В Байкальске хранится коллекция фотораритетов

Два старинных футляра с надписью на корешках Vues verascop, двести стеклянных пластин с двойными черно-белыми фотоизображениями на них жительнице Байкальска Галине Горшковой достались в наследство от бабушки Анастасии Ковбуновой. На стереослайдах, которые можно точно датировать 1902—1911 годами, в стереоскопе такой же старинной работы видны разнообразные пейзажи Байкала, рек Витима, Лены, сцены строительства Кругобайкальской железной дороги, улиц Иркутска и тут же снимки фешенебельных курортов Ниццы, Канн и Монте-Карло, улиц и памятников Берлина, Москвы, Петербурга, природы Финляндии и других экзотических уголков планеты.

Даже беглый просмотр фотоматериалов приводит к выводу, что их бывший владелец, скорей всего, являлся инженером-железнодорожником или чиновником, служащим по Горно-промышленному департаменту. В царское время эти профессии были престижными и высокооплачиваемыми. Их обладатели могли себе ежегодно позволить отправиться в отпуск в Западную Европу и приобрести там дорогостоящую фотоаппаратуру, с помощью которой проводились съемки и изготавливали подобные слайды.
На большинстве из них за давностью времени выцвели все надписи, но на единичных экземплярах сохранилась подпись P. Kritch. Возможно, это свидетельство автора-иностранца. Известно, что на строительстве Кругобайкальской железной дороги (таких снимков огромное количество) участвовало много иностранных рабочих и инженеров. Их так же ценили сибирские золотопромышленники и за огромные деньги приглашали работать на прииски. Этим обстоятельством вполне объясняется наличие в коллекции снимков Бодайбо, рек Лены и Витима.
В строгом смысле представленные слайды нельзя считать научной коллекцией, слишком они разношерстны и не систематизированы. Надписи к слайдам выполнены чернилами по правилам современной орфографии, что не соответствует датировки снимков. Многие изображения не совпадают с порядковыми номерам, указанным в каталоге, и установить их принадлежность теперь будет проблематично.
Больше всего эта коллекция напоминает семейный альбом, в котором его владелец запечатлел снимки тех мест, где он побывал по служебной надобности или во время своих многочисленных путешествий. Возможно, на немногочисленных групповых фотопортретах присутствует и он сам, но установить это невозможно, поскольку пленки не подписаны.
На корешке одного из футляров четко пропечатана цифра 1, а на другом — вроде бы просматривается цифра 3. Это дает повод предполагать, что на самом деле футляров могло быть больше двух.
По словам Галины Ивановны, этот раритет появился у них в семье во время или после Великой Отечественной войны. Тогда ее бабушка проживала в Слюдянке и работала медсестрой в госпитале.
По смутным детским воспоминаниям Горшкова рассказала, что к приобретению коллекции слайдов каким-то образом был причастен знакомый бабушки некто Пушкарев, проживавший в деревянном домике на одной с ней улице Октябрьской. Его считали в поселке странным человеком. Именно от него, так считает Горшкова, ее бабушке досталась эта старинная реликвия и еще целый сундук с книгами дореволюционного издания. Два футляра с фотопластинами с тех пор хранятся в доме, а книги вывез на Западную Украину бабушкин двоюродный брат по фамилии Бендера.
Анастасия Ковбунова очень дорожила доставшийся ей коллекцией, никогда не показывала ее посторонним, предпочитая рассматривать слайды в кругу семьи и очень близких знакомых. Только один раз она передала Слюдянскому краеведческому музею фотослайд с видом Байкала для оформления центрального стенда. Панорамная экспозиция, выполненная с этого слайда, имела большой успех у жителей Слюдянки и у профессиональных историков.
Анастасия Ковбунова завещала коллекцию внучке. В силу различных обстоятельств Галина Горшкова решила продать ее. К ней уже обращались потенциальные покупатели. С ними она ведет переговоры и выдвигает одно условие, без которого сделка не состоится, — коллекция продается целиком, а не по частям.

Метки:
baikalpress_id:  32 868