Молодые педагоги кидают сельские школы

Используя единственную возможность поступить в вуз, студенты не соблюдают условия контракта

Что ни говори, а поступить в вуз сложно. Институты и университеты отводят большое количество мест для абитуриентов, желающих обучаться на коммерческой основе. Для поступающих на общих основаниях установлен жесткий отбор и высокий проходной балл. Именно поэтому для многих выпускников школ, особенно сельских, поступить в педагогический вуз по контракту — чуть ли не единственная возможность выбраться из глубинки и получить высшее образование. Контракт предполагает, что по окончании университета молодой специалист вернется в сельскую школу и отработает там три года. Но не тут-то было. Молодые преподаватели предпочитают не возвращаться в родную деревню, вернуть деньги за обучение и остаться в городе. И работать, скорее всего, не по специальности.

В конце прошлого года в Иркутском государственном лингвистическом университете состоялась встреча студентов, обучающихся по контракту, с представителями Главного управления общего и профессионального образования. Чтобы было не скучно, ребята разделились на четыре команды и устроили между собой КВН. Главная тема выступлений — как здорово быть преподавателем иностранного языка.
Доклад начальника Управления общего и профессионального образования Иркутска Натальи Малявкиной вернул собравшихся к действительности. По ее словам, одна из проблем нашего образования — постепенное старение учительских кадров. И если в целом по школам России работает 11% учителей пенсионного возраста, то для Иркутской области эта цифра — почти 17%.
2193 учителя обучают наших детей иностранному языку, не хватает еще 116 человек. Именно такова потребность в преподавателях английского, немецкого и французского языков в области на 1 октября 2003 года. И одним из решений вышеназванных проблем призвана стать программа обучения в педагогических вузах по контракту, именуемая "целевая контрактная подготовка специалиста с высшим образованием по конкретной специальности". В Иркутске по этой программе работают два университета — лингвистический и педагогический.
Кто кому что должен
Контракт заключается четырьмя сторонами: Главным управлением общего и профессионального образования Иркутской области (ГУОПО ИО), администрацией района, где живет абитуриент, вузом и выпускником сельской школы. У всех сторон есть свои четкие обязательства.
ГУОПО заключает договор с вузом о контрактном целевом приеме сельской молодежи, следит за успеваемостью студента и соблюдением им правил внутреннего распорядка. Производит доплату к стипендии: с 3-го по 4-й курс — 200 рублей ежемесячно, на 5-м курсе — 500 рублей. Как только студент-контрактник устроится на работу в сельскую школу, премирует его подъемными в размере 5000 рублей.
Администрации районов отбирают абитуриентов, желающих обучаться по данной программе, организуют им практику в школах и по окончании вуза обеспечивают трудоустройство.
Вуз обязуется предоставить абитуриенту целевое внеконкурсное место для поступления, обеспечить условия для освоения программы обучения, а также информировать ГУОПО об успеваемости конкретного студента.
Теперь об обязанностях студента. Контрактник должен усвоить программу, на 5-м курсе пройти педагогическую практику в одной из школ района области, откуда он приехал, не позднее 15 августа года окончания обучения явиться в отдел образования района и отработать в образовательных учреждениях района 3 года.
Если студент не выполняет условия контракта или, проще говоря, не хочет возвращаться на родину учить односельчан, он возмещает ГУОПО "затраты, связанные с установлением ему доплат к стипендии, а также выплат — 5000 рублей; администрации района — стоимость других социальных пособий и льгот, выплаченных ему с момента заключения настоящего договора".
Другими словами, если студент не собирается отрабатывать положенных три года в сельской школе, он выплачивает сумму в пределах 15000 рублей (доплата к стипендии за все годы плюс подъемные) и остается жить в областном центре.
Хотели как лучше...
Как рассказала Наталья Малявкина, уже 67 студентов-целевиков закончили обучение в высшем учебном заведении. И только 37 из них устроились на работу по своей профессии, то есть стали учителями в сельских школах. Остальные 30 выпускников, как это ни печально, вернули деньги и работают неизвестно где.
Ежегодно из областного бюджета на обучение студентов-контрактников выделяется 5 миллионов 92 тысячи рублей. Тратится на эту программу и федеральный бюджет.
— Вполне естественно, что нам хотелось бы получить обратный результат, — сказала Наталья Малявкина. — Значительное число ребят, получивших направление от районного управления образования, не смогли сдать вступительные экзамены. Это говорит об уровне базового образования.
Условия поступления для контрактников намного мягче, чем для абитуриентов на общих основаниях:
— Для поступающих по контракту за три экзамена достаточно набрать 90 баллов, то есть, грубо говоря, получить три "тройки", — рассказала Эмилия Кравцова, студентка-второкурсница ИГЛУ. — Для остальных в прошлом году проходной балл был 130.
Повышать уровень базового образования нужно с подготовки новых кадров, а вот кадры-то готовиться как раз и не хотят.
Эмилия приехала учиться в ИГЛУ из Качуга. О возможности поступления по контракту ей рассказала учительница немецкого языка. Миля сдала экзамены без проблем и учится неплохо. Студентка честно призналась, что еще не решила — поедет ли обратно в Качуг отрабатывать положенных три года, или же сельская школа обойдется без нее. Соблазн найти работу в городе очень велик. Ну не хочется молодой девушке "терять три года". И так думает не одна Эмилия:
— Я разговаривала с другими студентами-целевиками, — рассказывает девушка. — Мало кто твердо собрался стать сельским учителем.
А что же нужно сегодняшнему студенту?
— Точно не знаю. Интересную работу, хорошую зарплату.
Все и сразу. Понятно, что оклад учителя оставляет желать лучшего и большего, особенно у молодых специалистов. С другой стороны, сдать экзамен на 90 баллов вместо 130 гораздо легче, и добавка к стипендии даже в размере 200 рублей для студента — вещь весомая. Почему же тогда, зная заранее, что работа школьного учителя не для него, абитуриент не дрогнувшей рукой подписывает четырехсторонний контракт? Да потому что это единственный шанс бесплатно поступить в заветный вуз. И хотя бы из чувства благодарности за возможность получить высшее образование вернуться в родную сельскую школу, хотя бы на три года, все-таки стоит.

Загрузка...