"Ангара" — ракета-носитель нового поколения

Первая ступень космического извозчика нового поколения "Байкал", отработав свое, будет возвращаться на Землю

Впервые чудо-технику — перспективную легкую ракету-носитель "Ангара-1.1" — Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. Хруничева показал широкой публике на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже во Франции в 1999 году.
Очевидцы свидетельствовали, что иностранные спецы, охочие до чужих секретов, как мухи вокруг сладкого пирога, кружили у стенда с ракетой-носителем нового поколения "Ангара" с возвращаемой на Землю первой ее ступенью — "Байкалом".

В споре космического масштаба победила "Ангара"
В течение последних десяти-пятнадцати лет ведущие предприятия российской авиационно-космической промышленности на конкурсной основе исследовали перспективные космические транспортные системы. В августе 1994-го в этом соревновании победил ГКНПЦ имени М.В.Хруничева (основным партнером центра является НПО "Молния". — Авт.), предложивший систему средств выведения под названием "Ангара".
На пресс-конференции в Ле-Бурже ведущий специалист Центра Хруничева Андрей Гербышев заявил, что новинка не имеет технических аналогов в мировой практике ракетостроения: "Сущность новизны заключается в том, что раньше при запуске ракет первая ступень после "отхода" произвольно падала на Землю, чем создавала экологическую и физическую опасность для заданного региона ее падения. Теперь эта ступень после отделения превращается в управляемый космический аппарат (КА), который может быть направлен в необходимый район посадки". Управляемую ступень назвали "Байкал".
Сам ряд РН семейства "Ангара" делится на два взаимоувязанных параллельных направления: традиционные одноразовые носители легкого, среднего и тяжелого классов на основе универсального ракетного модуля (УРМ) и ракеты, аналогичные по классам, но на основе "Байкала" в качестве блока первой ступени. Ракеты-носители создаются с максимальным использованием имеющегося технологического задела и инфраструктуры космодрома Плесецк.
Ряд одноразовых носителей состоит из РН легкого класса — "Ангара-1", среднего — "Ангара-3" и тяжелых — "Ангара-5". Концепция этого ряда идентична разрабатываемым в США семействам РН одноразового применения EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle).
ГКНПЦ им. М.В.Хруничева в результате поиска внебюджетных источников финансирования подписал в 2000 году соглашение о сотрудничестве в использовании РН "Ангара" с американской корпорацией "Локхид-Мартин". Предполагается также модернизировать стартовый комплекс на космодроме Плесецк, при этом "Локхид-Мартин" выделила на маркетинг "Ангары" 68 млн долларов.
"Байкал" многоразового использования
Спустя два года из Шереметьево во Францию "Байкал" улетел рейсом авиакомпании "Волга-Днепр" на грузовом самолете Ан-124-100 "Руслан" улетел "Байкал".
Он занял центральное место в российской экспозиции на 44-м авиакосмическом салоне Paris Air Show-2001. Три года назад это была единственная новейшая разработка российских конструкторов. После этого была выставка на МАКСе в Жуковском.
"Байкал" представляет собой первую ступень "Ангары", обладающую уникальной способностью многоразового использования. По окончании работы эта ступень не падает на Землю, а с помощью имеющихся у нее авиадвигателей и выдвижных крыльев возвращается на место старта. В носовой части "Байкала" предусмотрена двигательная установка, которая успешно применяется на истребителе МиГ-29. Она служит для его посадки на аэродром, вблизи космодрома. Отдельные элементы опор шасси, системы выпуска шасси, системы торможения колес аналогичны соответствующим агрегатам самолета МиГ-23. Верхняя и носовая части ступени покрыты теплозащитным слоем.
Вообще, в составе "Байкала" широко применяются заимствованные у других типов авиационно-космической техники комплектующие изделия, при необходимости доработанные под условия эксплуатации многоразового ускорителя. Помимо упомянутых это аппаратура бортового комплекса управления, электрогенераторы и аккумуляторы, телеметрическая аппаратура, используемая в космической технике, парашютно-тормозная установка и многое другое. Такой подход снижает технический риск, сроки и затраты на создание, обеспечивает высокие показатели надежности и безопасности.
Основным проблемным вопросом многоразового использования ускорителя "Байкал" является создание многоразового криогенного бака, многоресурсного двигателя и технологий наземного межполетного обслуживания.
Пока "Байкал" рассчитан на 25 запусков. В дальнейшем их число предполагается увеличить до 200.
Насколько экономически выгодной окажется достаточно дорогая создаваемая система, будет зависеть от разных факторов, и среди них много нерешенных технических задач. Многое зависит от темпов и объемов финансирования, количества заказов на запуск. Поскольку рынок носителей легкого класса переполнен, программу может поддержать только использование "Байкала" в средних и тяжелых носителях.
Использованы материалы информационных агентств, журнала "Крылья Родины".

Метки:
baikalpress_id:  32 870