Еще один способ остаться без машины

И как с ним бороться

Не ожидал, что мой недавний телерепортаж о том, почему горят машины, так за живое заденет автомобилистов. Все-таки пожар в машине — вещь редкая. Другое дело ДТП, каждый день рискуем, выезжая на дороги. Но оказалось, что эксперимент, проведенный с автоогнетушителем, заставил зрителей подумать о спасении своих машин.

Автомобильные пожары специалисты относят к редким, так называемым саперским случаям. Их особенность в том, что одного раза достаточно, чтобы случилось непоправимое.
Почему горят машины
По данным УГПС МЧС, ежегодно в Иркутской области сгорает около 250 автомобилей. Много это или мало? Как посмотреть. К слову, сгоревшую машину восстановить невозможно.
Так почему они горят? Причин здесь несколько: подтекает топливо, неисправность электропроводки (изоляция провода может постепенно перетереться о соседнюю деталь), образование искр при столкновении или опрокидывании, неосторожная работа во время ремонта. Где-то на уровне одной четверти от общего числа оценивается и количество криминальных пожаров.
Кроме того, число возгораний увеличивается с наступлением холодов. Автовладельцы утепляют моторные отсеки различными неплохо горящими материалами, отогревают замерзшие двигатели факелами, паяльными лампами.
Нередко владельцы дорогих и современных авто уверены, что пожар как следствие неисправности их ласточке не грозит. Пожарные другого мнения. Одинаково хорошо, ярко и быстро, говорят они, горит как древний жигуль, так и новенький, к примеру, "Фольксваген".
По словам Валерия Перфильева, заместителя начальника УГПС МЧС Иркутской области, современный автомобиль сгорает полностью минут за десять, а то и быстрее. Такая скорость объясняется тем, что объект пожара небольшой, а горючая загрузка высокая. Поэтому-то распространение огня происходит очень интенсивно. И если самостоятельно не попытаться остановить распространение огня, то к приезду пожарных от машины останется только обгоревший каркас.
Бегом от огня
Профессионалы из пожарной охраны могут потушить любой автомобиль очень быстро. Но как показывает практика, простой водитель, когда машина загорается, не знает, что делать.
Чтобы не потерять свою машину навсегда, каждый автомобилист должен четко представлять свои действия в случае возгорания. Но это в идеале.
— Я несколько раз был свидетелем автопожаров, — рассказывает Валерий Перфильев. — Автомобиль загорелся, задымил. Сначала все выбегают врассыпную, потом вспоминают, что машину-то надо тушить. Начинают искать огнетушитель. А огнетушитель у нас обязательно в багажнике. А в России багажник — там чего только нет.
Огнетушитель замедленного действия
Итак, вам все же удалось обнаружить в горящей машине огнетушитель. К сожалению, это еще ничего не значит. Во-первых, нужно точно знать, как им пользоваться. А во-вторых... А вообще-то ваш огнетушитель рабочий?
В этом-то и заключался эксперимент, показанный в моем телерепортаже. Я решил проверить автоогнетушитель, с которым проездил более двух лет. Способ проверки самый простой: нужно было что-нибудь потушить. Иркутские пожарные на своем учебном полигоне внутри того, что раньше являлось транспортным средством, развели для меня небольшой костерок — подожгли покрышку. И я в непосредственной близости от пламени сорвал с красного баллона предохранительный колпачок...
Дальнейшие события показали, что инструкцию, как тушить пожар в машине, мне можно было и не учить. Все равно бы машина сгорела. Мой огнетушитель, единственная надежда на спасение, фыркнул, чихнул, выдал скромную струйку чего-то белого. И благополучно издох. И с этим я ездил два года!
Правила дорожного движения обязывают иметь огнетушитель и менять или перезаряжать его каждые три-пять лет. Однако проверка ГИБДД показывает, что в восьми из 10 автомобилей огнетушителя нет или он давно не работает.
Показателен случай, произошедший не так давно в Москве. При переезде через трамвайные пути загорелась "шестерка": слетел шланг подачи топлива, бензин полился на горячий мотор, и машина вспыхнула. Остановившиеся водители шести (!) других машин ничего сделать не смогли — у всех огнетушители оказались нерабочими. А "шестерка" сгорела дотла.
— Мы ведь все покупаем огнетушители не для себя, а для ГАИ, чтобы техосмотр пройти, — считает Валерий Перфильев, замначальника УГПС МЧС. — Пока водители не поймут, что огнетушитель нужен для другого, что без него автомобиль обречен, машины будут гореть.
Огнетушитель надежный. Какой он?
Выбор огнетушителей сейчас весьма приличный. Специалист Фонда пожарной безопасности Иркутской области Андрей Кударенко прежде всего советует приобретать огнетушители не одноразовые, а те, которые могут перезаряжаться. Оптимальный объем — от двух до пяти литров. В любом случае с таким баллоном до приезда пожарной охраны можно продержаться.
— При выборе автоогнетушителя, — говорит Андрей, — нужно обратить внимание и на простоту работы с ним. И обязательно требуйте всевозможные сертификаты и инструкции.
Специалисты советуют приобретать порошковые или хладоновые огнетушители. Как исключение можно иметь и углекислотные устройства, но они менее эффективны и часто не справляются с разросшимся пожаром. Кстати, современные отечественные огнетушители не уступают, а часто превосходят импортные по качеству и сроку службы.
Новое оружие против огня
Не так давно у нас в России разработаны и вовсю устанавливаются стационарные средства защиты, которые срабатывают автоматически или от нажатия кнопки под рулем. Одно из самых популярных — "Допинг-2".
Устройство выделяет огромное количество аэрозоля в виде белых клубов дыма, который и подавляет пламя. "Допинг" тушит огонь в течение пяти секунд и еще 20 секунд работает, чтобы исключить повторное возгорание. Для человека дым от "Допинга" безвреден, в облаке без последствий можно находиться 15 минут. А мотор запускается вновь после продувки с вывернутыми свечами.
И все же, если вдруг...
Возгорание в машине можно обнаружить по следующим признакам: дым из-под капота, запах горелой изоляции. В фонде пожарной безопасности считают, что от того, насколько быстро водитель отреагирует на первые признаки пожара, зависит дальнейшее развитие ситуации.
Как правило, очаг возгорания находится под капотом. Поэтому в первую очередь нужно остановиться, заглушить мотор, высадить пассажиров, а затем открыть капот и обесточить машину, к примеру, сняв клеммы с аккумулятора. Ни в коем случае нельзя открывать капот резко, иначе пламя вспыхнет и охватит весь моторный отсек.
Дальше в ход идет огнетушитель. Его сопло нужно направлять не на пламя, а на горящую поверхность, и тушить с расстояния одного-двух шагов. Время непрерывной работы огнетушителя 9—15 секунд, поэтому тушить пожар нужно осмысленно и эффективно, не расходуя струю попусту, с учетом направления ветра и тяги.
— И ни в коем случае, — на это Андрей Кударенко, специалист фонда пожарной безопасности, особо обращает внимание, — при срабатывании всех современных огнетушителей (углекислотного, порошкового закачного типа и порошкового газогенерирующего) не надо их переворачивать.
Фото автора и из архива пресс-службы ГО ЧС области

Метки:
baikalpress_id:  830