Иркутские академики ходят в школу

Им нравится решать задачи

Согласитесь, задачи из школьного учебника по математике многим взрослым покажутся весьма сложными. Однако ребята, о которых сегодня пойдет речь, назовут их простейшими и мигом разложат на свои иксы и игреки. Им задания посерьезнее подавай, академикам...

Малая академия департамента образования администрации Иркутской области появилась в Иркутске не случайно: с одной стороны, возникла потребность — областной центр вчистую проигрывал маленькому Ангарску во всех математических состязаниях, с другой — были люди, готовые взяться за дело. В 2000 году по результатам окружных олимпиад с каждой параллели 5—8-х классов иркутских школ было отобрано около десяти лучших математиков. Департамент образования оказал финансовую поддержку в рамках программы "Одаренные дети", и новый образовательный проект по подготовке математических гениев стартовал.
Мой собеседник — Николай Николаевич Штыков, кандидат физико-математических наук, доцент Иркутского госпедуниверситета, научный консультант методического центра департамента образования.
{Справка "Копейки"
Николай Штыков
Окончил физический факультет Ленинградского государственного университета, там же учился в аспирантуре и защитил кандидатскую диссертацию. Около 10 лет прожил в городе на Неве, преподавал в ЛГУ.
Выиграв конкурсы международных грантов, стажировался в Японии, США.
Область его научных интересов — философские проблемы физики. В России он едва ли не единственный ученый, который занимается их изучением.
Помимо философии, физики и математики интересуется литературой, историей, политикой, экономикой.
В совершенстве владеет английским языком, изучал японский. Увлекается философией и культурой Востока. Занимается каратэ и рукопашным боем.
С первого курса учебы в университете работает с одаренными школьниками. В данный момент готовит сборную команду города к областным и всероссийским олимпиадам.
}
— Николай Николаевич, чему учат в Малой академии?
— Основу обучения составляет углубление и расширение школьной программы по ключевым направлениям математики, от простых понятий и до самых сложных. Дополнительно к этому мы изучаем то, что когда-то в школьной программе было, но безвозвратно исчезло. В основном путем решения задач.
"Углубление и расширение школьной программы" в жизни выглядит примерно так: около 60 иркутских школьников по воскресеньям собираются на дополнительные занятия и решают задачи. Во время каникул они выезжают в летнюю школу, добровольно обрекая себя на жизнь по жесткому графику, где 16 дней — занятия, а развлечения — интеллектуальные и связанные с эрудицией игры.
"Я жизнь учил не по учебникам..."
Способ познания — задача. Правда, школьный опыт при этом, скорее, помеха, и учебник по математике здесь вряд ли подойдет. Математика в школе — дисциплина алгоритмизированная: знаешь шаблон — справишься. В нашем случае нужно быть готовым к совсем другим подходам.
— Большая часть задач, которые мы предлагаем, устроена таким образом, что надо мыслить нестандартно, побочным мышлением, интуитивно замечать что-то неуловимое, концентрироваться, искать выход из сложных ситуаций. Решение может быть совсем коротким, содержать мало вычислений, главное — догадаться. Иногда для получения результата приходится очень долго сидеть и думать, поэтому вырабатываются терпение, усидчивость — в общем, интенсивно развивается масса качеств для будущего. Со временем школьники начинают распознавать красивые задачи и процесс их решения и получения результата доставляет им большое удовольствие.
Школьник может решать задачи не как учитель скажет, а как ему в голову придет. И каждый раз педагог будет с ним разговаривать. Группы небольшие, и поэтому есть возможность за занятие несколько раз поговорить с учеником индивидуально. Поощряются оригинальные решения, никак не наказываются ошибки, а наоборот — считается, что ошибка может выявить, что человек недодумал, и научить устранять проблемы.
И вечный бой...
Три года назад Малой академией был организован первый в Иркутске турнир по математическим боям. С тех пор "военные действия" по математике развернулись не только между школами Иркутска, но и Ангарска, Шелехова, Усолья-Сибирского.
— Матбои — опыт питерский. Это командные соревнования, тактически сложные и даже слегка стрессовые, в общем, для школьной практики нетипичные. Во время встречи команды должны заработать баллы путем верного построения собственного решения и активного прессинга при оппонировании соперника. Борьба за каждый балл, как правило, идет тяжелая. Выглядит бой достаточно зрелищно, когда школьники демонстрируют способность разговаривать, вести дискуссию, проявляют быструю реакцию.
Сильнейшие выходят на всероссийский уровень и побеждают. На Колмогоровском турнире по математическим боям, который проходил в конце 2003 года в Москве, команда, основу которой составили иркутские школьники, стала победителем, уверенно обыграв фаворитов соревнований — девятиклассников из Санкт-Петербурга. Геннадий Андреев, Андрей Дружинин (лицей N 2), Сергей Зоркин (лицей ИГУ), Михаил Серебряков (лицей-интернат N 1) — наша математическая элита. Кроме того, Андреев и Зоркин привезли из Москвы дипломы в личной олимпиаде второй и третьей степени, приумножив тем самым количество призов в общем зачете академии.
Три года назад "академики" прорвались на Всероссийскую математическую олимпиаду. Два последних года ребята возвращаются с "серебряными" дипломами. Теперь есть и турнирное золото.
Мир — конструктор
— Математически одаренные дети мне кажутся особенными...
— Мир математики — это сконструированный мир. Наши ребята подготовлены на определенную работу с некими объектами, которых в природе не существует. У Набокова в "Защите Лужина" есть замечательная фраза: "Лужина стали раздражать шахматы как фигуры, как тяжесть материальная, он носил их в сознании, решал в уме". Кому-то нравятся конструкторы реальные, они любят собрать из них что-то целое, творчески поработать руками. Здесь примерно то же самое, только в сознании. Мир объектов дан сознанию с множеством различных правил. Очень интересно, как элементы самых разных частей и конструкций прекрасно между собой согласованы. И чем глубже ты начинаешь понимать математику, тем большее удовольствие тебе это доставляет.
Кстати, представляя образ типичного математика, как правило, выдергивают частные случаи: рассеянный профессор, он все время погружен в себя. Конечно, это преувеличение. Согласен, такие люди где-то могут быть ограничены — хотя бы в силу того, что слишком много времени тратят на математику. Но опыт показывает, что они достаточно хорошо разбираются в вещах от математики далеких. Кто-то любит кино, ктото музыку. Единственное, что они всегда сохраняют, — это способность анализа. Привязанность к логике не позволяет им иногда фантазировать, но не так чтобы сильно. Зато они более организованны, собранны, рассудительны.
Терпение и упрямство приветствуются
— Вероятно, не всякий школьник выдержит учебу в вашей академии. Там, где есть рейтинг (больше-меньше решил задач), слабому не место?
— Это скорее зависит от самого школьника. Он может раз от раза заметно меньше решать задач, но посещать занятия все равно. Что-то есть такое, что человеку нравится, это очень сложно иногда понять. В прошлом году одна девочка ходила в сильную группу, в которой ребята уже год интенсивно занимались. Ей было очень тяжело, она справлялась с совсем малой частью задач, многое ей было непонятно, тем не менее она целый год настойчиво продолжала занятия. И сегодня чувствует себя гораздо увереннее.
Упорству этой девочки можно позавидовать и пожелать его многим иркутским школярам. Согласно статистике, базовая математическая подготовка в Иркутской области достаточно низкая. Результат последней окружной олимпиады по математике показал: из 681 участника — школьников 9—11-х классов — 512 не решили ни одной задачи. В Ленинском округе из 55 одиннадцатиклассников лишь двое справились с одной задачей, остальные 53 не одолели и ее. И вообще, на несколько десятков тысяч школьников Иркутска 60 одаренных математиков — это немного, согласитесь...
Правда, педагогов, которым нужно быть академиками вдвойне, чтобы юные дарования к победам подготовить, в городе тоже не так много. Среди нынешних преподавателей академии — люди неординарные и в математических кругах даже знаменитые. Так, Всеволод Воронов, студент 4-го курса института математики и экономики ИГУ, — обладатель третьего диплома всероссийской олимпиады, к которой он готовился самостоятельно. Случай фактически исключительный. Его принимали без экзаменов в МГУ, и все ожидали, что он уедет. Всеволод остался. Остальным "академикам" повезло не меньше — их, как правило, обучают кандидаты наук.
В группах у Николая Штыкова учатся школьники не просто одаренные, но будущие ученые и профессиональные математики. Требования жесткие: математика — высшая, работа — самостоятельная, зачеты — своевременные, дисциплина — строгая. Без этого восьмикласснику интеграла не вычислить, 50 задач в неделю не решить. Сосредоточенность и серьезность, терпение и упрямство приветствуются...
...Постоянный труд и упорное желание достичь поставленной цели — похоже, другого способа стать человеком еще никто не изобрел. Мораль очевидна: восполнение недостатков школьной программы для академии не есть цель. Вернее, есть цель-минимум. Сверхзадача — преобразование по жизненно принципиальной схеме: ребенок — личность — профессионал. Он подготовлен, потому что готовился. Что называется, решил задачу — и получил результат: инструменты для понимания окружающего мира и формирования собственного "я". Заслуженную инструкцию к конструктору под названием жизнь.

Метки:
baikalpress_id:  33 261