Когда он полетит?

Сегодня, 8 июня, на Иркутском авиационном заводе — филиале ПАО «Корпорация «Иркут» — состоится публичный показ, так называемая выкатка самолета МС-21. 

Вполне вероятно, что это, без преувеличения, эпохальное событие происходит в ту самую минуту, когда вы читаете эти строки. Ожидается, что пул кремлевских чиновников возглавит премьер-министр Дмитрий Медведев.

Магистральный самолет создается в качестве замены морально устаревших Ту-154 и Ту-134. Кроме этого, МС-21 должен составить достойную конкуренцию Boeing 737 и Airbus 320, потеснив их в первую очередь на внутренних линиях. У лайнера уже имеются покупатели — так называемый портфель твердых заказов составляет 175 единиц, и еще заключено 98 соглашений о намерениях приобрести самолет. Кроме отечественных предприятий новым лайнером интересуются зарубежные авиакомпании, в частности в Латинской Америке…

Наши корреспонденты — одни из немногих, кто видел, как выглядят салон лайнера и кабина. Причем случилось это еще пять лет назад, во время авиакосмической выставки в подмосковном Жуковском. Именно тогда впервые в России был показан полноразмерный макет салона МС-21, хотя настоящая премьера состоялась годом ранее — на авиасалоне в Фарнборо, и уже тогда эксперты ведущих авиационных компаний мира назвали российский проект одним из самых перспективных. В Жуковском представители корпорации делились амбициозными планами, заявляя, что всего планируется выпустить порядка 1200 бортов, треть которых пойдет на экспорт. Для сравнения: в СССР было произведено 852 самолета Ту-134. Салон МС-21, в зависимости от модификации, рассчитан на 150—210 пассажиров.

Во время выкатки гости смогут увидеть лишь внешнюю сторону МС, до начинки еще далеко. На авиасалоне в Жуковском экс-президент «Иркута» Алексей Федоров пояснял гостям, что проект МС-21 будет реализовываться на принципах международной корпорации. Предполагалось, что американская компания Pratt&Whitney оснастит лайнер двигателями, которые в перспективе могут быть заменены на отечественные. Противообледенительной и противопожарной системами занималась Hamilton Sundstrand (США), а кислородной — французская Intertechnique. В общей сложности планировалось задействовать порядка двадцати российских и зарубежных предприятий.

Но тогда никто не предвидел международных санкций, из-за которых количество зарубежных компаний наверняка сократится. Вероятно, с вопросом импортозамещения связано резкое увеличение финансирования проекта: так, из федеральной казны на текущий год выделят 12,7 млрд руб., хотя ранее на период до 2017 года предусматривалось не более пяти миллиардов.

О первых полетах представители авиазавода говорят с осторожностью: вероятнее всего, лайнер впервые оторвется от взлетной полосы в конце 2016-го — начале 2017 года.