"Ангара": две жизни одного ледокола

"Ангара" — один из первых в мире ледоколов, сохранившийся до наших дней. Он был изготовлен в Англии, в разобранном виде доставлен по железной дороге на Байкал. На воду "Ангару" спустили 25 июля 1900 года. За свое более чем столетнее существование судно пережило мирные, трудовые, и военные будни, почет и забытье. После своего второго рождения ледокол стоит в заливе микрорайона Солнечного города Иркутска, теперь в нем размещается культурно-досуговый центр "Ледокол "Ангара".

Английская порода
В конце XIX столетия началось строительство Сибирской железнодорожной дороги. Чтобы завершить работы как можно скорее и пустить первый поезд в максимально короткие сроки, рельсы начали прокладывать сразу на нескольких участках. Однако еще в самом начале строительства Кругобайкальской железной дороги стало ясно, что особенности природного ландшафта доставят немало трудностей и, как следствие, задержат открытие движения на всей магистрали. Поэтому министр путей сообщения князь Хилков предложил открыть временную железнодорожную паромную переправу через озеро Байкал. Комитет по постройке Сибирской железной дороги идею поддержал и в конце 1895 года заказал английской фирме "Сэр В.Г.Армстронг, Витворт и К" изготовить в разобранном виде паром-ледокол. В начале января 1898 года части судна уже доставили в Лиственичное и начали собирать. Ледокол назвали "Байкалом".
В то же время Комитет решил заказать в Англию еще один ледокол, только меньших размеров, который бы стал для "Байкала" своеобразным помощником. Контракт с той же фирмой был заключен в конце 1898 года, а уже в июне 1899 в Лиственичное по железной дороге прибыли части нового ледокола. Сборка младшего брата "Байкала" началась 18 июня. Работы шли в ускоренном темпе, ежедневно на строительстве трудились около 300 человек.
Младшая сестра "Байкала"
Почти год спустя, 25 июля 1900 года состоялся торжественный, с молебном, спуск на воду ледокола, получившего название "Ангара". Она была меньше и выглядела элегантнее "Байкала" — небольшая надстройка, высокие, скошенные назад трубы.
Справка "Копейки"
"Ангара"
Размеры судна: длина — 61 метр, ширина — 10,7 метров, высота борта — 7,6 метра, осадка кормой при полной загрузке — 4,7 метра. Корпус ледокола стальной, клепаный, толщина ледового пояса, расположенного в районе ватерлиниии — 25 миллиметров. На судне установили четыре огнетрубных котла (тип паровых котлов, в которых вода находится в межтрубном пространстве) локомобильного типа, а в качестве топлива использовали каменный уголь Черемховского разреза. Запаса в 230 тонн хватало на 115 часов хода судна. На "Ангаре" оборудовали каюты для пассажиров первого и второго класса на 60 мест, а для третьего класса в кормовой части — на 100 мест. Грузоподъемность ледокола — 250 тонн.

Первым капитаном судна назначили Иоганна Фридриха Мазура. Ежедневно оба ледокола совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая, затем из-за неприспособленности к зимним рейсам вместо Мысовской гавани стали использовать Танхой. Ледоколы ходили по Байкалу со второй половины апреля до середины января следующего года.
В 1906 году, после ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги, "Ангара" редко выходила в море. Начальник переправы Заблоцкий попытался добиться разрешения у Министерства путей сообщения использовать ледокол для рейсов на север Байкала. Однако владельцы частного пароходства взбунтовались — они посчитали, что это может привести к упадку их предприятия. К тому же содержание двух ледоколов обходилось министерству недешево. В навигацию 1907 года "Ангара" уже не вышла. Экипаж ледокола был сокращен, на судне остался только боцман Есипов и несколько матросов для поддержания порядка.
10 лет простоял ледокол без работы. В конце 1916 года "Ангара" совершила рейс до Нижнеангарска. Капитаном судна назначили Вячеслава Григорьевича Базилевского.
28 января 1918 года, спустя 10 дней после подписания Лениным декрета "О национализации торгового флота", Комитет Советских организаций Восточной Сибири принял постановление о национализации имущества Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств, в том числе и Байкальской железнодорожной переправы. В это же время ледокол переоборудовали для пассажирских перевозок.
Продолжение в следующем номере. Использована информация исторического очерка В.В.Вертянкина "История ледокола "Ангара"

Метки:
baikalpress_id:  34 431