Настоящая школа будущих капитанов

Если хочешь узнать, как живут курсанты, то разведку боем стоит начинать не с учебных корпусов, а со столовой. Журналисты Издательского дома "Номер один", работая в рамках проекта 44 в Усть-Куте, так и сделали, отправляясь в гости к воспитанникам Осетровского речного училища.
Салат, мясное ассорти, первое, второе и десерт как нельзя настраивали на рабочий лад. Причем меню нежданных гостей и самих курсантов ничем не отличались. Будущие капитаны охотно показывали учебные корпуса и с готовностью делились планами на будущее.

Следуя мальчишеской мечте
Осетровское речное училище со дня своего рождения играло и продолжает играть заметную роль в жизни огромного региона. Было время, когда стать курсантом было столь же престижно, как и поступить в преуспевающий вуз. В осетрово мечтали попасть мальчишки из Бурятии, Читинской области, Новосибирска, Читы и всей Иркутской области. Причем приезжали не только уроженцы населенных пунктов, каким-то образом связанных с Ангарой или с Леной, но и абсолютно сухопутных районов. Забавно, но некоторые мальчишки не знали, что Усть-Кут — город трех названий. На самолет необходимо брать билет до Усть-Кута, на поезд — до станции Лена и на речной транспорт — до Осетрово.
Общую географию поступающих подорвали рыночные отношения. Сейчас процентов восемьдесят пять курсантов — жители Усть-Кута, а учебное заведение выполняет еще и стабилизирующую роль. Не будь его, и сотни подростков, которые не смогли уехать учиться в другие города, вышли бы на улицу. А в училище — флотская дисциплина, распорядок дня, вахта и все такое. Очень серьезно здесь занимаются военно-патриотической работой. Начиная с 1984 года курсанты выступают на всех Всероссийских соревнованиях за Иркутскую область, а уж на губернском уровне будущим капитанам просто нет равных.
Кораблик в разрезе
Гордостью речников является лаборатория судовых энергетических установок. Для наглядности представьте кабинет, где установлено судно в разрезе.
— Это лаборатория для теоретического и практического обучения курсантов механизмам, энергоустановкам, — рассказывает завлабораторией Валерий Семенович Калистратов. — Если коротко: ребята приходят сюда на втором курсе, а на четвертом сдают государственный экзамен. Мы постарались собрать большинство двигателей, которые состоят на вооружении речных судов Ленского речного бассейна. Сама лаборатория функционирует около двадцати лет, долгое время была открытой, а недавно сделали второй этаж, где строим капитанскую рубку, там же оборудован класс теоретической подготовки. Своими силами принесли корму. Здесь нос, а середины нет, поскольку это машинное отделение любого судна. У нас это различные двигатели. Такой кораблик в разрезе. Вот нос оборудован якорями, можно их бросить в песочный ящик или поднять. Можем в любое время "причалиться" к берегу. Вскоре оборудуем рубку, оснастим сигнальными огнями, мачтой, рулевой установкой — и она будет действующей.
Училище может стать колледжем
— Чтобы ребята не выезжали за город, мы провели маркетинг наиболее востребованных специальностей, стали проводить наборы юристов, финансистов, организаторов предпринимательской деятельности, — рассказывает начальник речного училища Анатолий Антонович Сундуков. — Два года назад появилась специальность "Автоматизированная система управления". Сегодня готовим в общей сложности специалистов по девяти специальностям на дневном отделении. Кроме этого есть еще вечернее и заочные формы обучения. Стараемся реагировать на рынок специальностей. Открыли для себя новую нишу и дали возможность заработать предприятиям. Многие леспромхозы на сегодня нуждаются в вальщиках леса, кряжовщиках, сучкорубах, крановщиках, водителях разных категорий. Братский ЛПК специально обратился к нам со своей проблемой — некому стало водить плоты по Братскому морю. Пришлось вначале учить рулевых ускоренно, сейчас группа в 27 человек учится заочно.
— Анатолий Антонович, рынок коснулся всех. За счет чего удалось удержаться на плаву в эпоху круговых неплатежей?
— Когда финансовые поступления уменьшились, пришлось думать о введении коммерческих специальностей, учебные суда стали использовать в перевозке транзитных грузов, брать в аренду дополнительные суда, пустили "Газель"-такси, организовали подсобное хозяйство — в общем, выжили. Со временем наш коммерческий заработок стал превышать бюджетное финансирование.
Сейчас помощь государства вновь превалирует, а то дело доходило до того, что на коммунальные услуги отпускали четырнадцать тысяч рублей в год, а этих денег хватало всего лишь на один день.
— Материальная база велика?
— На вооружении училища состоят два учебных судна и теплоход "Московский", который в этом году дошел от Усть-Кута до Тикси, его у нас арендовал Иркутский научно-исследовательский институт, куда приезжали американцы в рамках международной программы для обследования воды. Есть баржа, арендуем еще суда для перевозок различных грузов. Одна из основных задач на сегодня — сохранение материальной базы учебного заведения, чтобы мгновенно сориентироваться на рынке профессий. Потребуется определенная специальность, а мы должны тут же начать набор курсантов.
— Что ждет училище в перспективе?
— В перспективе училище планирует стать филиалом Новосибирской академии водного транспорта и станет называться Ленским колледжем водного транспорта.

Метки:
baikalpress_id:  34 411
Загрузка...