"Ангара": две жизни одного ледокола

(Продолжение. Начало здесь)

В соответствии с военным временем
Разгорелась Гражданская война. По предписанию начальника штаба Прибайкальского фронта Меера Трилиссера в Лиственничном начали готовить флот к военным действиям, в том числе и "Ангару". На ледоколе установили две полевые пушки и четыре станковых пулемета "Максим", капитанскую рубку обшили мешками с песком. "Ангара" стала активной участницей боевых действий: вела разведку у станций Утулик, Мангутай, обстреляла бронепоезд, участвовала в десантных операциях и освобождении села Голоустного от белочехов. В середине августа 1918 года сгорел ледокол "Байкал" — белогвардейский снаряд угодил в корму, начался пожар, спасти судно было невозможно.
Осенью 18-го года собственником "Ангары" снова стала Байкальская железнодорожная переправа. В соответствии с расписанием почтово-багажных рейсов по Байкальскому озеру парохода "Ангара" на навигацию 1919 года ледокол ходил один раз в две недели по вторникам утром от пристани Байкал до Нижнеангарска и заходил по пути в Голоустное, Песчаную, Крестовую, Малое море, Горячинск, на остров Ушканий, Курбулик, Котельниковский маяк, Горемыку.
Ледоколу довелось стать и местом массового убийства. В конце 1919 года под Иркутском была отбита атака атамана Семенова. Он отступил к Байкалу, вслед за ним из города сбежал генерал Сычев и захватил с собой 31 заложника из тюрьмы, считавшихся противниками колчаковского режима. Всех арестованных поместили на ледоколе в каютах третьего класса. 6 января 1920 судно вышла из порта Байкал в направлении Лиственничного. Заложников по одному выводили на палубу, били по голове и сбрасывали за борт.
Весной этого же года командарм 5-й армии Матиясевич получил сведения о возможной оккупации Японией Восточной Сибири и отдал приказ об укреплении сухопутных и водных границ. Одновременно началось формирование Сибирской военной флотилии, на Байкале был создан Байкальский отряд судов под командованием Евгения Фрейберга. На озеро доставили 8 легких боевых катеров. "Ангара" под командованием Отта стала флагманом Байкальского отряда. Ледокол вооружили четырьмя морскими дальнобойными орудиями, а также снабдили радиотелеграфной станцией. Большую часть команды заменили прибывшими моряками с Балтики. И снова "Ангара" стала военным кораблем.
Коварные льды Байкала
До декабря 1922 года обстановка на Байкале оставалась неспокойной. Ледокол отправили в очередной рейс в Баргузин. Уже на обратном пути в районе Горячинска корабль затерло льдами, где ему и пришлось оставаться до весны.
Более крупную аварию потерпела "Ангара" в конце 20-х годов. Судно шло в сплошных льдах в районе полуострова Святой Нос. Впереди возникли высокие торосы. Вахтенный скомандовал рулевому взять влево, чтобы обойти их. Корабль накренился, и вдруг "Ангару" потряс сильный удар — судно напоролось на "банку" (участок морского дна, над которым глубины значительно меньше окружающих), и она завалилась на правый бок. Вода хлынула в большую пробоину. Спасло ледокол то, что он зацепился днищем за "банку". Команду эвакуировали в Усть-Баргузин, а полузатопленная "Ангара" так и осталась зимовать на месте аварии.
Летом судно подняли, 6-метровую пробоину заделали с помощью цементного ящика, и какое-то время "Ангара" плавала с ним. Затем было принято решение о капитальном ремонте судна.
В мае 1932 года "Ангара" вышла в рейс под командованием Михаила Русанова, сосланного на Байкал с Черного моря. В этом же году сильный шторм выбросил на берег пароход "Лейтенант Шмидт", и ледокол стал вместо него ходить по Ангаре, от Иркутска до Заярска, перевозить пассажиров, грузы, буксировать баржи и плоты.
Женская команда "Ангары"
В 1941 году составили проектно-сметную документацию на капитальный ремонт судна. Но начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула ремонт на неопределенное время. "Ангара" стала работать в еще более напряженном режиме: доставляла на север Байкала разные грузы, оттуда — полные трюмы омуля, перевозила эвакуированных. Ушедших на фронт из команды "Ангары" заменяли женщины — они трудились матросами, кочегарами и даже рулевыми.
О капитальном ремонте снова заговорили лишь в 1949 году. Сначала пришлось отремонтировать стапель, чтобы поднять судно на берег, а потом уже дело дошло и до "Ангары". Корабль снова спустили на воду 10 лет спустя: 25 июля 1960 года ледокол покинул порт Байкал и взял курс на Усть-Баргузин. Ледокол успешно справлялся со всеми поставленными задачами.
Однако в навигацию 1963 года "Ангару" уже не пустили: по техническим показателям теплоход "Коммунист" уже превосходил старушку. Судно осталось стоять в порту в ожидании решения его судьбы.
Старушку списали на пенсию
В 1967 году ледокол передали Иркутскому областному комитету ДОСААФ. "Ангару" отбуксировали в Иркутское водохранилище. Сначала она стояла в заливе на 21-м, потом на 28-м километре Байкальского тракта. В 1975-м ДОСААФ отказался от "ржавого балласта". Что делать с легендарным кораблем, не знал никто.
Накануне празднования 60-летия Октябрьской революции горисполком принял решение о восстановлении судна и об открытии на нем музея истории революции и Гражданской войны в Сибири. "Ангару" отбуксировали сначала залив у плотины ГЭС, затем — в водохранилище у Мельничной пади, где из-за сильного ветра она опрокинулась набок и наполовину затонула. В воде легендарный ледокол провел несколько лет. Общественность города искала способы привлечь внимание властей к погибающему кораблю, найти средства на его восстановление.
Второй день рождения
В мае 1987 года облисполком принял решение "О мерах по дальнейшему улучшению охраны, реставрации и использованию памятников истории и культуры в свете решений 17-го съезда КПСС". В этом решении один их пунктов касался "Ангары": "Иркутскому горисполкому совместно с Восточно-Сибирским речным пароходством рассмотреть возможность реставрации и использования ледокола "Ангара". Чиновники отнеслись к этому без энтузиазма, ссылались на отсутствие денег, технические причины. На пленуме Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) было решено собрать средства на ремонтно-восстановительные работы за счет добровольных взносов от граждан и трудовых коллективов и официально сообщить об этом горисполкому. Власти определили заказчиков, подрядчиков, и работа началась.
Летом 1988-го началась подготовка к поднятию "Ангары", а уже в январе следующего года в Чертугеевском заливе на судне полным ходом — с 8 до 23 часов, без выходных — шла работа по восстановлению ледокола.
В 1990 году отреставрированный ледокол занял свое почетное место в заливе ГЭС у специально построенного пирса. Весной 1991 года состоялось торжественное открытие "Ангары", переданного в вечное и безвозмездное пользование Иркутскому отделению ВООПИК. В то время в нем размещалась экспозиция Иркутского краеведческого музея "История судоходства на Ангаре и Байкале".
С 1993-го по 1997 годы помещение "Ангары" арендовала редакция газеты "Номер один". Специально для журналистов оборудовали нижнюю палубу, которую в шутку называли трюмом. На средней палубе работал технический персонал редакции, на верхней — руководство. За четыре года корабль не раз посещали репортеры столичных и зарубежных изданий, которые живо интересовались как необычной редакцией, так и зарождением газеты новой формации.
В данное время на корабле размещается культурно-досуговый центр Иркутского речного отделения общества охраны памятников "Ледокол "Ангара". В нем работают морской клуб "Встреча поколений", детская студия архитектуры и дизайна "Байкаленок", в ближайшем будущем начнет свои занятия детская морская школа.
Сотрудники центра готовят открытие экспозиции по истории ледокола "Ангара", рассказывающей о судьбах людей, так или иначе связанных с кораблем. Уже собрано множество фотографии, документов. Есть даже предположения, что на "Ангаре" ходил адмирал Колчак. Экспозицию планируется открыть к 2005 году — к 105-летнему юбилею "Ангары".
Использована информация исторического очерка В.В.Вертянкина "История ледокола "Ангара".

Загрузка...