Путешествие из Петербурга в Сибирь

Эрмитаж в лицах и комментариях

Свершилось: открытие долгосрочной, научно-просветительной и образовательной программы "Эрмитаж в Сибири" состоялась недавно в Иркутске. В рамках этого уникального события следует отметить прежде всего открытие выставки "Античное наследие в искусстве Западной Европы" в Иркутском областном художественном музее им. В.П.Сукачева. Большим праздником для всех ценителей подлинного искусства назвал программу "Эрмитаж в Сибири" губернатор Иркутской области Борис Александрович Говорин, присутствовавший на торжественном открытии выставки.

Вызвавшее немалый интерес творческой общественности города, это событие стало одним из наиболее ярких элементов реализации программы в нашем регионе. Здесь же, на открытии музейной экспозиции, присутствовали директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский, знаменитый кинорежиссер, автор фильма"Русский ковчег" (просмотр которого состоялся незадолго до открытия выставки) А.Н.Сокуров, председатель Совета директоров "Компании "Базовый элемент" — основного спонсора сибирской программы О.В.Дерипаска.
Программа "Эрмитаж в Сибири" уникальна по своим масштабам. В ее основе — серия тематических выставок из собрания музея в комплексе с различными культурно-просветительными мероприятиями, в том числе лекториями, концертами, демонстрацией фильмов и так далее. В течение года эрмитажные сокровища смогут увидеть жители еще пяти сибирских городов — Улан-Удэ, Красноярска, Абакана, Новосибирска, Кемерова, для которых эти великолепные экспозиции станут естественным элементом сибирского культурного пространства.
Музей XXI века
Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Санкт-Петербургского государственного университета:
— Программа "Эрмитаж в Сибири" — важная составляющая единого культурного пространства России.
От момента ее зарождения в наших планах до реализации прошло немало времени. В процессе формирования мы учитывали огромный интеллектуальный потенциал сибирского региона, его удаленность от исторически сложившихся культурных центров России.
Приобщение к сокровищам Эрмитажа — мечта миллионов людей. Но далеко не все сегодня могут приехать в Санкт-Петербург, чтобы спокойно побродить по музею. Поэтому сегодняшний Эрмитаж существует как бы в нескольких измерениях, и в том числе в мире кино. Его образ замечательно воссоздан в фильме "Русский ковчег"(режиссер Александр Сокуров). Этот фильм является частью нашей сибирской программы. Здесь, в Иркутске, его успели посмотреть сотни людей, хотя фильм демонстрировался всего два раза.
Эрмитаж начала XXI века существует и в виртуальном мире. У нас создано отличное электронное обеспечение, VEB-сайт Эрмитажа — настоящая электронная академия.
Яркий образ нашего музея в музыке создан с помощью камерного оркестра Санкт-Петербург Камерата, ровно десять лет назад получившего уникальный статус Оркестра Государственного Эрмитажа. Его художественным руководителем и главным дирижером является всемирно известный музыкант Саулюс Сандецкис.
Взаимодействие культуры и бизнеса — в основе реализации программы "Эрмитаж в Сибири". Финансовая поддержка компании "Базовый элемент" смогла осуществить наши давние замыслы: сократить огромные расстояния и сделать шедевры одного из величайших музеев мира доступными сибирякам.
Соответствовать званию человека
Матвеев Владимир Юрьевич, заместитель директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию:
— Принимающая сторона должна прежде всего очень хотеть сотрудничать с Эрмитажем.
Мы должны видеть ее искреннее желание, ее добрую волю. Все это в Иркутске есть. Ну, а среди параметров, связанных с безопасностью и обеспечением сохранности музейных ценностей, назову прежде всего температурно-влажностный режим. Здесь очень важна стабильность. Неслучайно все выставочные экспонаты проходили после самолета своеобразную акклиматизацию — несколько дней стояли в ящиках нераспакованными.
Огромная работа проделана представителями соответствующих служб по обеспечению безопасности — технической и физической — как самих музейных реликвий, так и представляющих их сотрудников. Понятно, что в отличие от банковских учреждений, например, где основная задача — максимальная недоступность охраняемых ценностей, наши музейные экспонаты максимально приближены к посетителям. Реализация программы "Эрмитаж в Сибири" подняла технический уровень иркутского музея на качественно новую высоту. Но главное, конечно, — добрые намерения всех, кому посчастливится увидеть Эрмитаж в миниатюре. Нам всем важно соответствовать высокому званию человека.
Фильм о судьбе нашей культуры
Александр Николаевич Сокуров, выдающийся кинорежиссер, обладатель призов многих отечественных и зарубежных фестивалей, автор более 40 игровых и неигровых картин, среди которых "Мария", "Одинокий голос человека", "Дни затмения", "Молох", "Телец":
— Что мы были бы без музеев, без людей, занимающихся сохранением искусства, культуры? Это судьба нашего народа, судьба России, то, в чем мы укорененно сильны.
Работая над фильмом "Русский ковчег", я надеялся, что он сможет объединить всех нас вокруг национального русского искусства, вернет нам силы, энергию, чтобы жить дальше, несмотря на то, что у нас за плечами, несмотря на все свершенное нами и в чем мы так виноваты.
"Русский ковчег" — первый в мире полнометражный фильм, снятый единым кадром, без остановки камеры и монтажа. В режиме реального времени камера прошла по 36 великолепным залам Государственного Эрмитажа, запечатлев разворачивающееся грандиозное зрелище с участием тысячи актеров, статистов и музыкантов Мариинского театра во главе с маэстро Валерием Георгиевым. Действие фильма охватило три века отечественной истории, воплощенные в бессмертных произведениях живописи, скульптуры и персонах российских императоров — от ПетраI и Екатерины Великой до последнего русского царя и его семьи. Фильм завершается грандиозной сценой бала в Зимнем дворце.
Образ Эрмитажа в музыке
Сергей Николаевич Евтушенко, художественный руководитель и директор фонда программы "Эрмитажная академия музыки", генеральный менеджер оркестра "Санкт-Петербург Камерата", член Союза композиторов России, автор музыки к фильму "Русский ковчег":
— Форма существования нашего оркестра — своего рода ноу-хау в российском музыкальном пространстве.
Оркестр "Санкт-Петербург Камерата" — частный. Он создан выдающимся музыкантом, известным дирижером, лауреатом Государственных премий СССР Саулюсом Сандецкисом в 1989 году. Это было очень тяжелое для нашей культуры время. Финансировать новый, неизвестный коллектив никто не собирался. И тогда мы решили создать некий бренд, присвоив "Санкт-Петербург Камерате" статус Оркестра Государственного Эрмитажа. Позже, в середине 90-х годов, была создана программа "Эрмитажная академия музыки", и с тех пор в залах музея зазвучала музыкальная классика.
Не все восприняли такую форму концертирования позитивно, приходилось выслушивать самые разные отзывы. Но постепенно оркестр в стенах Эрмитажа стал своеобразным продолжением его экспозиций. Тем более логично, если вспомнить, что в прошлом Эрмитаж — дом российских императоров, неотъемлемой частью жизни которых была музыка.
Теперь в послужном списке нашего камерного оркестра более тысячи концертов, 3 диска фирмы "Сони классик", свыше 30 дисков других звукозаписывающих фирм, гастроли в Германии, Франции, Японии, Австрии, Швеции, многих других странах. Оркестр постоянно участвует в самых престижных международных музыкальных фестивалях и проектах.
Шедевры античной пластики в Сибири
Торшина Людмила Евгеньевна, старший научный сотрудник научно-методического сектора научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа:
Сибирская программа — одна из множества наших культурно-образовательных программ, предназначенных для самого разного контингента слушателей.
К тому же это наиболее грандиозный наш проект после почти двадцатилетнего перерыва. Это было очень сложное время для нашей страны, нашей культуры, а значит, и для нашего музея. Но, судя по всему, этот период заканчивается, и программа "Эрмитаж в Сибири" — еще одно тому подтверждение.
Среди 110 произведений живописи, пластики, декоративно-прикладного искусства, составляющих нашу сибирскую выставку, — подлинные раритеты, целый ряд драгоценных шедевров мировой культуры. Я советую обратить внимание на блестящую коллекцию античной керамики, аттические вазы, созданные в период наивысшего расцвета древней расписной керамики — VI—IV вв. до нашей эры.
Великолепна наша античная бронза (Древняя Греция и Древний Рим) с изображением мифологических персонажей, совершенно уникальна античная скульптура — голова Геракла (III—II вв. до нашей эры), герма Гермеса (сер. V в. до н.э.), голова Артемиды (конец IV в. до н.э.), голова амазонки (440—450 гг.до н.э.).

Метки:
baikalpress_id:  34 153