Кому верить...

Споры о том, во имя чего пали пять верблюдов на ангарской земле, не утихают
Ангарская шаманская организация не рекомендовала смотреть этот обряд слабонервным и несовершеннолетним. Выглядел он действительно жутко.
Ангарская шаманская организация не рекомендовала смотреть этот обряд слабонервным и несовершеннолетним. Выглядел он действительно жутко.

Андрей Обшолов назвал проведение этого обряда недопустимым. По его мнению, люди, которые приняли участие в нем, не имеют представления о традициях шаманизма.
Андрей Обшолов назвал проведение этого обряда недопустимым. По его мнению, люди, которые приняли участие в нем, не имеют представления о традициях шаманизма.

В конце января ангарская шаманская организация «Вечно синее небо» прове­ла обряд, который вызвал шквал него­дования не только в России, но и за рубежом. Пять верблюдов были прине­сены в жертву в качестве подношения верховным богам. Организаторы обряда пояснили, что сделали это для укрепле­ния России и ее народов. И они действи­тельно сплотили народ, но только про­тив самих себя. Участников действа обвинили в жестоком обращении с животными, назвали убийцами и живо­дерами. На прошлой неделе шаманские организации Усть-Ордынского Бурят­ского округа также осудили жертвопри­ношение, которое, по их мнению, грубо противоречит всем канонам древних традиций.

Работа «на отлично»

Ситуация с обрядом, на котором в жертву были принесены верблюды, заставила шаманов Усть-Ордынского вспомнить о ряде застарелых проблем. Например, о том, что пора решать судьбу построенного на народные деньги Дома шамана. Здание до сих пор не функционирует. По мнению Совета старейшин Эхирит-Булагатского района, оно должно стать частью музейного комплекса.

27 января ангарская шаманская организация «Вечно синее небо» провела обряд «Жэн Тэнгэри яба». Весь процесс был снят на видео, а затем выложен на ютубе. В предисло­вии к ролику говорилось о том, что обряд был проведен впервые в совре­менной истории и направлен на укре­пление России и ее народов. Была и пометка «слабонервным и несовер­шеннолетним смотреть не рекомен­дуется». И действительно, видео заставило содрогнуться даже тех, кто знаком с проведением такого рода ритуалов.

Гневные отклики не заставили себя ждать. Люди со всех уголков мира осудили поступок ангарской органи­зации. По мнению многих, красивые гордые животные просто стали жерт­вами черного пиара. К расследованию подключились надзорные и след­ственные органы.

В снятом видео Артур Цыбиков, руководитель местной организации «Вечно синее небо», пояснил, что у бурят наивысшим животным для под­ношения богам считается верблюд.

— Почему их пять? Так получилось, что эта цифра в наших гаданиях явля­ется результатом отличной работы. Как в школе. Это наивысшая оценка наших знаний, возможностей, спо­собностей. Поэтому, если мы хотим чего-то добиться, нужно все делать на отлично, — пояснил Артур Цыбиков.

— Мы проводим этот молебен от чистого сердца, от души. Сохраняя, возрождая традиции, мы восстанав­ливаем те незыблемые культурные ценности, которые приведут к возро­ждению, восстановлению нашего большого государства, нашей страны.

На данный момент видео, наде­лавшее столько шума, удалено. Зато на сайте организации появи­лось другое: ролик с интервью Артура Цыбикова, в котором он высказал мнение по поводу крити­ки.

— Обряд мы провели 27 января. Посмотрите в «Википедии», что произошло в этот день (на экране всплывает выдержка из справоч­ника о том, что 27 января 1944 года была прорвана блокада Ленингра­да в ходе ВОВ), и вы поймете наши доводы на освобождение нашей великой России от негатива, соци­альной напряженности, недоска­занности между народами, нако­пившихся за это время, претензий к государству людей, которые не понимают, как они живут, как мир устроен. Народ заблудился, поте­рял свои цели и задачи, свои прин­ципы. Миллиарды людей каждый день садятся за стол, и никто не задумывается, откуда у них берут­ся сосиски, колбаса, шашлык, бекон. Так или иначе, это убий­ство животных, — говорит Артур Цыбиков. — Очень многие люди зимой носят теплую одежду. В ней тепло, уютно. Женщины носят зимой шубы из песца, соболя. Кто-нибудь задумывался, как эти шубы делаются? Каракулевые шубы вообще из только что родив­шихся ягнят делают. Кроме того, любые праздники, подношения связаны с угощением. То, что мы используем в обычной жизни — мы этим делимся с нашими бога- ми-предками. Поэтому мы, ското­воды, пять священных животных передаем нашим предкам-богам через обряды. Вот и все.

Позиция уланудэнцев

Основательно к ситуации подошли шаманские организации из города Иркутска, Усть-Ордын­ского Бурятского округа, Забайка­лья, Бурятии. Обряд вызвал у них полное непонимание. Ни одна действующая в Прибайкалье и Забайкалье шаманская организа­ция не согласилась с позицией своих «коллег». Первыми протест выразили представители религи­озной организации шаманов «Тэн- гэри» из Улан-Удэ.

— Проведен немыслимый для нашей религии кощунственный ритуал, где были убиты пять вер­блюдов и якобы поднесены боже­ствам ради того, чтобы каждый человек был успешно реализован в своей деятельности, — высказа­ли позицию в «Тэнгэри». — Дей­ство совершается группой лиц, одетых в шаманское одеяние и бьющих в бубны, и, очевидно, не осознающих происходящее (не слышны камлания, воспевания богов и обращения к ним). Для обывателя этот так называемый ритуал вполне может показаться оправданным, значимым и несу­щим благо. Однако для человека, обладающего знаниями о тради­циях, незнание канонов шаманиз­ма и абсолютная извращенность обрядовых действий налицо.

Протест шаманов Прибайкалья

На прошлой неделе свое мнение высказал и Совет шаманских общин Прибайкалья. В состав общин входят местные религиоз­ные организации «Сахилгаан», «Бургэд», «Байкал», шаманы Ольхонского, Нукутского и Аларского районов Иркутской области. Они также выразили протест деятель­ности ангарской организации.

«Данный «обряд» не имеет ниче­го общего с бурятским шаманиз­мом и противоречит всем традици­ям и устоям шаманизма, обычаям, традициям и духу бурятского народа. В МРОШ г. Ангарска попрали сакральные традиции и обычаи, проведя обряд и умертвив священное животное — верблюда, к тому же провели обряд зимой, что также является нарушением традиции. В бурятском шаманизме проведение общих обрядов ведет­ся только в теплое время года, душа жертвенного животного «отчитывается», ее просят, чтобы она дала согласие на жертвенность и, попав в другой мир, вновь пере­родилась. Любые обряды шаманы проводят только адресно, конкрет­ному божеству, духу или с опреде­ленной целью, но не во имя общих и «высоких» слов, — подчеркнули в Совете шаманских общин При­байкалья. — Призываем строго придерживаться исконных тради­ций и обычаев нашего народа, сохранять и чутко относиться к наследию предков и их заветам». Это обращение было опубликова­но на официальном сайте Центра культуры коренных народов При­байкалья.

Негативно воспринял обряд и Совет старейшин поселка Усть- Ордынского во главе с шаманом Андреем Обшоловым.

—  Проведение такого обряда недопустимо. Одно то, что он был проведен зимой, доказывает, что люди, которые принимали в этом участие, не имеют никакого пред­ставления о традициях шаманиз­ма. Обряды начинают проводить начиная с 22 мая — когда трава идет в рост. Да что там говорить — сейчас много стало людей, которые называют себя шамана­ми. А ведь это тонкая материя, и если с миром духов начинает хоть как-то соприкасаться человек, который не имеет на этого права по своему происхождению, то последствия бывают ужасные, — говорит Андрей Обшолов. — Дядя Маха (шаман Терентий Шабаев.— Прим. редакции), когда был жив, предсказывал, что произой­дет нечто подобное, что людей, считающих себя шаманами, будет много. И вот его предсказание сбывается. Думаю, что сбудутся и другие его слова — о том, что все, кто притворялся шаманом, будут наказаны. И действительно, быва­ет, что люди осознают свои ошиб­ки, признаются, что никакие они не шаманы, приходят, просят помочь, остановить, если говорить обывательским языком, черную полосу в их жизни.  Весной 2018 года некоторые общественные деятели высказы­вались за то, чтобы объединить шаманские организации региона. Было проведено собрание, кото­рое показало, что эта идея провальна. По принципиальным вопросам у нас были разногласия. Так что объединения шаманских организаций, по моему мнению, не будет никогда. Каждый счита­ет, что он прав. А вот нам — эхиритам и булагатам — объединить­ся просто жизненно необходимо. Для этого создан Совет старей­шин. Нас 12 человек. В ближай­шем будущем мы определим даты трех важных обрядов, один из которых пройдет в энергетиче­ском центре, у горы Манхай, вто­рой будет посвящен прародителю бухэ нойону, и третий состоится на Ольхоне. Присутствовать на нем смогут все желающие, а о вре­мени мы сообщим дополнительно.

По словам Андрея Обшолова, ситуация с обрядом, на котором в жертву были принесены верблю­ды, заставила вспомнить о ряде застарелых проблем.

— Жителям Усть-Ордынского Бурятского округа и региона в целом нужно включать голову, объединяться и не давать себя обманывать. В частности, думать о том, на какой обряд вы пошли, кто его проводит, кому вы молитесь. Еще хочу напомнить о том, что если с вас при проведении каких- то обрядов требуют внушитель­ные суммы, то перед вами не шаманы, а шарлатаны. К сожале­нию, ситуации, когда людям, чтобы выполнить так называемый обряд, приходится брать кредиты, сейчас не редкость. А нам, шама­нам Эхирит-Булагатского района, нужно меньше возмущаться тому, что уже случилось, а срочно решать насущные проблемы, — говорит Андрей Обшолов. — В поселке Усть-Ордынском стоит Дом шамана, который был постро­ен на народные деньги. И он не функционирует, из-за бюрократи­ческих проволочек не поставлен на баланс. Я буду добиваться, чтобы здание стало частью музей­ного комплекса. Чтобы люди, как приезжие, так и местные, смогли приходить и получать информа­цию о старинной религии — истинном шаманизме, а при необ­ходимости, если в их душе есть вера, могли получить квалифици­рованную помощь.

Больше всего гнева у шаманов Прибайкалья и Забайкалья вызвал тот факт,что обряд, вопреки всем канонам, был проведен зимой, а жертвой стало священное животное. И не одно.
Больше всего гнева у шаманов Прибайкалья и Забайкалья вызвал тот факт,что обряд, вопреки всем канонам, был проведен зимой, а жертвой стало священное животное. И не одно.
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments