Гаишники хотят крови

Волна мелких ДТП с головой накрыла подразделения дорожно-патрульной службы

Сказать, что с вступлением в силу Закона об ОСАГО инспекторам ДПС добавилось работы по регистрации дорожно-транспортных происшествий, — значит, не сказать ничего. Подразделения ГИБДД оказались просто не готовы к настоящему валу мелких ДТП, которые теперь тоже нужно оформлять.

По неофициальным оценкам иркутских инспекторов, еще в прошлом году более чем в половине дорожных аварий без тяжких последствий их участники обходились без вызова гаишников. Разбирались сами: быстро, по справедливости или по понятиям — тут уж у кого как получалось. Нынче эту устаревшую схему "разбора полетов" еще применяют менее 10% попавших в аварию. Остальные вызывают дежурные экипажи ДПС.
В результате теперь только в Иркутске за день количество заявок переваливает за полсотни. Пробитые машины часами стоят в ожидании гаишников, перегораживая проезжую часть и создавая пробки. А пять-семь экипажей батальона дорожно-патрульной службы безостановочно колесят по городским дорогам, оформляя происшествия. И их сил явно не хватает.
Вместе с дежуркой ДПС
Когда в составе дежурного экипажа ДПС корреспонденты "Копейки" выехали на первую заявку, картина дорожно-транспортного происшествия, представшая нашему ввзору на улице Ширямова, совсем не поражала размахом нанесенного ущерба или какими-то любопытными подробностями произошедшего: "девятка" при обгоне зацепила грузовик-полуприцеп и лишилась задних фонарей.
Но для дежурного экипажа нет разницы — фара ли у машины разбилась или колеса вместе с движком отвалились. Оформляется все долго и тщательно.
— Вопреки слухам, после 1 января, когда наличие полиса ОСАГО стало обязательным, порядок оформления ДТП не изменился никак, — рассказывает Александр Барташов, сотрудник пресс-службы ГИБДД Иркутска. — Инспектора так же составляют схему происшествия, протоколы, берут объяснения у водителей.
Но в страховую компанию и с документами по ДТП автомобилист идет уже сам. А поскольку даже за царапину на крыле страховку можно получить лишь в том случае, если факт аварии официально зафиксирован, то гаишникам просто нет покоя. В разговорах инспектора уже с грустью вспоминают прошлый год, когда их не дергали из-за всякой ерунды.
Мелочь, а неприятно
...Пока мы оформляли происшествие на улице Ширямова, совсем рядом, у автозаправки, дежурку дорожно-патрульной службы уже больше часа ждала другая пара автомобилей. И здесь ничего необычного: одна "Тойота" по гололеду догнала другую и нежно приложилась к ее бамперу. Процесс оформления начинается вновь.
— А не жалко вам времени, потраченного из-за этой мелочи, на ожидание экипажа ДПС? — глядя на царапину на бампере и слегка вмятую крышку багажника, спросил я водителя первой "Тойоты".
— Сейчас мастер подъехал, он оценил этот ремонт в восемь тысяч рублей, — ответил мужчина. — В день я столько не зарабатываю, поэтому считаю, что не зря потратил время.
Кузовщик сразу предложил обоим автомобилистам компромиссную схему — чтобы времени не тратить и с миром разойтись: пять тысяч платит ему виновный за ремонт первой "Тойоты" — и все довольны. Но виновный, женщина-водитель второй "Тойоты", категорически против: она уже оплатила свою автоответственность, о чем свидетельствует страховой полис.
Пока идет общение водителей между собой, с автомастером, инспекторами, разрастается пробка. Поток транспорта, извиваясь, меняет направление. По сугробам, по встречной полосе, через колею все пытаются объехать аварийные машины. И тут же, всего в десяти метрах и на наших глазах, автокран по гололеду догоняет микроавтобус, прилично видоизменяя профиль его задней двери.
Теперь в очередь на "разбор полетов" встали и эти два автомобиля, что максимально усложнило движение. И добавило экипажу дежурки ДПС работы еще минимум на час.
Нет, это не кончится никогда, подумали мы и поехали в редакцию.
Аварийные комиссары придут на помощь?
По мнению руководства ГИБДД России, подразделения на местах оказались не готовы быстро и своевременно оформлять мелкие аварии на дорогах. Да и участие инспекторов в разборе ДТП, которые обошлись без жертв и пострадавших, совершенно не обязательно. Об этом не так давно заявил зам. министра внутренних дел России генерал-полковник милиции Сергей Щадрин. По его словам, "если в результате ДТП — только механические повреждения, нет крови и телесных повреждений, ГИБДД там делать нечего".
МВД РФ предлагает возложить процедуру составления схемы ДТП на самих участников аварии, а разбором таких случаев должны заниматься специальные экспертные комиссии при страховых компаниях.
По некоторым данным, страховые компании уже начинают задумываться о создании собственных команд аварийных комиссаров, которые освободили бы гаишников от необходимости выезжать на аварии без пострадавших.
Если соответствующие предложения будут представлены правительству России и рассмотрены достаточно быстро, можно ожидать, что пробок на местах ДТП станет значительно меньше и автомобильный народ перестанет возмущаться.

Загрузка...