдают частичку своей души.
Преподаватель Елена Андреевна говорит, что в школе-интернате может работать не каждый:
— Всю боль нужно пропускать через себя. Десять лет назад я пришла в школу и не могу уйти. Врачи говорят: "Уходи". А я не могу. Для детей я не просто педагог, я — мама. Хочу помочь детям чем могу, вывести их в жизнь. Наша школа очень важна. Общение дает детям силу, жизненную радость. Не просто же так годы спустя они приходят на встречи выпускников. Наши ученики никогда не скажут: "Пошли в школу". Они скажут: "Пошли домой".
Директор интерната Олег Васильевич Ивкин гордится быть полезным для истории школы:
- Каждый должен быть величественным в своем деле, путеводными звездами которого являются высшие ценности — здоровые дети, умные и добрые коллеги, терпеливые родители. Я верю в то, что у наших учеников есть все жизненные шансы. Мы позволяем им реализовать таланты, социально адаптироваться, с надеждой смотреть на будущее.
Талантливых детей в школе-интернате действительно много. Шестиклассницы Таня Лопатина и Вера Морозова — спортсменки. В составе сборной России по легкой атлетике они вскоре поедут на соревнования в Сочи, оттуда — в Прагу. Выпускники школы — участники международных соревнований по легкой атлетике, чемпионы Параолимпийских игр. А в День защиты детей в Москве во Всемирном хоре ЮНЕСКО споют сибирские звездочки — воспитанники иркутской школы-интерната N 8.

Метки:
baikalpress_id:  34 354
Загрузка...