Кому будем жаловаться?

В Иркутске закрывается отдел защиты прав потребителей городской администрации

Магазины, кафе, торговые центры, рестораны, фитнес-клубы, парикмахерские, автосервисы… Ежедневно мы посещаем десятки мест, становясь при этом потребителями товаров и услуг. К сожалению, далеко не всегда они бывают надлежащего качества. В год за защитой своих прав в различные инстанции обращается около 10—15 тысяч жителей Иркутской области. Одной из таких организаций уже больше двадцати лет является отдел защиты прав потребителей комитета по потребительскому рынку администрации города Иркутска. Отдел хорошо знаком иркутянам, поэтому известие о его закрытии буквально шокировало многих горожан. Сразу возник вопрос: куда теперь обращаться с жалобами? Ответ искали представители общественности и официальных структур на заседании общественной палаты Иркутска, которое состоялось на прошлой неделе.

По словам Виктора Низовцева, начальника отдела защиты прав потребителей, решение о ликвидации отдела было принято аппаратом администрации города Иркутска. 10 июля все сотрудники (на данный момент их трое) получили уведомления об увольнении в связи с сокращением штатов. Работать они будут до 14 сентября, после чего отдел закроют.

— Наш отдел образован как структурное подразделение администрации Иркутска в 1993 году, практически сразу после принятия Закона РФ «О защите прав потребителей», — рассказал собравшимся Виктор Низовцев. — За 22 года работы наше имя стало хорошо известно всем жителям, наши телефоны и адреса дают все справочные службы. Все эти годы мы оказываем правовую помощь гражданам: даем консультации, помогаем составлять претензии, исковые заявления, представляем интересы потерпевших в суде. В основном стараемся решить проблемы еще до суда. Мы, как представители власти, всегда пользовались авторитетом: часто бывает достаточно звонка нерадивому предпринимателю, чтобы он выплатил компенсацию, а впоследствии не допускал инцидентов, которые нарушают права людей. Очень важно, что все услуги населению мы оказываем совершенно бесплатно. В числе наших клиентов — малообеспеченные слои населения, которые не могут обращаться к платным адвокатам, — пенсионеры, студенты…

Не только этот факт выделяет городской отдел защиты прав потребителей среди остальных организаций, которые обладают схожими функциями. В их числе — Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, консультационный центр защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Иркутской области» и различные общественные организации.

— Задачи у нас одни и те же, — высказалась начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Нина Астраханцева. — Однако к нам, например, обращаются в тех случаях, когда нужна проверка, и в основном это касается продовольственных товаров. Всего в год к нам поступает около 4 тысяч жалоб, столько же — в городской отдел. После его закрытия нагрузка на нас увеличится вдвое, возникнут очереди. Это, несомненно, скажется на качестве наших услуг.

Кроме того, в Роспотребнадзоре берут плату за информирование и консультацию. Это же делают и общественные организации, основная задача которых — судебная практика. И цены тут немаленькие: составление претензии — от 1000 рублей, иска — от 2,5 тысячи.

— Я считаю, что нельзя закрывать городской отдел защиты прав потребителей, — замечает Ольга Бартанова, представитель общественного движения «За кредитную амнистию», — потому что он берет на себя, пожалуй, самую важную функцию — дает информацию. У большинства людей отсутствует правовая грамотность, поэтому, увы, бороться за свои права многие просто не в состоянии. И я много раз видела, что после консультации у Виктора Петровича они хотя бы начинают осознавать, что происходит! И Роспотребнадзор, на который ляжет основная нагрузка после ликвидации отдела, с этим не справляется даже сейчас, поскольку их функция — проверять.

— Вопрос, куда бежать, если нарушают права, всегда возникал у людей в первую очередь, — отмечает Антонина Пережогина, начальник отделения защиты прав потребителей Консультационного центра. — Но мы, например, не занимаемся надзорной деятельностью, не можем воздействовать административно. Мы лишь выступаем в роли консультантов. Вне всякого сомнения, полномочия у городского отдела при администрации намного шире.

Высказала свое мнение и Эльвира Рахматуллина, и. о. начальника отдела исполнения административного законо­дательства УВД России по городу Иркутску:

— К нам тоже часто приходят люди с жалобами на просроченные товары, на причинение вреда имуществу и другие проблемы из сферы товаров и услуг. Но мы консультаций не даем, наши функции — пресечение незаконной деятельности. Поэтому, когда жалобы поступают, мы просто направляем их либо в Рос­потребнадзор, либо в администрацию. С моей точки зрения, после ликвидации городского отдела однозначно произойдет снижение уровня правовой защищенности граждан, поскольку это единственный на сегодня орган, который вмещает в себя все функции по защите прав потребителей.

Мнение всех участников дискуссии было единодушным: полноценной замены городскому отделу не останется. В конце беседы заместитель председателя общественной палаты Иркутска Олег Яценко сделал вывод о необходимости составления открытого письма в адрес мэра и городской думы с просьбой не закрывать городской отдел защиты прав потребителей.

Прислушаются ли власти к мнению общественности? Это мы узнаем 14 сентября.

Виктор Низовцев руководит отделом защиты прав потребителей при администрации Иркутска уже 19 лет. За это время им и его сотрудниками приобретен большой опыт, который, увы, в скором времени может стать бесполезным для большинства горожан…
Виктор Низовцев руководит отделом защиты прав потребителей при администрации Иркутска уже 19 лет. За это время им и его сотрудниками приобретен большой опыт, который, увы, в скором времени может стать бесполезным для большинства горожан…
Загрузка...