К нам приехал великий Рубенс

Семнадцать гравюр, выполненных с картин выдающегося фламандского живописца, размещены в филиале Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева. Все они — собственность московских коллекционеров, любезно предоставивших иркутянам возможность почти два месяца (с 26 февраля по 11 апреля) любоваться своими сокровищами. Спонсоры и организаторы выставки — московская фирма "Онифекс" и иркутская студия "Акцент".

Питер Пауль Рубенс (1577—1640 гг.) считается одним из основателей фламандской гравировальной школы, поднявший, по отзывам современников, искусство гравировки на небывалую до него высоту.
Любопытно, что сам Рубенс очень мало работал в этом жанре. Но — гений во всем остается гением — умело организовал рекламу собственного творчества. Рубенс тщательно подбирал молодых талантливых граверов, которые выполняли копии его живописных шедевров. При этом контроль за качеством был настолько суровым, что у исполнителей нередко сдавали нервы. Современники рассказывают, что после бесконечных поправок и придирок один из учеников мастера, Лукас Ворстерман, набросился на него с кочергой. О дальнейшем история скромно умалчивает. Не скрывая однако, что после этого случая специальным указом правительницы Фландрии Рубенсу была выделена охрана.
В относительно короткой, но бурной жизни великого фламандца немало подобных эпизодов.
— Гравюры с картин Рубенса в нашем музее — большой выставочный проект, в основе которого частные собрания московских коллекционеров, — сказала заместитель директора музея Т.П.Огородникова. — Автором идеи и куратором всего проекта является известный московский предприниматель, директор фирмы "Опифекс" Святослав Серов. Под его руководством большой коллектив специалистов, в том числе известные российские искусствоведы Сергей Стародубцев и Андрей Гамлимцкий, а также московский фотохудожник и дизайнер Ренат Сулиманов проделали большую работу по подбору гравюр, оформлению выставки и составлению великолепного каталога.
Искусство гравюры менее доступно для широкой публики, чем живопись или скульптура. Здесь свой мир, свои законы. Эти небольшие листы — не просто копии, а самостоятельные произведения, выполненные мастерами XVI—XVII веков. Ликующий мир живописи Рубенса необыкновенно созвучен современным культурным и общественным процессам. Он источник нашего нравственного совершенствования.
Впрочем, широкая иркутская публика, судя по всему, особого интереса к Рубенсу не испытывает.
— Сходите посмотрите нашу выставку, уговариваю всех своих знакомых, — рассказывает смотритель музея М.Н.Черемных. — А зачем, отвечают мне, мы по телевизору все посмотрели. Ходят в основном школьники, студенты, художники. Кроме них посетителей почти нет.
Мне повезло — небольшая группа ребят внимательно рассматривала гравюры.
— Хочу познакомить своих учеников с выдающимися произведениями мирового искусства. Недавно мы изучали творчество Рубенса, а теперь вот можем увидеть его шедевры своими глазами. Это большая, хотя и очень редкая удача, — прокомментировала происходящее преподаватель областной школы искусств Т.С.Мухонина. — Жаль, конечно, что кроме нас здесь никого нет.
Думаю, что великий художник, живописец, дипломат и коммерсант Питер Пауль Рубенс согласился бы с Татьяной Сергеевной: действительно жаль.

Метки:
baikalpress_id:  34 394
Загрузка...